ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-342/15 от 06.08.2015 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело №5-342/2015

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

06 августа 2015 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи: Данилина Е.М.,

с участием представителей ООО «Стромон-Китр» Васильевой Э.Л., Ковалева Ю.В.,

представителей Управления Росприроднадзора по ЧР Владимирова Д.В., Архипова С.А., Кочкомазовой О.С.,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ООО «МКФ «Стромон-Китр» (-----, дата регистрации дата, дата внесения записи в ЕГРЮЛ дата), находящегося по адресу: адрес, по ст. 8.12.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «МКФ «Стромон-Китр» на момент проверки Управлением Росприроднадзора по ЧР дата в нарушение требования ст. 6 Водного Кодекса Российской Федерации допущен факт ограничения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе - Чебоксарское водохранилище адрес) на земельном участке с кадастровым номером -----, выразившийся в нахождении в пределах береговой полосы ограждения, препятствующего свободному доступу на береговую полосу.

В судебном заседании представители ООО «Стромон-Китр» Васильева Э.Л., Ковалев Ю.В. вину не признали, пояснив, что общество МКФ «Стромон-Китр» является предприятием, ведущим хозяйственную деятельность - судоходство и имеет все разрешительные документы в этой области, установленные Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ и Кодексом внутреннего водного транспорта РФ.

В материалах настоящего дела имеется Постановление Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике ----- от дата, о прекращении административного дела в отношении ответчика по настоящему делу - ООО МКФ «Стромон-Китр» в связи с отсутствием состава административного правонарушения по ст.8.12.1 КоАП РФ в части несоблюдения предприятием норм ч.8 ст.6 ВК РФ. Старший государственный инспектор Управления Росприроднадзора по ЧР, заслушав директора ООО МКФ «Стромон-Китр», изучив все представленные в дело материалы, включая документы о нахождении данного земельного участка на берегу безымянной малой реки, всесторонне, полно, объективно выяснил все обстоятельства по делу; и учитывая, что ширина береговой полосы общего пользования рек, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км (малые реки) - составляет пять метров, а временные сооружения на данном земельном участке как установлено специалистами Управления Росприроднадзора по ЧР расположены далеко за пределами этой пяти метровой зоны, а также учитывая, что на момент осмотра береговая полоса покрыта снегом, совершенно справедливо вынес Постановление от дата ----- о прекращении в отношении ООО МКФ «Стромон-Китр» производства по делу об административном правонарушении, возбужденного в части несоблюдения норм ч.8 ст.6 ВК РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 №728 установлено, что Федеральным агентством водных ресурсов (ФАВР) осуществляется гидрографическое районирование территории Российской Федерации (установление, документирование и утверждение количества гидрографических единиц и их границ) на основе методики гидрографического районирования территории Российской Федерации; водохозяйственное районирование территории Российской Федерации (выделение, документирование и утверждение количества водохозяйственных участков и их границ) на основе методики водохозяйственного районирования территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Методики водохозяйственного районирования территории РФ, утвержденной Приказом Минприроды РФ от дата ----- установлено, что водохозяйственные участки - водохозяйственное районирование осуществляется с позиции обеспечения неистощительного водопользования (т.е. для определения лимитов забора воды, других параметров использования водных объектов или их частей, расположенных в пределах конкретных водохозяйственных участков), что в настоящем деле значения не имеет.

Нормы пунктов 9, 11, 14, 27, 34, 35 названной методики гидрографического районирования в их совокупности определяют, что бассейны малых и средних рек, впадающих в главную реку гидрографической единицы бассейнового уровня, не выделяются в самостоятельные гидрографические единицы. Они либо включаются в состав гидрографической единицы подбассейна большой реки (пункт 27 Методики), смежного с этими бассейнами, либо объединяются в одну гидрографическую единицу подбассейнового уровня, если их реки впадают в главную реку на одном и том же участке главной реки.

Другими словами, с позиции гидрографического районирования Чебоксарское водохранилище включает в себя и главную реку Волгу и средние и малые реки, включенные в Чебоксарское водохранилище, которое объединяет водоемы Республики Марий Эл, Чувашской Республики, адрес (Распоряжение Правительства РФ от дата ------р).

Таким образом, довод специалистов Росприроднадзора по ЧР о том, что исследуемый земельный участок находится на берегу реки Волга (на берегу водохранилища) и ширина полосы общего пользования для него установлена в ------ метров от уреза воды вглубь берега - ошибочен. Поскольку, как следует из приведенных норм методики гидрографического районирования гидрографическая единица - Чебоксарское водохранилище включает в себя и малые реки. В силу чего, в соответствии с частью 6 статьи 6 ВК РФ ширина береговой полосы рек, протяженность которых от истока до устья не более чем ------, составляет пять метров.

Кроме того, в материалы настоящего дела представлены разрешительные документы на размещение обществом МКФ «Стромон-Китр» в 20-ти метровой зоне прибрежной полосы временных сооружений необходимых для обеспечения безопасности судоходства, выданные в соответствии с нормами статьи 10 Кодекса Внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) Бассейновой Комиссией по согласованию и выдаче технических условий, действующей при Управлении ФБУ «Администрация Волжского бассейна» от 06.05.2015.

Так, из разрешительных документов Отдела водных ресурсов ВВБВУ по ЧР Федерального агентства водных ресурсов - Решение о предоставление водного объекта в пользование от дата -----, представленных в материалы настоящего дела, обществу МКФ «Стромон-Китр» предоставлена акватория для размещения причала, а в пункте 3.6 Решения указано, что в месте водопользования отсутствуют зоны и округа санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыбохозяйственные и рыбоохранные зоны.

Учитывая изложенное, полагаем, что доводы, приведенные Росприроднадзором несостоятельны, поскольку не основаны на нормах права.

Нормами ст.ст. 37, 47 ВК РФ установлено, что Водные объекты используются для целей водного транспорта, а использование поверхностных водных объектов в качестве путей сообщения осуществляется в соответствии с законодательством о водном транспорте, каковым является в частности Кодекс внутреннего транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ).

Нормы ст.1 КВВТ РФ устанавливают, что настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.

Статья 10 КВВТ РФ определяет порядок использования поверхностных водных объектов для целей водного транспорта и порядок пользования береговой полосой в пределах внутренних водных путей и земельными участками, используемыми или занимаемыми организациями внутреннего водного транспорта.

Пункт 1 ст. 10 КВВТ РФ предусматривает, что в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу - полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях.

Пункт 2 ст. 10 КВВТ РФ предусматривает, что Администрации бассейнов внутренних водных путей имеют право разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке.

Все требования установленные законами РФ в части использования береговой полосы общего пользования ООО МКФ «Стромон-Китр» исполняет, все разрешительные документы на размещение в 20-ти метровой береговой полосе временных сооружений, для обеспечения безопасного судоходства и пребывания граждан и судов на воде ООО МКФ «Стромон-Китр» оформило в установленном законом порядке. На момент проверки они (эти разрешительные документы) действуют.

Временная лавочка, навес и сходни для посадки на суда граждан, места временного размещения средств спасения на воде, биотуалет, а также ограждение, находящееся более чем на 13,5м от уреза воды не являются и не могут является препятствием для пребывания в этой зоне граждан.

Учитывая изложенное, просим суд, прекратить в отношении ООО МКФ «Стромон-Китр» производство по настоящему административному делу.

Представителей Управления Росприроднадзора по ЧР Владимирова Д.В., Архипова С.А., Кочкомазовой О.С. полагают, что в действиях ООО «Стромон-Китр» содержиться состав административного правонарушения, преусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2, 8 ст. 6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Согласно ч. 6 ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Статьей 8.12.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Как следует из материалов дела на земельном участке с кадастровым номером -----, площадью ------ кв.м. (согласно публичной кадастровой карте) находящемся в водоохранной зоне водного объекта общего пользования - Чебоксарское водохранилище (адрес, Шешкарский залив), на ------ км судового хода по правому берегу адрес ООО «МКФ «Стромон-Китр» размещена и эксплуатируется лодочная станция (база).

Как следует из материалов дела на момент проверки дата на железных воротах в железобетонном ограждении, которые были в открытом состоянии, имеется табличка с вывеской: «Внимание. База охраняется собаками».

В акватории Чебоксарского хранилища (адрес), примыкающей к земельному участку, используемому ООО «МКФ «Стромон-Китр», организована стоянка плавучих средств (судов, катеров, дебаркадеров и плавучих платформ).

В пределах двадцатиметровой береговой полого объекта общего пользования - Чебоксарское водохранилище установлено размещение следующих объектов: на границе земельного участка с кадастровым номером ----- размещено судно СТ-603. Носовая часть судна длиной ------ метра, от уреза воды (географические координаты ------ в.д.) и находится на берегу, кормовая часть судна погружена в акваторию Чебоксарского водохранилища (адрес).

Далее, на расстоянии ------ метра от уреза воды, от береговой линии начинается железобетонный забор с географическими координатами ------

Внутри, за ограждением земельного участка, кроме нескольких будок-бытовок, вдоль уреза воды расположен пирс из бетонных плит, на котором также находятся бытовки из металлических контейнеров и фургонов.

В ходе осмотра замерено расстояние от уреза воды до металлического контейнера серого цвета со следами ржавчины, с географическими координатами ------ в.д., расстояние составило ------ метра, рядом с которым находятся несколько тележек возки лодок.

На урезе воды с географическими координатами ------ в.д. от береговой линии начинается металлический забор длиной ------ метра, сразу за которым начинается железный забор.

Представителями ООО МКФ «Стромон-Китр» оспаривается принадлежность железного забора Обществу, доказательств обратного не представлено, в связи с чем суд исходит из того, что факт принадлежности данного забора ООО МКФ «Стромон-Китр» не установлен.

Доводы ООО МКФ «Стромон-Китр» о законности нахождения базы имеющимися в материалах дела доказательствами, не опровергнуты.

Вместе с тем, размещение объектов в пределах береговой полосы, не исключает необходимость соблюдения требований Водного кодекса РФ.

Юридически значимым обстоятельством является установление факта необеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Как следует из материалов дела, принадлежащий ООО «МКФ «Стромон-Китр» расположен частично в пределах береговой полосы шириной ------ метров.

Доводы ООО МКФ «Стромон-Китр» о том, что ширина полосы составляет 5 метров, т.к. объект находится на берегу малой безымянной речки является необоснованным, поскольку согласно решению о предоставлении водного объекта в пользования от дата ----- в пользование Обществу предоставлен участок акватории Чебоксарского водохранилища (адрес).

Установлено, что объект имеет ограждение, в т.ч. на расстоянии 13,4 метра от уреза воды, от береговой линии начинается железобетонный забор. На ограждении имеется табличка с вывеской: «Внимание. База охраняется собаками».

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что, хотя имеется фактическая возможность подойти в месте расположения объекта к береговой полосе (обойдя вдоль уреза воды ограждение или иным образом), сделать вывод о свободном доступе граждан к водному объекту в месте расположения базы не представляется возможным, поскольку объект огражден и имеет предупредительные надписи, что подтверждается фото и видеоматериалами в деле.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, установлено, что ООО МКФ «Стромон-Китр» при формальном оставлении возможности доступа к водному объекту и береговой полосе, фактически не соблюдаются условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Данные действия содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ.

Наличие вынесенного Управлением Росприроднадзора по ЧР дата постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.12.1 КоАП РФ в отношении ООО МКФ «Стромом-Китр» обстоятельством, влекущим прекращение производство по делу согласно п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, не является, поскольку в рассматриваемом случае правонарушение выявлено дата в ходе проведения рейдового мероприятия.

Существенных нарушений, влекущих прекращение производства по делу, не имеется.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о виновности МКФ «Стромом-Китр» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ.

При назначении наказания, учитывая характер правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, полагаю необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере в пределах санкции статьи - ------ руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.10 КоАП РФ,

постановил:

Общество с ограниченной ответственностью Менеджерско-коммерческая фирма «Стромон-Китр» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере ------

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по Чувашской Республике (Управление Росприроднадзора по ЧР), ИНН 2129056878, р/с 40101810900000010005 Банк получателя –ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ, КПП 213001001, БИК 049706001, КБК 85011625050010000140, наименование платежа - штраф.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения через Ленинский районный суд г.Чебоксары либо непосредственно в Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья Е.М. Данилин