ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 октября 2019 года г. Боровичи Новгородской области
Судья Боровичского районного суда Новгородской области Ежкова Ю.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении первого заместителя ФИО1 муниципального района Ткачука ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, ИНН <***>, по факту совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ аудиторами Контрольно-счетной палаты ФИО1 муниципального района ФИО4 и ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении первого заместителя ФИО1 муниципального района ФИО3, согласно которого Первым заместителем ФИО1 муниципального района ФИО3, как главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, были нарушены условия их предоставления, а именно им в нарушение п. 6, 10 и 16 Порядка предоставления субсидии товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, обслуживающим организациям на выполнение работ, направленных на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, утвержденного Постановлением ФИО1 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее Порядок №), между ним и с товариществом собственников жилья (ТСЖ) «Астра» было заключено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление субсидии на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, в размере 2 445 962,80 рублей без подтверждения наличия на отдельном банковском счете получателя субсидии - товарищества собственников жилья (ТСЖ) «Астра», средств собственников помещений в многоквартирном доме по долевому финансированию работ по благоустройству дворовой территории в размере 271 774,26 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ материалы дела переданы на рассмотрение в Боровичский районный суд <адрес>.
В судебном заседании представители Контрольно-счетной палаты ФИО1 муниципального района ФИО4 и ФИО2 поддержали обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении в полном объеме, просили привлечь ФИО3 к административной ответственности. Указывали, что положениями вышеуказанного Порядка № предусмотрено, что получатель субсидии должен открыть отдельный счет, на котором должны находиться средств собственников помещений в многоквартирном доме по долевому финансированию работ по благоустройству дворовой территории и на который в дальнейшем будут перечислены денежные средства по субсидии. Изначально такое условие ТСЖ «Астра» выполнено было. Однако в дальнейшем между ФИО1 муниципального района и с товариществом собственников жилья (ТСЖ) «Астра» было заключено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором были изменены реквизиты счета (был открыт новый счет) и уточнена сумма субсидии, при этом на новом счете средства собственников помещений в многоквартирном доме по долевому финансированию работ по благоустройству дворовой территории отсутствовали. В дальнейшем, после выполнения работ, ТСЖ «Астра» средства собственников помещений в многоквартирном доме по долевому финансированию работ по благоустройству дворовой территории исполнителю работ так и не перечислило. Полагали, что перед перечислением средств субсидии ФИО3 как главный распорядитель бюджетных средств, предоставляющий субсидии юридическим лицам, должен был проверить наличие на счете, указанном в дополнительном соглашении, средств собственников МКД в оговоренном размере, однако этого не сделал.
ФИО3 и его представитель по доверенности ФИО5, в судебном заседании с протоколом не согласились, ФИО3 не признал вину в совершении правонарушения. Указывали, что Условия предоставления субсидии были соблюдены. ТСЖ «Астра» на момент принятия решения о предоставлении субсидии подходило под критерии ее предоставления, решение о предоставлении субсидии было принято уполномоченным лицом, в установленный срок, ТСЖ был открыт отдельный счет, на котором в необходимом размере находились средства собственников помещений в многоквартирном доме по долевому финансированию работ по благоустройству дворовой территории. При этом такое решение принималось когда ФИО3 не занимал свою нынешнюю должность (занимает ее с июня 2018 года). Положения Порядка № не содержат запрет на открытие иного счета в рамках программы, и потому в связи с открытием ТСЖ нового счета было заключено дополнительное соглашение. При этом средства собственников помещений в многоквартирном доме по долевому финансированию работ по благоустройству дворовой территории оставались на ранее открытом отдельном счете. Указывали, что Порядок № не предусматривает, что при предоставлении субсидии должен быть открыт только один счет, по мнению лица, привлекаемого к ответственности и его представителя, счет должен быть отдельным, но не обязательно должен быть единым. Таким образом, условия предоставления субсидии нарушены не были, а значит, в действиях ФИО3 отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем производство по делу в его отношении должно быть прекращено.
Выслушав представителей Контрольно-счетной палаты ФИО1 муниципального района, ФИО3 и его представитель по доверенности ФИО5, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одной из задач производства по делу об административном правонарушении является разрешение дела в соответствии с законом.
Согласно ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Положениями ч.1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса, в виде штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом РФ, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
Так согласно п.6 Порядка предоставления субсидии товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, обслуживающим организациям на выполнение работ, направленных на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, утвержденного Постановлением ФИО1 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, для получения субсидии уполномоченные предприятия (далее - получатели субсидии) представляют в отдел жилищно-коммунального, дорожного хозяйства, транспорта, связи и благоустройства ФИО1 муниципального района следующие документы: выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП; справку об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; копию договора, заключенного с подрядной организацией на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов (с обязательным отражением в договоре условий о гарантийных обязательствах подрядчика), в отношении которых принято решение общественной комиссией по отбору дворовых территорий многоквартирных домов, которые подлежат благоустройству (сроки исполнения работ по указанным договорам не должны стоять позднее 30 сентября текущего финансового года); копию уведомления об открытии отдельного банковского счета с указанием даты открытия и его реквизитов.
В соответствии с п.10 Порядка № требования, которым должны соответствовать получатели субсидии: у получателей субсидий должна отсутствовать неисполненная обязанность на последнюю отчетную дату по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; у получателей субсидий должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом; получатели субсидий - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатели субсидий - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; получатели субсидий не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; получатели субсидий не должны получать средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка. Получатели субсидий обязаны открыть отдельный банковский счет в российской кредитной организации, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее 20 миллиардов рублей для учета поступающих средств в отношении многоквартирного(ых) дома(ов), дворовая(ые) территория(и) которого(ых) подлежит(ат) благоустройству в рамках муниципальной программы <адрес> «Формирование современной городской среды на территории <адрес>».
