ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-341/2023 от 08.11.2023 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

№5-341/2023

УИД 51RS0002-01-2022-005299-86

Постановление принято в окончательной форме 13 ноября 2023 года.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

8 ноября 2023 года город Мурманск

Судья Первомайского районного суда г. Мурманска Кутушова Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении:

*** Абаринова С.Н., ***, не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,

по факту совершения правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

У С Т А Н О В И Л:

В Первомайский районный суд города Мурманска *** на новое рассмотрение, после отмены ранее принятого постановления о назначении наказания, поступил протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении *** Абаринова С.Н.

В судебное заседание Абаринов С.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения протокола извещался надлежащим образом, в том числе по известному адресу регистрации по месту жительства, уведомление вернулось в адрес отправителя с отметкой об истечении срока хранения в почтовом отделении.

Защитник Лойк Н.И. в судебном разбирательстве не участвовал, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом. В ходе производства по настоящему делу, ранее, сторона защиты возражала относительно привлечения должностного лица к административной ответственности, приводила доводы, что отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку Абаринов С.Н. не является надлежащим субъектом ответственности, кроме того, административным органом допущены существенные процессуальные нарушения, которые влекут прекращение производства по делу, а именно лицо, привлекаемое к ответственности не было надлежащим образом уведомлено о месте и времени составления протокола, копия документа по месту исполнения им своих обязанностей не направлялась, в материалах дела отсутствуют доказательства времени фактического исполнения возложенной на Министерство обязанности, что делает невозможным проверку периода просрочки.

Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении – *** Саакян Г.А. в судебном заседании не участвовала, административный орган уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

На основании п.4 ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

Изучив административный материал, прихожу к следующим выводам.

Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ (в том числе в форме субсидий), устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации (пункт 3 статьи 132 БК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила № 999), которыми установлены общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 Правил № 999 предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».

В соответствии с пунктом 10 Правил № 999 соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать в том числе:

з) сроки и порядок представления в системе «Электронный бюджет» отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений показателей результативности (результатов) использования субсидии и об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества.

В соответствии с абзацем 1 пункта 12 Правил № 999 (пункт 3) соглашения заключаются в соответствии с типовой формой соглашения, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с общими требованиями Правил № 999 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджет бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие аквакультуры (рыбоводство) и товарного осетроводства (приложение № 6 к государственной программе «Развитие рыбохозяйственного комплекса», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 314 (далее – Правила № 314).

Пунктом 16 Правил № 314 установлено, что субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

****** (с учетом дополнений) заключено соглашение с ***№*** о предоставлении в *** годах субсидии из федерального бюджета бюджету Мурманской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на развитие аквакультуры (рыбоводство) ***

Пунктом *** Соглашения от *** года, заключенного в соответствии с типовой формой и содержащей императивные нормы, регулирующие условия и порядок предоставления и расходования межбюджетной субсидии, Правительством Мурманской области в качестве условий приняты обязательства обеспечивать представление в Агентство, в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчеты о (об);

- расходах бюджета Мурманской области, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, по форме согласно приложению *** к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее месяца, следующего за кварталом, в котором была получена Субсидия;

- достижении значений показателей результативности по форме согласно приложению *** к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 20 января года, следующего за годом, в котором была получена Субсидия.

Уполномоченным органом исполнительной власти Мурманской области, осуществляющим взаимодействие с ***, на который со стороны субъекта Российской Федерации возлагаются функции по исполнению Соглашения от *** года и представлению отчетности в соответствии с пунктом *** соглашения (в редакции от *** года), является ***

Лимиты бюджетных обязательств на *** год в целях софинансирования расходных обязательств в общем объеме *** тыс. рублей были доведены *** бюджету Мурманской области расходным расписанием от ***№***. Расходным расписанием от ***№*** лимиты бюджетных обязательств уменьшены на *** тыс. рублей (отзыв в соответствии с пунктом 11.1 постановления Правительства Российской Федерации № 1456), составив на *** год *** тыс. рублей.

