ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-342/2017 от 13.06.2017 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Копия

Дело № 5-342/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 июня 2017 года город Ноябрьск, ЯНАО

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шабловская Е.А., рассмотрев дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Маркет», место нахождения <адрес>, фактический адрес осуществления деятельности <адрес>, ранее не привлекавшее к административной ответственности, ...

УСТАНОВИЛ:

При проведении административного расследования было установлено согласно сведениям, зафиксированным в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) ООО «Маркет» ... в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, осуществило оборот (розничную продажу) алкогольной продукции в обособленном подразделении магазин «Щедрый» расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес> которая уже была ранее реализована в рамках системы ЕГАИС, а именно:

- ДД.ММ.ГГГГ в обособленном подразделении ООО «Маркет», расположенном по адресу: ЯНАО, <адрес> реализована алкогольная продукция: ...

-ДД.ММ.ГГГГ в обособленном подразделении ООО «Маркет», расположенном по адресу: ЯНАО, <адрес> реализована алкогольная продукция: ...

ООО «Маркет» осуществляет розничную продажу алкогольной продукции в магазине «Щедрый» расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>„ на основании лицензии регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ, выданной департаментом агропромышленного комплекса торговли и продовольствия <адрес> сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра (протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГК/2017) полок-витрин с алкогольной продукцией, а также складского помещения магазина «Щедрый», в котором осуществляет свою деятельность ООО «Маркет», расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес> обнаружена алкогольная продукция аналогичная продукции, сведения о которой в ЕГАИС отображены как о ранее проданной алкогольной продукции, а именно: ...

В ходе проведенной проверки подлинности федеральных специальных марок были обнаружены признаки подделки федеральных специальных марок, которыми маркирована вышеуказанная алкогольная продукция. Признаки подделки выражены в следующем: серия и номер федеральных специальных марок выполнены нехарактерным шрифтом, отсутствует плавный переход цвета в месте изображения литража, серии и номера марки, микротекст «федеральная специальная марка» плохо читаем, федеральные специальные марки имеют нехарактерный глянцевый блеск. Признаки подделки обнаружены посредством визуального осмотра. На вышеуказанную продукцию на момент проведения осмотра в ООО «Маркет» товарно-сопроводительные документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции в соответствии со статьей 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» представлены в полном объеме.

По данному факту в отношении ООО «Марткет» составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ч.4 ст.15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебное заседание представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ООО «Маркет» не явился, направил пояснения, в котором указал, что повода к возбуждении дела об административном правонарушении не имелось, алкогольная продукция была приобретена к давнего поставщика, на неё имеются все необходимые товарно-сопроводительные документы. Полученный товар был заведен в систему ЕГАИС. Визуальных признаков подделки не имелось на товаре, в связи с чем сомнений в поддельности ФСМ не имелось у Общества. По указанным доводам Общество просит прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения. В случае наличия такового, Общество просит применить признак малозначительности, поскольку доказательств того, что указанная алкогольная продукция создавала угрозу жизни и здоровью гражданам не имеется. В случае отсутствия признака малозначительности просили назначить наказание в виде предупреждения, либо снизить размер штрафа до 1/2 его минимального размера, с учетом того, что Общество относится к субъектам малого предпринимательства, совершило правонарушение впервые, отсутствует имущественный ущерб

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении главный специалист отдела контроля управления лицензирования, декларирования и контроля за оборотом алкогольной продукции департамента агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО1 с доводами юридического лица не согласен. В обосновании своей позиции указал, что поводом к возбуждению производство по делу об административном правонарушении стала поступившая информация в личный кабинет Департамента агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа о выявлении ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Маркет» фактов реализации алкогольной продукции, которая уже была реализована в рамках системы ЕГАИС. При продаже такой алкогольной продукции через систему ЕГАИС такая информация сразу поступает в личный кабинет Общества, так и Департамента, в связи, с чем Общество не могло, не знать об этом ДД.ММ.ГГГГ, продолжая реализовывать такую продукцию. В этот же день они прибыли в магазин для осмотра алкогольной продукции в рамках возбужденного административного производства. Полагает признаков малозначительности в действиях юридического лица не имеется, поскольку продажа такой алкогольной продукции влечет угрозу жизни и здоровью граждан.

Выслушав должностное лицо, с учетом письменных пояснений ООО «Маркет», исследовав материалы административного дела суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ) алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке.

В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ установлен запрет на оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 названного Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками.

Правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).

Частью 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ установлены виды деятельности, подлежащие лицензированию в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, к числу которых, в том числе относится и розничная продажа алкогольной продукции.

Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлено распространение действия ЕГАИС на организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции.

Требование о представлении сведений в ЕГАИС в отношении розничной продажи алкогольной продукции в городских поселениях вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в сельских поселениях вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «Маркет» осуществляет розничную продажу алкогольной продукции с фиксацией информации о ней в ЕГАИС.

Ведение учета розничных объемов продаж алкогольной продукции с использованием ЕГАИС позволяет сопоставлять информацию об объемах производства и оборота продукции с объемами ее розничной реализации без проведения контрольных мероприятий на местах продажи алкогольной продукции. При этом розничные магазины получили возможность проконтролировать легальность происхождения продаваемой алкогольной продукции, что значительно снизило их лицензионные риски.

Государственная политика в области оборота алкогольной продукции направлена на пресечение нелегального оборота алкогольной продукции, обеспечение защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей данной продукции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными не предусмотренными Федеральным законом № 171-ФЗ марками не допускается.

В связи с выявлением алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными марками с признаками подделки, должностными лицами Департамента была осмотрена данная алкогольная продукция, изъята в количестве ... штук и направлена на экспертизу образцов федеральных специальных марок, которыми маркирована алкогольная продукция, отобранная в магазине «Щедрый» принадлежащем ООО «Маркет», расположенном по адресу: <адрес>, магазин «...», что следует из протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, протокола изъятия от ДД.ММ.ГГГГ и определения о назначении экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ Экспертно-криминалистического центра межрайонного отделам по городам Ноябрьск, ФИО2 УМВД по ЯНАО способ изготовления федеральной специальной марки, наклеенной на двадцать бутылок алкогольной продукции ... не соответствуют Федеральным специальным маркам изготовленным производством Госзнак.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке.

В силу части 3 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, а также являются носителями информации ЕГАИС и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в ЕГАИС.

Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями - покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Частью 6 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В данном случае Общество, приобретая алкогольную продукцию для целей осуществления предпринимательской деятельности, несет ответственность за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе, без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ.

Маркировка алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, осуществляется федеральными специальными марками.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 года № 785 «О маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками» изготовителем ФСМ может быть только «ГОЗНАК».

Таким образом, ООО «Маркет» осуществляло оборот алкогольной продукции с маркировкой поддельными марками.

Исходя из смысла пункта 3.3 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ Общество было обязано проверить подлинность федеральных специальных марок двумя способами - визуально и с использованием доступа к ЕГАИС.

Согласно скриншта страница Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по организации ООО «Маркет» Обществу уже ДД.ММ.ГГГГ поступало сообщение о выявлении фактов реализации алкогольной продукции, которая уже была реализована в рамках системы ЕГАИС, однако ДД.ММ.ГГГГ Общество продолжало реализацию данной партии водки, что следует из информационного сообщения для организации розничной торговли.

Таким образом, Общество, имело возможность визуально проверить подлинность приобретенной алкогольной продукции, и обнаружив признаки подделки, прекратить незаконный оборот алкогольной продукции, снять с продажи выставленную алкогольную продукцию, уведомить контролирующие органы с целью осуществления необходимых действий.

В соответствии с приказом Росалкогольрегулирования от 19 июня 2015 года № 164 «О форме журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения» организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, заполняют журнал учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - журнал).

Заполнение такого журнала осуществляется в электронном виде с использованием программных средств ЕГАИС.

Указанный журнал содержит уникальный штриховой код каждой единицы продукции, дублирование которого свидетельствует о том, что такая продукция ранее уже была продана, информация о которой отражена в ЕГАИС. Дублирование уникального штрихового кода алкогольной продукции свидетельствует о реализации алкогольной продукции с признаками подделки.

Общество является зарегистрированным пользователем закрытой части официального сайта Росалкогольрегулирования и имеет уникальный номер пользователя

Ежедневно, все имеющиеся нарушения, связанные с розничной реализацией алкогольной продукции, после обработки в ЕГАИС, сообщаются (доводятся) до Общества в виде файловых сообщений, с указанием характера выявленного нарушения, общего количества реализованной алкогольной продукции.

О каждой розничной продаже алкогольной продукции с дублированием уникального штрихового кода, в личный кабинет организации-лицензиата приходили соответствующие уведомления от Росалкогольругелирования о продаже алкогольной продукции, информация о продаже которой, уже содержит ЕГАИС, либо о продаже алкогольной продукции информация о которой не содержится в ЕГАИС.

Таким образом, Общество, посредством анализа информации, доводившейся до сведения Общества через закрытую часть личного кабинета Росалкогольругелирования, получив информацию об имевших место фактах повторных продаж алкогольной продукции (ранее реализованной продукции иными участниками алкогольного рынка), могло снять с продажи выставленную алкогольную продукцию, уведомить контролирующие органы с целью осуществления необходимых действий.

Данных о том, что Общество осуществило проверку подлинности федеральных специальных марок с помощью ЕГАИС, или иными возможными способами не представлено.

Обеспечение реальной возможности осуществлять деятельность, связанную с оборотом алкогольной продукции, в строгом соответствии с требованиями законодательства является обязанностью Общества, способность выполнения которой обеспечивалась наличием у него целого ряда возможностей по получению информации в отношении реализуемой алкогольной продукции, вместе с тем Общество не предприняло никаких действий по проверке легальности реализуемой алкогольной продукции.

Как усматривается, при проведении административного расследования и применении в его рамках мер обеспечения производства по делу нарушений допущено не было. Все процессуальные действия проведены в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

Совокупность представленных доказательств подтверждают факт розничной продажи Обществом алкогольной продукции, маркированной поддельными федеральными специальными марками.

Доказательств того, что со стороны ООО «Маркет» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Федерального закона № 171-ФЗ отсутствуют.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.

Доводы заявителя о не доказанности вины Общества во вменяемом правонарушении, не состоятельны и ничего не подтверждены.

При назначении наказания суд учитывает обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер совершенного административного правонарушения, а также то, что ранее Общество не привлекалось к за данные правонарушения и приходит к выводу о назначении минимального наказания в виде штрафа.

Малозначительности в действиях Общества не имеется, поскольку данное правонарушение влечет угрозу жизни и здоровья людей при реализации такой алкогольной продукции с поддельными федеральными акцизными марками.

В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, (ч.3.3 ст.4.1 коАП РФ).

Таким образом, с учетом представленных доказательств суд приходит к выводу о снижении административного штрафа до ... рублей.

При этом административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ, влечет наряду с административным штрафом конфискацию предмета административного правонарушения (вина). Во взаимосвязи с положениями статьи 3.3 КоАП РФ это означает, что в данном случае конфискация предмета административного правонарушения является дополнительным административным наказанием и - в силу конструкции самой нормы - всегда назначается вместе с основным административным наказанием в виде административного штрафа. Соответственно, суд при принятии постановления по делу учитывает указанные положения и назначает наряду с административным штрафом конфискацию предмета административного правонарушения.

При таких алкогольная продукция, оставленная на хранение в ООО «Маркет» (магазин «...») ... за бутылку, в количестве ... бутылок подлежит конфискации.

Оснований для применения ст.4.1.1 КоАП РФ в данном случае не имеется, поскольку состав данного правонарушения направлен на угрозу жизни и здоровья людей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Маркет» по ч.4 ст.15.12 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей с конфискацией: ....

Реквизиты для перечисления штрафа: наименования получателя платежа - УФК по ЯНАО (Департамент финансов автономного округа, департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия ЯНАО л/с <***>), ИНН <***>, КПП 890101001, ОКАТО 71171000000, ОКТМО 71951000, БИК 047182000 в РКЦ г.Салехард, р/с <***> в РКЦ г.Салехард, КБК 882116 0801001 0000140, (УИН 02103690017050002592).

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения (вручения) его копии в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Судья подпись. Шабловская Е.А.

Копия верна.

Судья Шабловская Е.А.

Секретарь: