ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-342/20 от 30.06.2020 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-342/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 июня 2020 года Санкт-Петербург

Судья Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга Сергеева Е.М.,

в помещении Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: <...>, зал. 21,

с участием ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, работающего <данные изъяты> холостого, детей не имеющего, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, к административной ответственности за совершение однородных правонарушений в течение года не привлекавшегося,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 совершил организацию и проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 20.2 КоАП РФ.

Правонарушение было совершено при следующих обстоятельствах.

ФИО1, совместно с иным лицом, не позднее 23 ч. 02 мин. ДД.ММ.ГГГГ, напротив <адрес> с целью публичного выражения своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера, добровольно организовал и провел публичное мероприятие, в виде пикетирования группой лиц, с демонстрацией ноги манекена, золотого окраса, на которой имелась бирка с надписью «#Самоизоляция#Конституция2020#», а также баннера (сетки) черного цвета размером 5x1,5 метра, с вырезанным в ней текстом: «Не подав рук протянутся ноги», которые он вывесил на строительном ограждении памятника «Николаю 1» и произвел фотографирование, при этом, проведение данного публичного мероприятия не согласовано с органом исполнительной власти - администрацией Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, в нарушение требований ч. 1 ст. 7, ч. 3 ст. 8, ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В судебное заседание ФИО1 доставлен, процессуальные права и положения ст. 51 Конституции РФ ему разъяснены и понятны. Пояснил, что действительно около 23 часов ДД.ММ.ГГГГ напротив <адрес><адрес>, вместе со своим другом ФИО2, разместил на строительном ограждении памятника «Николаю 1» ногу манекена, золотого окраса, на котором имелась бирка с надписью «#Самоизоляция#Конституция2020#», а также баннер (сетки) размером 5x1,5 метра с надписью: «Не подав рук протянутся ноги» и произвел фотографирование. Идея проведения указанного мероприятия в данном месте принадлежит его другу - ФИО3ФИО2, который нашел ногу манекена в помойке и покрасил ее золотой краской, им же в сетке были вырезаны буквы, после чего ФИО2 попросил его помочь провести эту выставку произведения искусства. Однако считает, что данные действия не были нацелены на формирование мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера, в том числе относительно голосования по внесению изменений в Конституцию РФ, а созданный ФИО3ФИО2 арт-объект является произведением уличного искусства. Понимает, что любое мероприятие, в том числе выставка произведений искусства в Санкт-Петербурге, должны быть согласованы с государственными органами. Вину в данном правонарушении не признал.

Изучив представленные материалы дела, выслушав ФИО1, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о доказанности факта совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

Частью 2 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 20.2 КоАП РФ.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

- публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;

- пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности, то есть соблюдения положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1.1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию.

В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

Из положений ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ следует, что публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному времени, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания.

Вина ФИО1 в совершении данного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:

- данными протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным УУП отдела полиции УМВД России по <адрес>ФИО4, из которого следует, что ФИО1, совместно с иным лицом, не позднее 23 ч. 02 мин. ДД.ММ.ГГГГ напротив <адрес>, с целью публичного выражения своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера, добровольно организовал и провел публичное мероприятие, в виде пикетирования группой лиц, с демонстрацией ноги манекена, золотого окраса, на котором имелась бирка с надписью «#Самоизоляция#Конституция2020#», а также баннера (сетки) черного цвета размером 5x1,5 метра с надписью: «Не подав рук протяните ноги», которые он вывесил на строительном ограждении памятника «Николаю 1» и произвел фотографирование, при этом, проведение данного публичного мероприятия не согласовано с органом исполнительной власти - администрацией Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, в нарушение требований ч. 1 ст. 7, ч. 3 ст. 8, ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;

- рапортами сотрудников ОБППСП УМВД России по <адрес>ФИО5 и ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что в ходе исполнения ими служебных обязанностей, в 23 ч. 20 мин. ДД.ММ.ГГГГ, был доставлен в отдел полиции УМВД России по <адрес>ФИО1, который совместно с иным лицом, не позднее 23 ч. 02 мин. ДД.ММ.ГГГГ напротив <адрес>, с целью публичного выражения своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера, добровольно организовал и провел публичное мероприятие, в виде пикетирования группой лиц, с демонстрацией ноги манекена, золотого окраса, на котором имелась бирка с надписью «#Самоизоляция#Конституция2020#», а также баннера (сетки) черного цвета размером 5x1,5 метра с надписью: «Не подав рук протяните ноги», которые вывесили на строительном ограждении памятника «Николаю 1» и произвели фотографирование, при этом, проведение данного публичного мероприятия не согласовано с органом исполнительной власти - администрацией Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, в нарушение требований ч. 1 ст. 7, ч. 3 ст. 8, ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрация, шествиях и пикетированиях»;

- записью КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что в УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ в 23 ч. 02 мин. поступило обращение от ФИО7, о том, что на памятник «Николаю 1» залезли двое, вывешивают плакат. По результату выезда были доставлены 2 гражданина;

- протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного старшим дознавателем ОД УМВД России по <адрес>ФИО8 с 00 ч. 05 мин. до 00 ч. 30 мин., по адресу: <адрес> из которого следует, что на строительных лесах и заборе, около памятника «Николаю 1», висит нога манекена, золотого окраса, на котором имеется бирка с надписью «#Самоизоляция#Конституция2020#», а также баннер (сетка) размером 5x1,5 метра, с вырезанным в ней текстом: «Не подав рук протянутся ноги», которые были изъяты и упакованы в пленку (с материалами фотофиксации);

- ответом Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому уведомления о проведении публичных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ в администрацию не поступали, информация их Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности о согласованных мероприятиях на территории Адмиралтейского района также не поступала;

- видеозаписями камер наружного наблюдения, содержащихся на оптическом диске, из которых усматривается, что двое мужчин около 23 часов ДД.ММ.ГГГГ напротив <адрес> в Санкт-Петербурге, разместили на строительном ограждении памятника «Николаю 1» ногу манекена, а также баннер (сетку) черного цвета размером 5x1,5 метра, с вырезанным в ней текстом: «Не подав рук протянутся ноги», а также произвели фотосъемку указанных предметов. После чего двое мужчин, уходя с указанного места, были незамедлительно задержаны сотрудниками полиции;

- ногой манекена, золотого окраса, на котором имеется бирка с надписью «#Самоизоляция#Конституция 2020#»; баннером (сеткой) размером 5x1,5 метра, с вырезанным в ней текстом: «Не подав рук протянутся ноги» (приобщенными к материалам дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО3).

Все указанные доказательства, исследованные в ходе рассмотрения дела, суд оценивает как относимые, поскольку обстоятельства, которые они устанавливают, имеют значение для правильного разрешения дела; как допустимые, поскольку указанные доказательства получены с соблюдением требований законодательства, проверены судьей, соответствуют фактическим обстоятельствам дела; как достоверные, поскольку не имеется оснований не доверять данным доказательствам, все документы составлены уполномоченными должностными лицами; а в своей совокупности как достаточные для установления вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

Представленный протокол составлен с учетом требований ст. 28.2 КоАП РФ.

У суда не вызывают сомнения достоверность и допустимость протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку любые фактические данные, полученные в соответствии с КоАП РФ и в иных предусмотренных законом формах, в том числе, в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ признаются доказательствами по делу об административном правонарушении.

В силу ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений.

Из смысла ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ следует, что возможность применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, связана, в частности, с необходимостью обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Поскольку задержание ФИО1 было осуществлено у <адрес>, составление процессуальных документов на месте по объективным причинам представлялось затруднительным, применение к нему мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении не противоречит требованиям КоАП РФ, а примененные к ФИО1 задержание и доставление в отдел полиции не свидетельствует о нарушении прав последнего.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется). При этом исходя из содержания п. 3 ч. 4 и ч. 5 ст. 5 Закона о публичных мероприятиях под подачей уведомления в установленном порядке следует понимать, в том числе, определение места, времени, условий проведения публичного мероприятия в результате согласительных процедур.

Суд квалифицирует действия ФИО1 по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку он совершил организацию и проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 20.2 КоАП РФ.

Доводы ФИО1 о том, что вменяемые ему действия не были нацелены на формирование мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера, а используемый им арт-объект является произведением уличного искусства, суд считает несостоятельными, поскольку данные доводы опровергаются совокупностью представленных доказательств, имеющихся в материалах дела.

При этом используемые ФИО1 нога манекена, золотого окраса, на которой имелась бирка с надписью «#Самоизоляция#Конституция 2020#», а также баннер (сетка) размером 5x1,5 метра, с вырезанным в ней текстом: «Не подав рук протянутся ноги», которые он вывесил на строительном ограждении памятника «Николаю 1», в данном случае подпадают под понятие иных средств наглядной агитации, поскольку, по мнению суда, использованы ФИО1 как дополнительное средство убеждения, посредством указанных предметов четко определена агитационная идея, относящаяся к предстоящему ДД.ММ.ГГГГ голосованию по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации.

Изъятые и представленные в суд: нога манекена, золотого окраса, с биркой с надписью «#Самоизоляция#Конституция 2020#», а также баннер (сетки) размером 5x1,5 метра с надписью: «Не подав рук, протянутся ноги», является быстровозводимой сборно-разборной конструкцией, которые участники мероприятия в течение нескольких минут размещали на строительном ограждении памятника «Николаю 1», что подтверждается исследованной видеозаписью.

Суд считает, что версия ФИО1 относительно событий, имевших место ДД.ММ.ГГГГ, является защитной, вызванной желанием избежать ответственности за совершенное правонарушение.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, установлена и доказана.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о доказанности вины ФИО1 в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат, стороной защиты не приведены.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного правонарушения, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.

Переходя к назначению наказания за совершенное административное правонарушение ФИО1, суд учитывает, что наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, судом не установлены.

С учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела и личности правонарушителя, который ранее не привлекался к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, а также его роли в совершении правонарушения и отношения к содеянному, в целях достижения задач законодательства об административных правонарушениях и предупреждения совершения ФИО1 новых административных правонарушений, суд полагает необходимым подвергнуть ФИО1 административному наказанию в виде административного штрафа, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель штрафа: УФК по Санкт-Петербургу,

(ГУ УМВД России по СПб и ЛО), ИНН <***>, КПП 784201001

р/с <***>, ОКТМО 40303000, Северо-Западное ГУ Банка России, Санкт-Петербург, БИК 044030001, КБК 18811601201019000140

штраф по постановлению Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга по делу .

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд, путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга, в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья