ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-341/2022 от 03.03.2022 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№5-341/2022

УИД 03RS0007-01-2022-001002-41

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

03 марта 2022 года г. Уфа

Судья Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Шакирьянова А.Г.,

с участием защитника Общества с ограниченной ответственностью «Уфахимкомплект» - Егорушковой Д.В., действующий на основании доверенности ... от < дата >,

уполномоченного отдела административных расследований Башкортостанской таможни Еникеевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал в отношении:

ООО «Уфахимкомплект» (ИНН 0276024834, КПП 027601001, ОГРН 1020202853560, адрес юридического лица: 450029, ...)

привлекаемого к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Уфахимкомплект» привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.

Представитель Башкортостанской таможни Демина Е.Б. в судебном заседании доводы протокола об административном правонарушении поддержала, пояснила, что составленные документы по делу правомерны, соответствуют действительному положению дела.

Защитник ООО «Уфахимкомплект» Егорушкова Д.В. в судебном заседании вину во вменяемом правонарушении признала.

Суд, изучив и оценив материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Уфахимкомплект» (далее именуемое ООО «Уфахимкомплект») (ИНН 0276024834, КПП 027701001, ОГРН 1020202853560) в лице директора Нагаевой Э.Ф. заключило договор № PD/AOK/20-259210 с АО «Алюминий Казахстана» (...) в лице президента Романова Р.С. на поставку товаров - химических реактивов в ассортименте. В рамках исполнения договора № PD/AOK/20-259210 ООО «Уфахимкомплект» в адрес АО «Алюминий Казахстана» (...) осуществлена поставка товара - «триэтаноламин» в количестве 2,3 кг., общей стоимостью 2 350,00. руб. Товар вывезен с территории России по товарно-транспортной накладной ... от < дата > и счет-фактуре ... от < дата >. Данный факт подтверждается отметкой о получении товара < дата > в товарно-транспортной накладной ... от < дата > и в CMR .... Факт поставки товара в Республику Казахстан подтверждается уведомлением о подтверждении факта уплаты косвенных налогов, заявлением АО «Алюминий Казахстана»» о ввозе товаров и уплате косвенных налогов ... от 17.02.2021г. По вышеуказанной отгрузке в Республику Казахстан < дата > ООО «Уфахимкомплект» в Башкортостанскую таможню представлена статистическая форма учета перемещения товаров принятая и зарегистрированная таможенным органом < дата >, регистрационный номер .../С198842 за отчетный период январь 2021 года. ООО «Уфахимкомплект» аннулировало статистическую форму .../С198842 представив статистическую форму учета перемещения товаров .../С482486, в п.10 которой была указана лицензия ФСТЭК России № Л6431803013369 от < дата >. По информации, полученной из АПС «Электронные госуслуги» База данных разрешительных документов, лицензия ФСТЭК России № JT6431803013369 выдана < дата >. Письмом от < дата >... ООО «Уфахимкомплект» сообщило, что на товар триэтаноламин» в количестве 2,3 кг, отгруженный по товарной накладной ... от < дата > была оформлена разовая лицензия ФСТЭК на экспорт № JI6431803013369 от < дата >. Задержка в оформлении лицензии произошла по причине долгого получения писем от конечного получателя груза АО «Алюминий Казахстана».

Указом Президента от < дата > N 1082, утвержден Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль. В пункте < дата > раздела 3 Гписка поименован химикат - триэтаноламин (код товара 2922 15 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС).

В этой связи вывоз товара - «триэтаноламин» в Республику Казахстан должен осуществляться на основании лицензии ФСТЭК России в порядке, предусмотренном постановлениями Правительства Российской Федерации от < дата >... и < дата >..., на основании Указа Президента Российской Федерации от < дата > N 1082. Федеральной службой по техническому и экспортному контролю Лицензия №Л6431803013369 от < дата > в отношении товара ««триэтаноламин» была выдана ООО «Уфахимкомплект» после фактического вывоза товара с территории Российской Федерации.

Отсутствие разрешительного документа свидетельствует о том, что при вывозе товара, ООО «Уфахимкомплект» в отношении товара- «триэтаноламин» не исполнены установленные требования, не соблюдены установленные запреты и ограничения неэкономического характера (меры экспортного контроля).

Статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.

Пунктом 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от < дата > №289-ФЗ « О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что вывоз товаров из Российской Федерации - фактическое перемещение (убытие) любым способом товаров в в пределы территории Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в другие государства - члены Союза или на территории, не входящие в таможенную территорию Союза, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение (убытие) товаров, до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации или пределов искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС к запретам и ограничениям применяемым в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, относятся и меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

В соответствии с ч. 7 ст. 11 Закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вывоз товаров из Российской Федерации, имеющих статус товаров Союза в соответствии с ТК ЕАЭС, из Российской Федерации в государства - члены ЕАЭС осуществляется без ограничений, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации. Положения настоящей части не освобождают лиц, вывозящих товары из Российской Федерации, от соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, установленных законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от < дата >... "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия" (далее - Постановление Правительства) в подпункте а) пункта 3 определен разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз из Российской Федерации (кроме перемещения транзитом через территорию Российской Федерации) и (или) передачу контролируемых химикатов, оборудования и технологий (включая передачу оборудования и технологий в виде отдельных компонентов) иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям или представителям этих организаций (далее именуются - иностранные лица) любым способом, включая пересылку в почтовых отправлениях или передачу контролируемых технологий в форме технических данных по электронным каналам связи, а также ввоз в Российскую Федерацию (кроме перемещения транзитом через территорию Российской Федерации) химикатов, перечисленных в разделах 1 - 3 Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль (далее - Список).утвержденный Указом Президента Российской Федерации от < дата > N 1082 (далее - Указ Президента). Приложение 1, утвержденное Указом Президента от < дата > N 1082, содержит Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль. В пункте < дата > раздела 3 Списка поименован химикат - триэтаноламин (код товара 2922 15 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС).

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации N 686 от < дата >, Внешнеэкономические операции с контролируемыми химикатами, оборудованием и технологиями, предусматривающие их передачу иностранным лицам, осуществляются на основании разовых или генеральных лицензий, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).

Согласно п. 6 Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденного Постановлением Правительства РФ от < дата > N 691 разовая лицензия выдается на осуществление внешнеэкономических операций с конкретной контролируемой продукцией по одному договору (контракту, соглашению) с указанием ее количества, страны конечного использования, продавца (отправителя) и покупателя (получателя). Основанием для выдачи разовой лицензии является заключение государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой лицензирующим органом в установленном порядке. Срок действия разовой лицензии устанавливается исходя из условий и обстоятельств совершения внешнеэкономических операций, но не более одного года с даты предоставления лицензии.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от < дата > N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (далее - Закон N 183-ФЗ), идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

Статьей 30 Закон N 183-ФЗ установлено, что нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля является осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые распространяется экспортный контроль, без лицензий или разрешений.

В данном случае, учитывая в совокупности положения пункта 7 статьи 11 Закона ...- ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от < дата >..., установлены особенности и характер перемещения товара «триэтаноламин» из Российской Федерации в государства-члены ЕАЭС.

Между тем, ООО «Уфахимкомплект» при вывозе товара - «триэтаноламин» Республику Казахстан лицензия ФСТЭК России № J16431803013369 от < дата > получена после фактического вывоза товара.

Таким образом, ООО «Уфахимкомплект» осуществило вывоз товара «триэтаноламин» из Российской Федерации с нарушением без соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.

Исходя из изложенного, в деянии ООО «Уфахимкомплект» (ИНН 0276024834, КПП 027701001, ОГРН 1020202853560, место нахождения и адрес юридического лица: юридический адрес: 450029, ...) установлен состав административного правонарушения, выразившемся в несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений при вывозе товаров из Российской Федерации, что образует состав правонарушения предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.

Указанный факт достоверно подтвержден совокупностью представленных в деле доказательств, а именно:

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования;

- письмом ФСТЭК России ... от < дата > о том, что фактический ввоз товара произведен в январе 2021, лицензия ФСТЭК России оформлена < дата >;

- статистической форма учета перемещения товара;

- лицензией №Л6431803010369;

- счет-фактурой ... от < дата >;

- товарной накладной от < дата >;

- договором №PD/AOK/20-259210 от < дата >;

- договором ... на перевозку грузов от < дата >;

- выпиской с ЕГЮЛ от < дата >;

- бухгалтерской финансовой отчетностью;

- копией Устава ООО «Уфахимкомплект»;

- протоколом об административном правонарушении от < дата > и иными материалами дела.

Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, у суда не имеется. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает. Оснований для переоценки доказательств по делу не имеется.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, возникающие в процессе ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного Союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоза товаров с таможенного территории Таможенного Союза или из Российской Федерации с соблюдением предусмотренных запретов и ограничений.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в несоблюдении установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, а не в сбыте ввезенной продукции.

Оценив в совокупности представленные доказательства, прихожу к выводу о доказанности совершенного Обществом административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ООО «Уфахимкомплект» возможности соблюсти правила и нормы законодательства Российской Федерации, а также принятия всех зависящих мер по их соблюдению, не представлено.

То обстоятельство, что ООО «Уфахимкомплект» признало свою вину в допущенном административном правонарушении, а также его ссылки на то, что были предприняты меры к недопущению в будущем совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, не может послужить безусловным основанием для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности. В данном случае совершенное административное правонарушение затрагивает экономическую безопасность и экономические интересы Российской Федерации, а потому учитывая характер данного правонарушения его нельзя признать малозначительным.

Оснований, позволяющих признать совершенное административное правонарушение малозначительным и освободить привлекаемое лицо от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера правонарушения, степени его потенциальной общественной значимости, наличия непосредственной угрозы безопасности жизни и здоровья людей и положений пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от < дата > N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", не имеется.

Учитывая обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, его характером и степенью вины привлекаемого должностного лица, принимая во внимание принципы справедливости, неотвратимости и целесообразности наказания, поскольку совершенное правонарушение существенно нарушает охраняемые общественные отношения, судья считает необходимым определить юридическому лицу – ООО «Уфахимкомплект» наказание в виде административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

признать юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Уфахимкомплект» (ИНН 0276024834, КПП 027601001, ОГРН 1020202853560, адрес юридического лица: 450029, ...) виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа, в размере 50 000 рублей (пятьдесят тысяч рублей).

Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Советский районный суд ... РБ в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А....

Согласно с ч.1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы до пятидесяти часов.

Реквизиты оплаты штрафа: Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)

Получатель - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)

ИНН 7730176610 КПП 773001001; Банк получателя - Операционный Департамент Банка России// Межрегиональное операционное УФК ...;

БИК 024501901; ОКТМО 45328000; Номер счета банка получателя средств ...;

Номер счета получателя средств ... КОД таможни 10000010

Код бюджетной классификации: 153 1 16 01161 01 0000 140

Назначение платежа: постановление Башкортостанской таможни ...

Уникальный идентификатор начисления для оплаты штрафа 15...

Уникальный идентификатор начисления для оплаты издержек 15...