ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-342/18 от 26.10.2018 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 октября 2018 г. г. Севастополь, ул. Ленина, 31

Судья Ленинского районного суда г. Севастополя Степанова Ю.С., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении:

Должностного лица Кирпичникова В.М., <данные изъяты>

привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протокола об административном правонарушении от 23.08.2018 г., 06.08.2018 г. Департаментом городского хозяйства города Севастополя в адрес начальника Главного Управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя, Кирпичникова В.М., направлено предписание об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства от 06.08.2018 г. сроком исполнения до 12 часов 00 минут 17.08.2018 г. В установленный срок законное предписание от 06.08.2018 г. не выполнено, что зафиксировано актом обследования территории на предмет соблюдения правил благоустройства от 17.08.2018 г., за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, Кирпичников В.М., не явился, извещен надлежащим образом, его законные права и интересы в суде представлены Ксенз А.Н., который вину в совершении правонарушения по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ не признал, просил суд прекратить производство по делу за отсутствием состава в действиях Кирпичникова В.М. состава административного правонарушения, по мотивам, изложенных в письменных пояснениях.

Судья полагает возможным рассмотреть дело в Кирпичникова В.М. с участием его представителя.

Выслушав представителя Ксенз А.Н., изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Судьей установлено, что 06.08.2018 г. начальнику Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя Кирпичникову В.М. было выдано предписание , согласно которому было необходимо Главному управлению в срок до 12 часов 00 минут 17 августа 2018 года устранить нарушения пункта 22.6 Правил благоустройства территории города Севастополя, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2017 № 844-ПП, зафиксированные актом обследования территории на предмет соблюдения правил благоустройства от 06.08.2018, а именно после демонтажа нестационарных торговых объектов напротив дома номер <адрес> требуется привести земельный участок, находящийся в государственной собственности города Севастополя в первоначальное состояние: восстановить первоначальное покрытие, газоны, зеленые насаждения, организовать ликвидацию строительного и бытового мусора.

Основанием к выдаче указанного предписания послужил акт обследования территории на предмет соблюдения правил благоустройства от 06.08.2018 г., согласно которого, в районе <адрес> выявлены следы производства работ по демонтажу нестационарных торговых объектов, в результате чего, после проведения указанных работ по демонтажу, в местах размещения нестационарных торговых объектов оставлен строительный мусор в виде кирпичных фундаментов, их фрагментов (отделившиеся кирпичи), боя бетона и прочих отделочных материалов, что является нарушением правил благоустройства территории города Севастополя, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2017 г. № 844-ПП.

Из анализа норм закона следует, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, суду следует проверить, в том числе, законность предписания, за невыполнение которого в отношении лица составлен протокол об административной ответственности.

Так, частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляется собой часть земной поверхности имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

К характеристикам, позволяющим определить земельный участок, в качестве индивидуально определенной вещи следует отнести: площадь, кадастровый номер, ранее присвоенный кадастровый номер, присвоенный адрес и иные характеристики.

Между тем, предписание не содержит сведений, позволяющих определить указанный в нем земельный участок, в качестве индивидуально определенной вещи.

Также, предписание не содержит сведений, позволяющих определить к какому конкретному первоначальному состоянию, существовавшему ранее, необходимо привести земельный участок, а содержит лишь перечень возможных вариантов восстановления первоначального состояния земельного участка, как то: восстановление первоначального покрытия, газонов, зеленых насаждений, организовать ликвидацию строительного и бытового мусора.

Кроме того, указанный в предписании пункт 22.6 Правил благоустройства, указывает на необходимость после демонтажа нестационарных сооружений мелкорозничной торговли, бытового обслуживания и питания привести земельный участок, находящийся в государственной собственности города Севастополя или собственность на который не разграничена, в первоначальное состояние: восстановить асфальтовое или иное первоначальное покрытие, газоны, зеленые насаждения.

При этом, Правила благоустройства не определяют субъект, на который возлагаются обязательства осуществить мероприятия, установленные пунктом 22.6 Правил благоустройства.

Пунктом 2.3.7 Правил благоустройства установлено, что благоустройство территорий, не принадлежащих юридическим и физическим лицам либо индивидуальным предпринимателям на праве собственности или ином вещном праве, а также территорий, в отношении которых с юридическими и физическими лицами либо индивидуальными предпринимателями не заключались соответствующие договоры на содержание и благоустройство прилегающих территорий, осуществляют уполномоченные органы исполнительной государственной власти города Севастополя и (или) органы местного самоуправления в городе Севастополе в соответствии с установленными полномочиями и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Севастополя.

Согласно подпункту 9 пункта 3 Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденному постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 № 875-ПП, основными задачами деятельности Департамента являются, в частности: организация благоустройства и озеленения территории города Севастополя; принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок; организация мероприятий по установке урн, скамеек, заборов, турникетов и ограждений, детских площадок; контроль за надлежащей эксплуатацией объектов благоустройства, принятие мер для организации устойчивой работы организаций, обеспечивающих благоустройство города Севастополя.

В статье 1 Закона города Севастополя от 29.12.2016 № 314-ЗС «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя» определен перечень отдельных государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления, к которым относятся: реализация мероприятий по санитарной очистке территорий муниципальных образований (пункт 1); реализация мероприятий по удалению твердых коммунальных отходов, в том числе с мест несанкционированных и бесхозных свалок, и по их транспортировке для утилизации (пункт 2); реализация мероприятий по созданию, содержанию зеленых насаждений, обеспечению ухода за ними (пункт 3); реализация мероприятий по созданию, приобретению, установке, текущему ремонту и реконструкции элементов благоустройства (пункт 4); обеспечение и реализация мероприятий по обустройству и ремонту тротуаров (включая твердое покрытие парков, скверов, бульваров) (пункт 6); реализация мероприятий по обустройству и содержанию спортивных и детских игровых площадок (комплексов) (пункт 7); обеспечение и реализация мероприятий по ремонту и содержанию внутриквартальных дорог (пункт 8).

В подпункте 1 пункта 1 постановления Правительства Севастополя от 09.03.2017 № 179-ПП определено, что Департамент городского хозяйства города Севастополя в части осуществления органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя отдельных государственных полномочий города Севастополя, указанных в пунктах 1 - 9, 13, 14 статьи 1 Закона города Севастополя от 29.12.2016 № 314-ЗС «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя».

Принудительный демонтаж незаконно (самовольно) размещенных нестационарных торговых объектов и передвижных аттракционов на территории города Севастополя осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства Севастополя от 31.08.2017 № 631-ПП.Порядок предусматривает внесудебный административный порядок приятия решения о принудительном демонтаже (перемещении) незаконно размещенных нестационарных торговых объектов и передвижных аттракционов на территории города Севастополя.

Подпунктом 7 пункта 1.2 Порядка установлено, что лицом, осуществляющим демонтаж (перемещение) является привлеченная подрядная организация на основании соответствующего договора, заключенного в установленном законодательством порядке, осуществляющая демонтаж (перемещение) НТО и передвижных аттракционов.

В силу пункта 2.5 Порядка, правообладатель размещенного НТО (передвижного аттракциона) обязан представить в Главное управление документы (заверенные копии документов), подтверждающие законность размещения НТО (передвижного аттракциона), либо своими силами и за свой счет демонтировать (переместить) незаконно (самовольно) размещенный НТО (передвижной аттракцион).

Таким образом, незаконно (самовольно) размещенные НТО могут быть демонтированы (перемещены) как в принудительном порядке подрядной организацией, так и в добровольном порядке правообладателем размещенного НТО, т.е. самовывозом.

Типовой формой договора на размещение нестационарного торгового объекта, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 09.11.2015 № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП и от 29.05.2015 № 459-ПП» (в редакции от 22.03.2016), предусмотрено, что хозяйствующий субъект обязан: за свой счет содержать НТО в надлежащем эстетическом, санитарном и техническом состоянии, своевременно производить текущий ремонт Объекта, соблюдать правила безопасности, обеспечивать вывоз мусора и иных отходов, содержание места размещения Объекта в надлежащем санитарном состоянии (подпункт 2.4.5 пункта 2.4); при размещении НТО и его использовании соблюдать условия настоящего Договора и требования действующего законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов города Севастополя, в том числе требования Правил благоустройства территории города Севастополя, утвержденных Правительством Севастополя (подпункт 2.4.7 пункта 2.4); не допускать загрязнение места размещения нестационарного торгового объекта (подпункт 2.4.13 пункта 2.4); в случае прекращения или расторжения настоящего договора в течение 10 календарных дней с момента прекращения или расторжения произвести демонтаж и вывоз НТО, а также привести территорию, предоставленную для размещения Объекта и благоустройства, в первоначальное состояние (подпункт 2.4.17 пункта 2.4).

Кроме того, по указанному адресному ориентиру Главным управлением не направлялось заявок в адрес подрядной организации на проведение мероприятий по демонтажу (перемещению) незаконно (самовольно) размещенных НТО, поэтому вывоз таких объектов был осуществлен третьими лицами.

Кроме того, судья обращает внимание на то, что процедура демонтажа (перемещения) самовольно размещенного нестационарного торгового объекта (передвижного аттракциона) закреплена в разделе 3 Порядка, из содержания положений которого следует, что непосредственный демонтаж (перемещения) незаконно (самовольно) размещенных нестационарных торговых объектов и передвижных аттракционов на территории города Севастополя производится лицом, осуществляющим демонтаж (перемещение) НТО.

Таким лицом, в силу подпункта 7 пункта 1.2 Порядка, является привлеченная подрядная организация на основании соответствующего договора, заключенного в установленном законодательством порядке, осуществляющая демонтаж (перемещение) НТО и передвижных аттракционов.

Согласно условиям государственного контракта подрядчик (подрядная организация) обязан выполнить работы по мере поступления заявок от заказчика (Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя). Заявка направляется подрядчику не позднее чем за один рабочий день до даты выполнения работ посредством почтового отправления и (или) телефонного сообщения и (или) посредством электронной почты (e-mail), а также обеспечить уборку места выполнения работ по контракту в течение 2 календарных дней со дня осуществления демонтажа (перемещения) незаконно (самовольно) размещенного нестационарного торгового объекта с земельных участках города Севастополя.

Техническим заданием к контракту предусмотрены дополнительные требования к выполнению работ, а именно, после демонтажа нестационарного торгового объекта подрядчику необходимо обеспечить уборку мусора, образовавшегося в результате выполнения демонтажных работ.

Таким образом, Главное управление в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с положениями Порядка выявления и демонтажа (перемещения) незаконно (самовольно) размещенных нестационарных торговых объектов и передвижных аттракционов на территории города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 31.08.2017 № 631-ПП, осуществляет мероприятия по выявлению фактов незаконного (самовольного) размещения НТО (передвижного аттракциона), принятие решения о демонтаже (перемещении) незаконно (самовольно) размещенного НТО (передвижного аттракциона), формирует Реестр незаконно (самовольно) размещенных нестационарных торговых объектов и передвижных аттракционов на территории города Севастополя, а непосредственно мероприятий по демонтажу (перемещению) НТО и уборки мусора, образовавшегося в результате выполнения демонтажных работ, производит подрядная организации, привлекаемая к таким работам на основании соответствующего государственного контракта, заключенного в установленном законодательством порядке с Главным управлением.

В октябре 2017 года Главным управлением в районе дома номер <адрес> было выявлено 8 незаконно (самовольно) размещенных НТО, из которых 5 НТО принудительно демонтировано (перемещено) силами подрядной организации, что подтверждается актами № Н-15 от 01.12.2017, № Н-18 от 02.12.2017, № Н-19 от 02.12.2017, № Н-20 от 04.12.2017, № Н-63 от 19.12.2017 о демонтаже (перемещении) незаконно (самовольно) размещенного НТО, а также актами приема-передачи незаконно (самовольно) размещенного НТО № Н-15 от 01.12.2017, № Н-18 от 02.12.2017, № Н-19 от 02.12.2017, № Н-20 от 04.12.2017, № Н-63 от 19.12.2017.

Кроме того, судья указывает на то, что в декабре 2017 года подрядной организацией произведен демонтаж 5 НТО, при этом предписание должностным лицом Департамента городского хозяйства города Севастополя вынесено начальнику Главного управления 06.08.2018 г., то есть по прошествии значительного времени (более 7 месяцев).

Демонтаж (перемещение) НТО произведен третьим лицом, Главное управление не является субъектом, непосредственно осуществляющим мероприятия по производству демонтажа (перемещения) НТО, и не является органом, в компетенцию которого входит осуществление мероприятий по благоустройству, в том числе земельных участков являющихся государственной собственностью города Севастополя, что исключает возможность возложения на Главное управление обязанностей по исполнению требований, установленных пунктом 22.6 Правил благоустройства, поскольку в силу Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя и Закона города Севастополя от 29.12.2016 № 314-ЗС «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя» полномочиями по благоустройству таких территорий (организация благоустройства и озеленения территории города Севастополя, реализация мероприятий по удалению твердых коммунальных отходов и по их транспортировке для утилизации) наделены как Департамент городского хозяйства города Севастополя, так и органы местного самоуправления в городе Севастополе.

Вместе с тем, Департаментом не представлено доказательств, что предписание должно исполняться именно Главным управлением.

Таким образом, предписание от 06.08.2018 г. № носит не определенный характер (не понятен способ его устранения; не содержит сведений, позволяющих определить указанный в нем земельный участок, в качестве индивидуально определенной вещи; не содержит сведений (материалов), позволяющих определить к какому конкретному первоначальному состоянию, существовавшему ранее, необходимо привести земельный участок), в связи с чем, судья приходит к выводу о незаконности указанного предписания, за невыполнение которого в отношении Кирпичникова В.М. составлен протокол об административном правонарушении.

Признание судьей незаконным предписания, за неисполнение которого Кирпичников В.М. привлечен к административной ответственности, исключает наличие в его деянии состава указанного административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, в совокупности всех обстоятельств по делу, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица Кирпичникова В.М. за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток с момента получения копии.

Судья Ю.С. Степанова