ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-342/2018 от 23.04.2018 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 5-342/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Пархоменко Г.Л.

при секретаре Полегешко К.С.,

рассмотрев 23 апреля 2018 года в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Гимназия № 62», зарегистрированного и находящегося по адресу: <...>, ИНН <***>, дата регистрации 14.07.1994, (взыскатель Министерство образования Омской области, находящееся по адресу: <...>, ИНН<***>, дата регистрации 13.04.2004),

УСТАНОВИЛ:

В Куйбышевский районный суд города Омска поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Гимназия №62».

В ходе судебного разбирательства установлено, что при проведении плановой выездной проверки, проведенной Министерством образования Омской области в отношении бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Гимназия №62», расположенного по адресу: <...>, 28 февраля 2018 года около 14 часов 30 минут установлено, что учреждение осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), а именно:

- в нарушение требований подпункта «а» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966 (далее Положение о лицензировании образовательной деятельности), у учреждения отсутствуют документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений, по адресу: <...> используемых учреждением для осуществления образовательной деятельности;

- в нарушение требований подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, на должность учителя по учебному предмету «Английский язык» в учреждение принята А.С.А., чье профессиональное образование и квалификация не соответствует требованиям, предъявляемым к должности «учитель».

Законный представитель БОУ г.Омска«Гимназия №62» ФИО1, действующая на основании приказа, в судебном заседании вину юридического лица не признала, с нарушениями не согласилась. Пояснила, что объект был передан в пользование на праве оперативного управления. В Росреестре объект не зарегистрировали, поскольку полагали, что государственная регистрация необходима при переходе права собственности. В должности директора работает с 1993 года, помещение находится в пользовании юридического лица с 1995 года. Лицензию получили в 2012 году. В ходе проверки Рособрнадзор запрашивали документы о принадлежности имущества, подтвердили законность предписания. Предписание не оспаривали. Ранее такие проверки не проводились. Летом 2017 года подали заявление о поиске вакансий преподавателя иностранного языка. Прием на работу преподавателя осуществлен на основании решения аттестационной комиссии в порядке исключения. В ходе проверки должностному лицу предъявлялась копия решения. На момент принятия на работу у педагога не было высшего профессионального образования, было неоконченное высшее образование, но она имела стаж работы в образовательном учреждении. О времени и месте проведения проверки, составления протокола об административном правонарушении была извещена, при проведении проверки и при составлении протокола присутствовала. Ранее к административной ответственности юридическое лицо не привлекалось. Учреждение финансируется из бюджета города, платные услуги оказываются, но денежные средства идут на оплату работы педагогов.

Должностное лицо Министерства образования Омской области М.С.В.., составившая протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.

Суд, выслушав законного представителя БОУ г.Омска «Гимназия №62» ФИО1, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Объектом административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является установленный порядок управления.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в том, что виновный осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или специального разрешения (лицензии).

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (примечание к статье 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В Российской Федерации осуществляется лицензирование отдельных видов деятельности, в том числе и в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, урегулированное Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Пункт 40 части 1 статьи 12 названного закона распространяет требование о наличии лицензии на образовательную деятельность.

Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, а также индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность), установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 №966 «О лицензировании образовательной деятельности»

В соответствии с п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (п.п. «а»);наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам (п.п. «д»).

В соответствии с п.1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В силу п.6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п.п.3-5 статьи 1Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

В соответствии со ст.46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В разделе III «Должности педагогических работников» раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н, установлены требования к квалификации по должности «учитель»: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Согласно подпункту «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 настоящего Положения являются грубыми.

На основании части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что по адресу: <...>, находится бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия №62», где осуществляется образовательная деятельность, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ (л.д.16-18).

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия №62» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии №199-п от 27.01.2012, выданной Министерством образования Омской области бессрочно (л.д.54-55).

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании распоряжения Министерства образования Омской области №119 от 24.01.2018 (л.д.9-13) в отношении бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Гимназия №62» проведена плановая выездная проверка.

По итогам проверки выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Гимназия №62» (л.д.56-64).

Осуществление бюджетным общеобразовательным учреждением города Омска «Гимназия №62» образовательной деятельности с нарушением лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а», «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности подтверждается показаниями самого законного представителя юридического лица, а также исследованными в судебном заседании доказательствами по делу: копией распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 24.01.2018 №119 (л.д.9-13), копией экспертного заключения по итогам плановой выездной проверки (л.д.67-74), копией акта проверки №55/18 от 28.02.2018 (л.д.56-64), из которого следует, что у учреждения отсутствуют документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений, по адресу: <...> используемых учреждением для осуществления образовательной деятельности; в учреждении не соблюдаются установленные законодательством требования к квалификации педагогического работника по должности «учитель», копией распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Омска Администрации г. Омска №07/407-Р от 04.08.1995, копией передаточного акта (л.д.19,20-21), в соответствии с которыми за БОУ г. Омска «Гимназия №62» (ранее МОУ «Средняя общеобразовательная школа №62 г. Омска с углубленным изучением предметов») на праве оперативного управления закреплено здание по адресу: <...>; копией приказа №448-ДК от 28.08.2017 о приеме на работу в качестве учителя А.С.А. (л.д.45), копией приказа №728-ДК от 01.11.2017 об установлении условий оплаты труда учителю А.С.А. (л.д.46), копией трудового договора №22, заключенного 28.08.2017 между БОУ г. Омска «Гимназия №62» и А.С.А. (л.д.47-49), копией трудового договора №75, заключенного 19.10.2017 между БОУ г. Омска «Гимназия №62» и А.С.А. (л.д.50-52), копией справки ФГБОУ ВО ОмГПУ (л.д.53), и другими материалами дела, оцененными судом по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

Таким образом, осуществление юридическим лицом образовательной деятельности с нарушением лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а», «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности нашло свое подтверждение исследованными в судебном заседании доказательствами.

Доводы законного представителя об отсутствии нарушений лицензионных требований являются несостоятельными, так как опровергается совокупностью вышеперечисленных доказательств, а также пояснениями законного представителя, которая в судебном заседании подтвердила, что здание гимназии, где осуществляется образовательная деятельность, закреплено за ними на праве оперативного управления, в Росреестре право оперативного управления на здание не зарегистрировано, прием на работу в качестве учителя А.С.А.., не имеющей высшего профессионального образования не отрицала.

Давая оценку исследованным доказательствам, учитывая требования ст. 24.1, ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья находит установленным наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 Кодекса, лицо бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия №62», нарушившее лицензионные требования, предусмотренные Положением о лицензировании образовательной деятельности, приходит к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а, именно, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований, предусмотренных лицензией, если лицензия обязательна.

Оснований для прекращения производства по делу суд не усматривает.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, и считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа.

Санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрен размер штрафа в отношении юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, выраженной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, размер административного штрафа может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении в целях недопущения при применении мер административной ответственности избыточного ограничения имущественных прав и интересов юридических лиц, исключение возможности чрезмерного ограничения экономической свободы и права собственности юридических лиц при их привлечении к административной ответственности.

Размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, тем самым обеспечить справедливое и соразмерное наказание, минимальный размер административного штрафа, установленный в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении N 4-П от 25 февраля 2014 года.

В силу требований частей 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Таким образом, исходя из тяжелого финансового положения Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия №62», с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 4-п от 25.02.2014 г., суд считает возможным назначить Бюджетному общеобразовательному учреждению города Омска «Гимназия №62» наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

Признать бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия №62» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Реквизиты для уплаты штрафа: наименование получателя платежа: УФК по Омской области (Министерство образования Омской области л.с. 04521А20900), ИНН <***>, КПП 550301001, ОКТМО 52701000, наименование банка получателя: Отделение Омск г.Омск, БИК 045209001, Р.с. 40101810100000010000, КБК 07711607000016000140.

Постановление одновременно является исполнительным документом.

Постановление может быть обжаловано путем подачи жалобы в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд города Омска в течение 10 суток со дня оглашения или получения копии постановления.

Судья Г.Л.Пархоменко