В соответствии с дополнительным соглашением от ***№*** к Соглашению от *** бюджету Мурманской области предусмотрено на *** год *** тыс. рублей.

В соответствии с приказом Минфина России от 30 сентября 2008 г. № 104н (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) на основании данного расходного расписания Министерству разрешено распределять распорядителям и получателям бюджетных средств, администраторам источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора, администраторам источников финансирования дефицита бюджета, находящимся в ведении Министерства, бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, предельные объемы финансирования, или принимать бюджетные обязательства и осуществлять платежи, в установленных расходным расписанием пределах.

В соответствии со статьями 158, 162, а также пунктом 3 статьи 219 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе как получатель бюджетных средств, обеспечивает соблюдение условий, целей и порядка, у установленных при предоставлении межбюджетных трансфертов, принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Из материалов дела следует, что при проведении контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на *** год и на плановый период *** годов и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за *** год» в *** установлено нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты за счет средств федерального бюджета, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

В нарушение пункта *** Соглашения от *** года *** не обеспечено предоставление в *** в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет»:

- отчетов о расходах за *** бюджета Мурманской области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом, в котором была получена субсидия (по состоянию на ***, на *** и на *** соответственно).

Отчеты предоставлены в ГИИС «Электронный бюджет» *** (с нарушением на 2 дня), *** (с нарушением на 124 дня) и на *** (с нарушением на 1 день) соответственно.

- отчета о достижении значений показателей результативности, не позднее 20 января года, следующего за годом, в котором была получена субсидия. *** отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на *** предоставлен в ГИИС «Электронный бюджет» *** (с нарушением на 1 день).

Таким образом, в целях соблюдения порядка предоставления межбюджетного трансферта на *** возложена обязанность по обеспечению достижения результатов представления межбюджетного трансферта, а также предоставлению в *** полной и достоверной отчетности в установленные сроки, в установленной форме и с требуемым содержанием, однако, данные требования не исполнены.

Необеспечение *** своевременного представления в *** в ГИИС «Электронный бюджет» отчетов о расходах бюджета Мурманской области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия является грубым нарушением условий и (или) порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления *** в отношении *** Абаринова С.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, составляет 2 года.

С учетом системного толкования положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении названного процессуального срока вопрос об ответственности за совершение административного правонарушения (в том числе о наличии события и состава вменяемого противоправного деяния в действиях лица, в отношении которого велось производство по делу) обсуждаться не может.

Отчеты о расходах за *** бюджета Мурманской области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, должны были быть представлены в *** в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом, в котором была получена субсидия, а именно по состоянию на *** – не позднее ***, на *** – не позднее ***.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела по существу, по обстоятельствам непредставления отчетов о расходах бюджета Мурманской области за *** истек срок давности для решения вопроса о привлечении должностного лица к административной ответственности, возможность дать оценку наличию в его бездействии события и состава правонарушения, а также вины – утрачена.

Принимая во внимание, что нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают возможности частичного прекращения производства по делу, судья полагает необходимым исключить из объема инкриминируемого правонарушения вменение в качестве противоправного бездействия непредставление отчетов о расходах за *** бюджета Мурманской области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на развитие аквакультуры (рыбоводство) ***

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными и исследованными в ходе производства по делу доказательствами: соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Мурманской области от ***№*** (с учетом дополнительных соглашений от ***, №***, от ***№***, от ***г. №***); выпиской из Акта по результатам контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на *** год и на плановый период *** годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за *** год» в Федеральном агентстве по рыболовству от ***№***; письмом Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области от ***№*** и иными материалами дела.

Оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности и достаточности, полагаю, что нарушений закона при составлении протокола и оформлении других материалов не допущено, в связи с чем, представленная совокупность доказательств принимается судьей в качестве доказательств вины и события инкриминированного правонарушения.

