ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3423/2016 от 14.09.2016 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело № 5-3423/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 сентября 2016 г. г. Симферополь

Судья Киевского районного суда г. Симферополя Диденко Д.А., рассмотрев в отрытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, , зарегистрированной по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

ИП ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла деятельность в отсутствие правил внутреннего контроля и соответствующего квалификационным требованиям специального должностного лица, ответственного за их реализацию в нарушение требований ФЗ № 115-ФЗ и Положения о требованиях к идентификации; отсутствовал доступ к Личному кабинету на Портале Росфинмониторинга, в связи с чем отсутствовала возможность надлежащего осуществления внутреннего контроля в части идентификации клиентов, их представителей и (или) выгодоприобретателей,а именно проверки наличия/отсутствия сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; и возможность осуществления внутреннего контроля в части выявления операций (сделок), имеющих признаки связи с финансированием терроризма.

В судебном заседании представитель ИП ФИО1ФИО3 вину в совершенном правонарушении признал.

Изучив представленные материалы, суд приходит к выводу, что в действиях ИП ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ - – неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1-1, 2-4 ст. 15.27.

Согласно выписке из ЕГРИП ИП ФИО1 осуществляет розничную торговлю ювелирными изделиями.

Согласно ст. 5 ФЗ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее ФЗ № 115-ФЗ) права и обязанности, возложенные настоящим ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

П. 2 ст. 7 ФЗ № 115 –ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за их реализацию, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ № 492 от 29.05.2014 г. «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации» правила внутреннего контроля, включают в себя, в том числе следующие программы осуществления внутреннего контроля: программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма; программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с ФЗ № 115-ФЗ; программа, регламентирующая порядок работы по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества в соответствии с пп.6 п.1 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ.

ИП ФИО1 осуществляла деятельность в отсутствие правил внутреннего контроля и соответствующего квалификационным требованиям специального должностного лица, ответственного за их реализацию, что свидетельствует о неисполнении в течение длительного времени ИП ФИО1 требований законодательства о ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля и, следовательно, отсутствии установленного порядка осуществления внутреннего контроля.

Согласно п. 2 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ и п. 3 Требований – требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 (далее Положение об обучении кадров) установлено, что руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ; обучение проводится в формах вводного, дополнительного, целевого инструктажей, а также повышения уровня знаний в сфере ПОД/ФТ.

Вводный инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, указанных в п.3,4 Положения об обучении кадров, и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанных в п. 3,4 Положения об обучении кадров.

Дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом, в том числе, при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных актов РФ в области ПОД/ФТ, а также при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программ его осуществления.

Обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций. Однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти руководитель организации, главный бухгалтер (бухгалтер) организации ( при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации). Указанные лица, назначаемые на соответствующие должности после ДД.ММ.ГГГГ должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей.

ИП ФИО1 дВ, перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ не утвержден, обучение кадров в формах вводного и дополнительного инструктажей проводилось не специальным должностным лицом, а ИП ФИО1 до ее назначения себя специальным должностным лицом. До начала осуществления функций специального должностного лица ИП ФИО1 не пройдено обучение в форме целевого инструктажа.

Согласно п. 2.1 Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга № 59 от 17.02.2011 г. Идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия: установление определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя; проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона; определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу; выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории); оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска.

Согласно п. 1.3 Положения организации обязаны идентифицировать как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента в организации, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно <*>) (далее - "разовые" операции), вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций), так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.

Согласно п. 3 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона.

Согласно имеющейся в распоряжении КГИПН ФКУ «Пробирная палата России» информации у ИП ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал доступ к Личному кабинету на Портале Росфинмониторинга, документы, подтверждающие принятие мер для получения доступа к Личному кабинету на портале Росфинмониторинга не представлены.

Так, вина ИП ФИО1 подтверждается следующими документами: протоколом об административном правонарушении б/н от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о постановке на специальный учет от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1, выпиской из ЕГРИП, приказом ИП ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 назначена на должность специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля.

Согласно примечанию к ст. 15.27 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать индивидуального предпринимателя ФИО1, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Штраф требуется оплатить на счет, открытый в Отделении по Республики Крым Центрального банка Российской Федерации -счет№ 40101810335100010001, получатель платежа - УФК по Республике Крым (Крымская государственная инспекция пробирного надзора), ИНН- <***>, КПП – 910243001, БИК – 043510001, ОКТМО- 35701000001, КБК 09211690010017000140.

Согласно ст. 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. настоящего Кодекса. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, вынесший постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя.

Судья: Д.А. Диденко