ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-342/17 от 30.05.2017 Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 мая 2017 года г. Ростов-на-Дону

Судья Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону Попов А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по ч.1 ст. 16.2 КоАП России, в отношении общества с ограниченной ответственностью «В.Ф. Танкер», юридический/почтовый адрес: <адрес> зарегистрированного 29.11.2000 года Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации <адрес> (<данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

11.02.2017 года с таможенной территории Таможенного союза в порту Ростов-на-Дону (Россия) в Нейтральные воды Черного моря убывал теплоход «ВФ ТАНКЕР - 2» (идентификационный номер ИМО - , флаг - Российская Федерация, судовладелец - ООО «В.Ф. Танкер»).

С целью совершения таможенных операций в месте убытия перевозчиком - ООО «В.Ф. Танкер» в лице капитана теплохода «ВФ ТАНКЕР - 2» ФИО1 в таможенный пост Речной порт Ростов-на-Дону Ростовской таможни были представлены, в том числе, общая декларация судовых припасов (IMO SHIP’S STORES DECLARATION) от 11.02.2017 года, согласно которой на борту судна находятся товары - машинное масло «Epona Z 150», в количестве 3600 кг; машинное масло «Visga 32», в количестве 180 кг.

В ходе таможенного контроля в форме таможенного досмотра теплохода «ВФ ТАНКЕР - 2» (акт таможенного досмотра № 10313110/130217/000035) было установлено, что на верхней палубе грузовых трюмов находятся металлические бочки синего цвета с маркировкой «TOTAL LUBMARINE», в общем количестве 21 штука, содержащие товары: машинное масло «Epona Z 150», в количестве 3592 кг; машинное масло «Visga 32», в количестве 179 кг.

Согласно представленной судовой квитанции на получение смазочного материала от 01.02.2017 года, по поручению покупателя ООО «В.Ф. Танкер» на теплоход «ВФ ТАНКЕР - 2» было погружено с бункеровщика теплохода «Вятка-9» (продавец ЗАО «<данные изъяты>») машинное масло «Epona Z 150», в количестве 3600 кг, в 20 бочках и машинное масло «Visga 32», в количестве 180 кг, в 1 бочке.

Таким образом, в ходе таможенного контроля в отношении теплохода «ВФ ТАНКЕР - 2» было установлено, что на его борту находится товары - машинное масло «Epona Z 150», в количестве 3592 кг и машинное масло «Visga 32», в количестве 179 кг, не являющиеся припасами, и которые не были задекларированы по установленной форме.

При этом, в соответствии с п.1 ст.181 Таможенного кодекса ТС, при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

Однако, декларация на товары, свидетельствующая о помещении указанных товаров под таможенную процедуру, предусматривающую их убытие с таможенной территории Таможенного союза в ходе таможенного контроля таможенному органу предъявлена не была.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «В.Ф. Танкер» не были задекларированы по установленной форме перемещенные через таможенную границу Таможенного союза товары - машинное масло «Epona Z 150», в количестве 3592 кг; машинное масло «Visga 32», в количестве 179 кг, подлежащие таможенному декларированию, с целью их вывоза с таможенной территории Таможенного союза путем подачи декларации на товары, что указывает на наличие в действиях ООО «В.Ф. Танкер» события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

14.02.2017 года по данному факту главным государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Речной порт Ростов-на-Дону Ростовской таможни ФИО6 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 10313000-287/2017 в отношении ООО «В.Ф. Танкер» по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

14.03.2017 года по результатам административного расследования старшим уполномоченным по особо важным делам (по административным расследованиям) таможенного поста Речной порт Ростов-на-Дону Ростовской таможни Шевченко А.С. в отношении ООО «В.Ф. Танкер» был составлен протокол об административном правонарушении № 10313000-287/2017 по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Определением заместителя начальника Ростовской таможни административное дело передано в суд для рассмотрения по существу.

В судебном заседании представитель ООО «В.Ф. Танкер» по доверенности ФИО8, указала, что масло Epona Z 150 в количестве 3600 кг и масло Visga 32 в количестве 180 кг, в недекларировании которого обвиняется Общество, является ПРИПАСАМИ по смыслу пп. 23 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС), поэтому 11.02.2017 г. указанное масло было правомерно задекларировано капитаном судна «ВФ Танкер-2» ФИО1 в качестве припасов согласно ч. 2 ст. 364 ТК ТС. Задекларированное в качестве припасов масло Epona Z 150 и масло Visga (далее Припасы) планировалось использовать для плановой замены масла в системе винто-рулевых колонок (далее ВРК) и в гидравлике управления ВРК, а также в системе гидравлики кормовой мачты и антенны радара и носовой мачты судна «ВФ Танкер-2» в марте 2017 г. в порту Варна. То есть Припасы были необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судна «ВФ Танкер-2» при переходе п. Ростов-на-Дону – нейтральные воды в Черном море - п. Варна.

При подаче Генеральной декларации с приложением к ней – Ship"s stores declaration (Декларация о припасах) таможенный орган не истребовал у капитана ФИО1 документы, обосновывающие необходимость масла для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судна в пути следования. При этом, действующим законодательством не предусмотрено право декларанта по собственной инициативе предоставлять таможенному органу указанные документы.

Однако, в ходе осмотра судна 11.02.2017 и при опросе 14.02.2017 капитан ФИО1 сообщил должностным лицам таможенного органа о том, что масло будет использовано для планового технического обслуживания судна в порту Варна.

Обоснование потребности замены масла на судне «ВФ Танкер-2» в порту Варна в марте 2017 г. и расчет необходимого для этого количества масла приведено в приложении №1. Данные обоснование и расчеты были доведены до сведения Ростовской таможни в ходе административного расследования путем направления письма с исх. № 512/01-01/08 от 13.03.2017 г.

Подтверждением того, что на судне «ВФ Танкер-2» была произведена (как и планировалось) замена масла в системе двух ВРК и в гидравлике управления двух ВРК, а также в системе гидравлики подъема кормовой мачты и антенны радара и в системе гидравлики подъема носовой мачты, являются следующие документы:

1) акт замены масла силами экипажа судна «ВФ Танкер-2» в системе гидравлики ВРК, в системе гидравлики подъема кормовой мачты и антенны радара и в системе гидравлики подъема носовой мачты;

2) договор № 439 от 04.03.2017;

3) исполнительная ведомость № 1637 от 24.03.2017;

4) акт замены масла в системе двух ВРК судна «ВФ Танкре-2» силами судостроительного завода ООО «ХЕЛЛЕНИКА».

Ростовской таможней были неправомерно применены положения правил 15 и 16 главы 4 «Припасы» специального приложения J к Киотской конвенции.

Таким образом, в действиях ООО «В.Ф. Танкер» отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, поскольку масло было задекларировано в качестве припасов по установленной форме.

Суд не может согласиться с доводами представителя ООО «В.Ф. Танкер» по следующим обстоятельствам.

Так, глава 50 Таможенного кодекса ТС регулирует особенности совершения таможенных операций в отношении припасов.

В соответствии с п. 1 ст. 363 Таможенного кодекса ТС, перемещение припасов через таможенную границу осуществляется в соответствии с положениями главы 50 Таможенного кодекса ТС, а в части, не урегулированной ею, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии с п. 2 ст. 363 Таможенного кодекса ТС, перемещение припасов через таможенную границу осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

В соответствии с п. 3 ст. 363 Таможенного кодекса ТС, решением Комиссии Таможенного союза могут определяться количественные нормы припасов, к которым применяются положения главы 50 Таможенного кодекса ТС. Припасы, превышающие установленные нормы, подлежат помещению под таможенные процедуры в соответствии с Таможенным кодексом ТС.

Согласно пп. 23 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса ТС, припасами являются, в том числе, товары необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, судов внутреннего плавания, судов плавания «река - море», судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных судов, включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи (далее - водные суда), в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования.

Пунктом 1 ст. 163 Таможенного кодекса ТС установлено, что для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 Таможенного кодекса ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.

В соответствии с п. 2 ст. 159 Таможенного кодекса ТС, при убытии товаров, перевозимых водными судами, на таможенную территорию Таможенного союза перевозчик представляет таможенному органу, в том числе декларацию о судовых припасах, имеющихся на водном судне.

Конвенцией по облегчению международного морского судоходства 1965 года (далее - Конвенция) в качестве стандартного документа перевозчика утверждена декларация о судовых припасах. В соответствии с п. 2.4 Конвенции, декларация о судовых припасах является основным документом, требуемым государственными властями при приходе и отходе водного судна, содержащим сведения о судовых припасах.

Согласно п. 2 ст. 364 Таможенного кодекса ТС, припасы подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные процедуры. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации при таможенном декларировании припасов, определяется решением Комиссии таможенного союза.

Согласно определения Верховного суда Российской Федерации от 30.09.2015 года по делу № 305-КГ15-1816, Верховный суд Российской Федерации установил, что определяющим условием освобождения припасов от таможенных пошлин и налогов является подтверждение того, что они необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судна в количествах, признанных обоснованными для эксплуатации и технического обслуживания в пути следования, то есть не превышающих необходимого для выполнения рейсового задания минимума.

Данная позиция Верховного суда Российской Федерации основана на положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершена в Киото 18.05.1973, ратифицирована Федеральным законом РФ № 279-ФЗ от 03.11.2010 года (далее - Киотская конвенция).

Так, в соответствии с правилом 15 главы 4 «Припасы» специального приложения J к Киотской конвенции, средствам водного транспорта и воздушным судам, отбывающим в конечный пункт назначения за рубежом, разрешается доставить на борт с освобождением от пошлин и налогов: (а) припасы в количествах, которые таможенная служба признает обоснованными с учетом численности пассажиров и экипажа, продолжительности рейса или полета и любого количества таких припасов, уже имеющихся на борту; и (b) припасы для потребления, необходимые для их эксплуатации и технического обслуживания, в количествах, признанных обоснованными для эксплуатации и технического обслуживания во время рейса или полета с учетом также любого количества таких припасов, уже имеющихся на борту.

Правилом 16 главы 4 «Припасы» специального приложения J к Киотской конвенции определено, что пополнение припасов, освобожденных от пошлин и налогов, разрешается для средств водного транспорта и воздушных судов, которые прибыли на таможенную территорию и которые нуждаются в пополнении своих припасов для следования в их конечный пункт назначения на таможенной территории.

Обозначенная позиция Верховного суда Российской Федерации получила свое отражение в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 11.03.2016 года по делу № А40-60827/2015 в котором суд исходя из положений Киотской конвенции связывает необходимое количество припасов с совершением конкретного рейса, определяя понятие «рейс», в соответствии с письмом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации № ЕВ-1192/10 от 11.03.2008 года «О терминах, используемых в правилах применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации», как законченный процесс перевозки грузов и (или) пассажиров судном за определенный промежуток времени между морскими портами (портопунктами).

Следовательно, рейс - передвижение транспортного средства от места отправления до места назначения по заранее определенному установленному расписанию, характеризуется выполнением транспортной работы.

Учитывая вышеизложенное, а также объяснения старшего механика теплохода «ВФ ТАНКЕР - 2» ФИО2 и сведения, полученные в ходе проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра, указанные выше товары не могли использоваться в ходе совершения текущего рейса, а, следовательно, не могут быть признаны припасами.

Таким образом, в ходе таможенного контроля в отношении теплохода «ВФ ТАНКЕР - 2» было установлено, что на его борту находится товары - машинное масло «Epona Z 150», в количестве 3592 кг и машинное масло «Visga 32», в количестве 179 кг, не являющиеся припасами, и которые не были задекларированы по установленной форме.

При этом, в соответствии с п. 1 ст. 181 Таможенного кодекса ТС, при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

Однако, декларация на товары, свидетельствующая о помещении указанных товаров под таможенную процедуру, предусматривающую их убытие с таможенной территории Таможенного союза в ходе таможенного контроля таможенному органу предъявлена не была.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «В.Ф. Танкер» не были задекларированы по установленной форме перемещенные через таможенную границу Таможенного союза товары - машинное масло «Epona Z 150», в количестве 3592 кг; машинное масло «Visga 32», в количестве 179 кг, подлежащие таможенному декларированию, с целью их вывоза с таможенной территории Таможенного союза путем подачи декларации на товары, что указывает на наличие в действиях ООО «В.Ф. Танкер» события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Согласно заключению эксперта Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону№ 12406004/0006924 от 14.03.2017 года, рыночная стоимость товаров, являющихся предметом административного правонарушения по делу об административном правонарушении № 10313000-287/2017, по состоянию на 11.02.2017 года составляет 816256 рублей 97 копеек (восемьсот шестнадцать тысяч двести пятьдесят шесть рублей девяносто семь копеек).

На основании ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, является порядок таможенного декларирования товаров.

Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, выражается в бездействии, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по таможенному декларированию товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть.

В ходе судебного заседания установлено, что ООО «В.Ф. Танкер» при убытии 11.02.2017 года с таможенной территории Таможенного союза в порту Ростов-на-Дону (Россия) в Нейтральные воды Черного моря теплохода «ВФ ТАНКЕР - 2» (идентификационный номер ИМО - , флаг - Российская Федерация, судовладелец - ООО «В.Ф. Танкер») не задекларировало по установленной форме находящиеся на его борту товары - машинное масло «Epona Z 150», в количестве 3592 кг; машинное масло «Visga 32», в количестве 179 кг, подлежащие декларированию. Тем самым были нарушены положения ст. 179, ст. 181 Таможенного кодекса ТС, что образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, выступает лицо, на которое возложены обязанности по таможенному декларированию товаров.

Из материалов дела следует, что декларация судовых припасов (IMO SHIP’S STORES DECLARATION) от 11.02.2017 года, была подана при убытии указанного теплохода с таможенной территории Таможенного союза капитаном данного теплохода ФИО1, действующим от имени перевозчика - ООО «В.Ф. Танкер». Следовательно, субъектом данного административного правонарушения, выразившегося в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, является общество с ограниченной ответственностью «В.Ф. Танкер», юридический/почтовый адрес: <адрес> (<данные изъяты>) (01.12.2000 года Инспекцией ФНС по <адрес>) за основным государственным регистрационным номером .

На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений (в данном случае обязанность ООО «В.Ф. Танкер» задекларировать по установленной форме товары, подлежащие таможенному декларированию), но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Таким образом, ООО «В.Ф. Танкер» не было лишено возможности подобрать более квалифицированные кадры на должность капитана вышеуказанного водного судна либо более требовательно относиться к исполнению указанным лицом возложенных на него обязанностей, а также регулярно проводить с должностными лицами инструктажи по ознакомлению и соблюдению таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации, однако, этого, по всей видимости, должным образом сделано не было. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «В.Ф. Танкер» не предприняло надлежащих мер по соблюдению таможенного законодательства, направленных на таможенное декларирование товаров по установленной форме, хотя у него имелась как правовая, так и реальная возможность выполнить данную обязанность, что образует субъективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Предметом данного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, являются товары - машинное масло «Epona Z 150», в количестве 3592 кг; машинное масло «Visga 32», в количестве 179 кг.

Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 10313000-287/2017; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 10313000-287/2017; копией декларации судовых припасов (IMO SHIP’S STORES DECLARATION) от 11.02.2017 года; копией акта таможенного досмотра № 10313110/140217/000035; протоколом об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 15.02.2017 года; актом приема-передачи имущества на ответственное хранение от 15.02.2017 года; протоколом опроса свидетеля ФИО1 от 14.02.2017 года; протоколом опроса свидетеля ФИО2; заключением эксперта ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону № 12406004/0006924 от 14.03.2017 года и другими материалами дела об административном правонарушении.

Таким образом, анализ материалов дела, позволяет суду сделать вывод о том, что действия ООО «В.Ф. Танкер» надлежит квалифицировать ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 4.1 ч. 3 Кодекса РФ об АП, при назначении административного наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, имущественное и финансовое положение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. С учетом всех установленных в судебном заседании обстоятельств суд не находит оснований для применения в отношении ООО «В.Ф. Танкер» положений статьи 2.9 КРФобАП.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено. Обстоятельством отягчающим административную ответственность является привлечение ООО «В.Ф. Танкер» к административной ответственности за совершение однородных правонарушений.

Анализируя вышеизложенное в совокупности, суд считает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискация в доход государства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.1 – 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать общество с ограниченной ответственностью «В.Ф. Танкер», юридический/почтовый адрес: <адрес>, зарегистрированного 29.11.2000 года Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации <данные изъяты> (<данные изъяты>) за основным государственным регистрационным номером , виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товаров(408128 рублей 48 копеек), явившихся предметами административного правонарушения, с конфискацией в доход государства товаров, являющихся предметом административного правонарушения - машинного масла «Epona Z 150», в количестве 3592 кг; машинного масла «Visga 32», в количестве 179 кг., находящихся на ответственном хранении у капитана теплохода «ВФ ТАНКЕР - 2» (ООО «В.Ф. Танкер») ФИО1

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течении 10 суток, со момента получения его копии.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СУДЬЯ: