Дело №5-340/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<...> 22 ноября 2016 года
Судья Усинского городского суда Республики Коми Юхнина О.С.,
при секретаре судебного заседания Семёновой Н.В.,
с участием защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Коми» Гвозденко К.В., Иевлева Н.М.,
заместителя печорского межрайонного природоохранного прокурора Ишина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Коми», ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/997150001, юридический адрес: <...>, об административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о. печорского межрайонного природоохранного прокурора от дд.мм.гггг. в отношении ООО «ЛУКОЙЛ - Коми» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ. Основанием для вынесения данного постановления послужили следующие обстоятельства. В ходе проверки исполнения федерального законодательства при реализации проектов по обустройству нефтяных и газовых меторождений, систем транспортировки углеводородного сырья в части строительства и ввода в эксплуатацию межпромысловых и промысловых нефтепроводов и газопроводов на предприятиях нефтегазового комплекса региона был установлен факт нарушения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» требований законодательства о промышленной безопасности в части ввода в эксплуатацию и незаконной эксплуатации опасного производственного объекта (далее - ОПО), входящего в состав объекта капитального строительства «Обустройство кустов скважин 223,362бис, 10 и 11 ... месторождения. ... пусковой комплекс. Обустройство куста скважин №».
На основании лицензии № Обществу предоставлено право пользования недрами с целью поиска, разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Кыртаельского месторождения.
В процессе разработки месторождения Обществом с дд.мм.гггг. введены в эксплуатацию и эксплуатируются выкидные линии от скважин до АГЗУ протяженностью 87м и нефтесборный коллектор протяженностью 78м от куста скважин № до точки врезки в НКТ с куста № система нефтесбора (существующий нефтепровод).
С дд.мм.гггг. с целью поддержания пластового давления куста скважин введена в эксплуатацию и эксплуатируется система поддержания пластового давления, включающая в себя нагнетательные скважины № с системой заводнения, блоки нагнетательных гребенок, водоводы.
Проверкой установлено, что ОПО эксплуатируется с грубыми нарушениями законодательства о промышленной безопасности. Согласно свидетельству о регистрации в государственном реестре № от дд.мм.гггг., выданному Обществу Печорским Управлением Ростехнадзора, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» эксплуатирует ОПО «Система промысловых трубопроводов КЦДНГ-4 ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз», зарегистрированный в государственном реестре как ОПО 2 класса опасности с дд.мм.гггг..
В нарушение действующих положений нормативных актов, регулирующих требования промышленной безопасности, Общество в 10-дневный срок со дня начала эксплуатации вышеуказанных объектов не внесло в государственный реестр ОПО сведений об изменениях в ранее зарегистрированный ОПО.
На момент проверки дд.мм.гггг. скважина № находилась в нерабочем состоянии, остальные находились в эксплуатации, что подтверждается рабочим давлением на манометрах, к скважинам подходят электрокабели, на ощупь трубы теплые. Из эксплуатационных карточек следует, что из добывающих скважин № с дд.мм.гггг., а из №Г с дд.мм.гггг. ООО «ЛУКОЙЛ - Коми» начата промышленная добыча нефти; эксплуатация скважины №Н осуществляется с ноября 2015г.
Защитники ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Гвозденко К.В., Иевлев Н.М. возражали против привлечения юридического лица к административной ответственности. Поясняли, что указанные в постановлении объекты по своим характеристикам к ОПО не относятся, являясь техническим устройством с включением их в состав существующего ОПО. Действующим законодательством не предусмотрен 10-дневный срок для внесения изменений в сведения об ОПО. ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», которым эксплуатируется большое количество объектов, как правило в конце календарного года передаются сведения в государственный реестр ОПО о внесенных в них изменениях. В частности, сведения об изменениях ОПО «Система промысловых трубопроводов КЦДНГ-4 ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» были направлены в Печорское Управление Ростехнадзора дд.мм.гггг. (документы приобщены к материалам дела).
Участвующий в деле прокурор настаивал на привлечении Общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
В судебном заседании в качестве специалиста был опрошен Б.А.М. - должностное лицо Печорского управления Ростехнадзора, который пояснил, что предусмотренный 10-дневный срок распространяется как на регистрацию нового ОПО, так и на передачу сведений о внесении изменений в ранее зарегистрированный ОПО, поскольку никаких иных сроков законодательством не установлено. Оперативное внесение сведений об изменениях в ОПО необходимо, поскольку на объектах сбора и подготовки нефти должна быть размещена схема технологического процесса, которая является частью плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. На каждый трубопровод должен быть разработан технический паспорт, в котором отражаются основные технические характеристики, параметры эксплуатации, результаты испытаний. В процессе эксплуатации в паспорт вносятся сведения о ревизии и ремонте трубопровода и иное. До ввода в эксплуатацию проверяется готовность организации к эксплуатации ОПО и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие договоров страхования. Отсутствие сведений о внесенных в государственный реестр ОПО изменениях не позволяет надзорному органу осуществлять контроль за выполнением правил промышленной безопасности.
Заслушав объяснения защитников, заместителя печорского природоохранного межрайонного прокурора, мнение специалиста, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
Ч.1 ст.9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации ОПО в целях предупреждения аварий на ОПО и обеспечение готовности эксплуатирующих ОПО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий (ст.1).
К ОПО относятся объекты, подпадающие под критерии, указанные в Законе.
ОПО подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ст.2).
Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим эксплуатацию ОПО, предписано в установленном порядке представлять Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
В Правилах регистрации объектов в государственном реестре ОПО, утвержденных данным постановлением, предусмотрено, что в целях регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект (п.5).
В государственном реестре на основе единых методологических и программно-технологических принципов с использованием современных компьютерных технологий накапливается, анализируется и хранится систематизированная информация о зарегистрированных опасных производственных объектах и об организациях, эксплуатирующих эти объекты (п.2).
Таким образом, лица, эксплуатирующие ОПО должны не только регистрировать их при первоначальном вводе в эксплуатацию, но и обеспечивать регулярное предоставление актуальных сведений о данных ОПО для достижения целей, которым служит государственный реестр ОПО, в том числе, для выполнения надзорным органом в сфере промышленной безопасности возложенных на него государством функции, что может быть сделано только при наличии полной, достоверной и актуальной информации в государственном реестре ОПО, а также в целях межведомственного взаимодействия.
Согласно Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606, Служба при исполнении государственной функции в части ведения государственного реестра ОПО, его территориальных и ведомственных разделов (регистрирующими органами) осуществляет внесение изменений в сведения государственного реестра опасных производственных объектов.
Иных сроков, кроме установленного Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 10 - дневного срока, законодательство не предусматривает, в связи с чем, руководствуясь вышеизложенными доводами и целями правового регулирования в сфере промышленной безопасности, судья приходит к выводу, что действия по внесению изменений в ОПО, связанные с введением в эксплуатацию его новых составляющих, представляющих собой часть ОПО, также должны быть совершены в этот срок.
В государственном реестре ОПО за № с дд.мм.гггг. зарегистрирован ОПО 2 класса опасности, эксплуатируемый ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» - Система промысловых (межпромысловых) трубопроводов КЦДНГ-4 (ТПП ЛУКОЙЛ - Ухтанефтегаз).
Согласно материалам дела, разрешение на строительство объекта капитального строительства (этапа) - 4 пусковой комплекс Обустройство куста скважин № уполномоченным на выдачу разрешений на строительство объектов капитального строительства в сфере недропользования органом - Коминедра было выдано ООО «ЛУКОЙЛ - Коми» дд.мм.гггг.. дд.мм.гггг. был подписан акт № приемки законченного строительством объекта - куста скважин №... нефтяного месторождения приемочной комиссией. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было получено ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» дд.мм.гггг..
В то же время в ходе проведения заместителем печорского природоохранного межрайонного прокурора выездной проверки кустовых площадок Кыртаельского нефтяного месторождения в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» были установлены обстоятельства, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении (акт проверки от дд.мм.гггг.), в том числе факт эксплуатации скважин №
Из представленных Обществом эксплуатационных карточек следует, что строительство и эксплуатация скважин были начаты до получения соответствующего разрешения на строительство. В частности, скважина №Г эксплуатируется с дд.мм.гггг.
Судья, с учетом мнения специалиста, соглашается, что построенные Обществом объекты сами по себе отдельным ОПО не являются (доказательств этого не представлено), тем не менее, они входят в ОПО «Система промысловых (межпромысловых) трубопроводов КЦДНГ-4 (ТПП ЛУКОЙЛ - Ухтанефтегаз)».
Соответствующие изменения в государственный реестр ОПО были направлены Обществом только в дд.мм.гггг.., после выдачи уполномоченным органом разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. Однако поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что эксплуатация фактически была начата еще до получения такого разрешения, Общество должно было направить сведения об этом в государственный реестр ОПО, чего им сделано не было ни в 10-дневный срок, ни на момент прокурорской проверки. Таким образом, в бездействиях ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» имеют место признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности, учитывая начало эксплуатации скважины № в дд.мм.гггг.., на день рассмотрения административного дела не истек.
Должностным лицом, возбудившим дело об административном правонарушении, в качестве отягчающего вину обстоятельства указано на повторное совершение Обществом однородного административного правонарушения, однако доказательств этого в материалы дела представлено не было.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судья находит возможным, назначить ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Руководствуясь статьями 23.1, 29.1-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Коми», ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/997150001, юридический адрес: <...>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей.
Предупредить Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Коми», что в случае неуплаты штрафа в течение 60 суток со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, он может быть привлечен к административной ответственности по ст.20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Усинский городской суд.
Судья: О.С.Юхнина
Мотивированное постановление составлено 25.11.2016
Судья: О.С.Юхнина