***

***

***

Согласно пункту №****** для выполнения поставленых задач представляет в соответствующие федеральные органы исполнительной власти отчеты о расходовании предоставленных субсидий и субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляры нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Мурманской области по вопросам осуществления переданных полномочий, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, водных, лесных отношений, а также иных документов и информации, необходимых для осуществления контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти Мурманской области переданных в соответствии с федеральным законодательством полномочий.

Согласно пункту *** несет персональную ответственность за выполнение возложенных на *** функций, выработку и реализацию государственной политики в установленных сферах деятельности.

Таким образом, *** Абаринов С.Н., в соответствии с его компетенцией, несет ответственность за ненадлежащую организацию исполнения соглашения в отношении соблюдения условий и порядка предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, что свидетельствует об обоснованном привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, именно Абаринов С.Н., ***, несет персональную ответственность за выполнение *** возложенных задач и функций, том числе в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Мурманской области, ответственного за представление отчетности.

*** Абаринов С.Н. мог и должен был обеспечить исполнение требований бюджетного законодательства.

Доказательств, которые бы свидетельствовали о наличии объективных обстоятельств, препятствовавших Абаринову С.Н. выполнять обязательства по осуществлению руководства деятельностью ***, в том числе, контролировать выполнение возложенных на *** задач и осуществление им своих функций, а также принимать меры по недопущению нарушений бюджетного законодательства, материалы дела не содержат.

Ранее заявленные доводы стороны защиты о недостаточности представленных административным органом доказательств, а именно в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие время фактического исполнения возложенной на *** обязанности, что делает невозможным проверку периода просрочки, были вновь проверены судьей при рассмотрении дела по существу, высказанные суждения не могут служить основанием для прекращения производства по настоящему делу. Судье представлена выписка из Акта по результатам контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на *** год и на плановый период *** годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за *** год» в *** от ***№***, содержащая сведения о датах размещения в ГИИС «Электронный бюджет» отчетов о расходах и годового отчета о достижении значений, а также периодах просрочки исполнения возложенной обязанности. Оснований полагать данное доказательство недопустимым у судьи не имеется.

Нарушений процессуальных требований, влекущих безусловное прекращение производства по делу не допущено.

***

В установленном порядке административным органом *** Абаринов С.Н. уведомлялся о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении по адресу регистрации по месту жительства, также ему впоследствии была направлена копия документа, почтовая корреспонденция была возвращена отправителю по истечении срока хранения в отделении связи.

При таких обстоятельствах, именно Абаринов С.Н. несет риск неполучения им юридически значимой корреспонденции, которая направлялась ему по адресу места его регистрации: адрес***. (Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Верховного Суда РФ № 13-АД20-2 от 03.09.2020, Постановлении Верховного Суда РФ № 58-АД22-2-К9 от 01.07.2022, Постановлении Третьего кассационного суда общей юрисдикции № 16-4777/2022 от 26.09.2022).

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

Решая вопрос о виде и размере назначенного наказания, и оценивая доводы стороны защиты о замене наказания в виде административного штрафа предупреждением, судья учитывает следующее.

В соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Вместе с тем, положения части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не распространяют особые условия назначения административных наказаний, оговаривающие замену административного штрафа предупреждением, на случаи привлечения к административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ при назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение.

В связи с изложенным, учитывая данные о личности лица, привлекаемого к административной ответственности, его имущественное положение, обстоятельства совершенного административного правонарушения, то обстоятельство, что данное правонарушение совершено впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, прихожу к выводу о том, что в отношении Абаринова С.Н. должно быть назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Назначение такого наказания будет способствовать предупреждению совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и иными лицами.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать *** Абаринова С.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.15.15.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Исключить из объема инкриминируемого *** Абаринову С.Н. правонарушения вменение в качестве противоправного бездействия непредставление отчетов о расходах за *** бюджета Мурманской области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на развитие аквакультуры (рыбоводство) ***

Сумма штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам:

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо предъявить в канцелярию Первомайского районного суда города Мурманска по адресу: город Мурманск, пр. Ленина, д.2, каб. 123.

Неуплата штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, влечет за собой привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст.20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья Ю.В. Кутушова