Согласно п.16 Порядка № средства заинтересованных лиц (собственников помещений) на долевое участие в финансировании работ по благоустройству дворовой(ых) территории(й) многоквартирного(ых) дома(ов) согласно минимальному перечню в размере не менее 10 % и (или) по дополнительному перечню в размере не менее 30 % от сметной стоимости работ по благоустройству вносятся на отдельный банковский счет, открытый в соответствии с седьмым абзацем пункта 10 настоящего Порядка.
В судебном заседании установлено, что Первым заместителем ФИО1 муниципального района ФИО3, как главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, были нарушены условия их предоставления, а именно им в нарушение п. 6, 10 и 16 Порядка предоставления субсидии товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, обслуживающим организациям на выполнение работ, направленных на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, утвержденного Постановлением ФИО1 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, между ним и с товариществом собственников жилья (ТСЖ) «Астра» было заключено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление субсидии на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, в размере 2 445 962,80 рублей без подтверждения наличия на отдельном банковском счете получателя субсидии - товарищества собственников жилья (ТСЖ) «Астра», средств собственников помещений в многоквартирном доме по долевому финансированию работ по благоустройству дворовой территории в размере 271 774,26 рублей.
Вина первого заместителя ФИО1 муниципального района ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу и исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; соглашением на предоставление субсидии товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, обслуживающим организациям на выполнение работ, направленных на благоустройство дворовой(ых) территории(й) многоквартирного(ых) дома(ов), расположенного(ых) на территории <адрес>, в 2018-2022 годах от ДД.ММ.ГГГГ; дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ; отчетом о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории <адрес> на 2018-2022 годы»; трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением ФИО1 муниципального района <адрес>№-рл от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжением ФИО1 муниципального района <адрес>№-рл от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные доказательства получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка, в связи с чем указанные документы суд относит к числу доказательств по делу об административном правонарушении, признает их допустимыми, поскольку они получены в установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядке, относимыми и достоверными, и оценивает их по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Действия ФИО3 суд квалифицирует по ч.1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса.
Обстоятельств, исключающих производство по данному делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, равно как и оснований для освобождения ФИО3 от административной ответственности, не имеется.
Доводы о том, что Порядок № не предусматривает положений о том, что получателем субсидии не может быть открыто несколько счетов для получения субсидии, основаны на неправильном толковании норм права.
Так, Порядок № предусматривает необходимость для получателя субсидии открытие отдельного банковского счета в российской кредитной организации, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее 20 миллиардов рублей для учета поступающих средств в отношении многоквартирного(ых) дома(ов), дворовая(ые) территория(и) которого(ых) подлежит(ат) благоустройству в рамках муниципальной программы <адрес> «Формирование современной городской среды на территории <адрес>».
По смыслу указанной нормы права и остальных положений Порядка № такой счет открывается для целей участия в программе и получения субсидии, для расчетов с исполнителями работ, для прозрачности использования бюджетных денежных средств, для учета поступающих средств и для индивидуализации средств собственников, выделенных для участия в такой программе. Открытие иных счетов Порядком № напрямую не запрещено, однако при открытии нового счета средства собственников помещений в многоквартирном доме по долевому финансированию работ по благоустройству дворовой территории должны быть переведены на него. Это вытекает, в том числе из положений п. 12 Порядка №, согласно которому ФИО1 при получении необходимого комплекта документов перечисляет субсидию на отдельный банковский счет получателя субсидии, открытый соответствии с требованиями абз. 7 п. 10 Порядка №, то есть на счет, на котором должны находиться средства собственников помещений в многоквартирном доме по долевому финансированию работ по благоустройству дворовой территории.
При таких обстоятельствах указания на возможность зачисления субсидии на счет, на котором средства собственников помещений в многоквартирном доме по долевому финансированию работ по благоустройству дворовой территории не находятся, являются несостоятельными.
Ссылки на то, что на момент принятия решения о предоставлении ТСЖ «Астра» субсидии товарищество подходило под критерии ее предоставления, решение о предоставлении субсидии было принято уполномоченным лицом, в установленный срок, ТСЖ был открыт отдельный счет, на котором в необходимом размере находились средства собственников помещений в многоквартирном доме по долевому финансированию работ по благоустройству дворовой территории, также не свидетельствуют об отсутствии в действиях ФИО3 состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку требования положений Порядка № распространяются не только на момент принятия решения о предоставлении субсидии, но и на весь процесс ее предоставления, вплоть до получения ФИО1 сведений о надлежащем и целевом расходовании предоставленной субсидии. Таким образом, контроль за соответствием получателя субсидии предъявляемым к нему требованиям, должен осуществлять постоянно, на каждом этапе предоставления субсидиарных целевых денежных средств.
Иных доводов, способных повлиять на выводы суда, не приведено.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ФИО3, суд не усматривает.
Сроки давности привлечения ФИО3 к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истекли.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, и принимая во внимание данные о личности правонарушителя, суд считает необходимым определить ФИО3 наказание в виде административного штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 3.5, ст. 4.1, п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ч. 1.1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать первого заместителя ФИО1 муниципального района Ткачука ФИО7 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате по реквизитам:
Получатель: на счет УФК по <адрес> (ФИО1 муниципального района),
ИНН <***>,
КПП 532101001,
Банк получателя: Отделение Новгород, л/с <***>
расчетный счет: 40№,
БИК: 044959001,
КБК: 45№,
Разъяснить ФИО3, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 настоящего Кодекса.
Предупредить ФИО3 об административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Документ, подтверждающий оплату штрафа, надлежит представить в Боровичский районный суд <адрес>.
Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мотивированное постановление изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Ю.В. Ежкова