63RS0018-01-2020-000968-65 Дело № 5-344/2020 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении Резолютивная часть вынесена и оглашена 17 июня 2020 года. 19 июня 2020 года г.о. Самара Судья Волжского районного суда Самарской области Тимагин Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главного специалиста управления мониторинга и контроля департамента лицензирования и государственного контроля Министерства промышленности и торговли Самарской области ВикуЛ. Л. В., установил: постановлением первого заместителя прокурора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, отношении главного специалиста управления мониторинга и контроля департамента лицензирования и государственного контроля Министерства промышленности и торговли Самарской области ВикуЛ. Л.В. за грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). В поданных возражениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ВикуЛ. Л.В. просит об отмене постановления и прекращении производства по делу, полагая, что в ее действиях отсутствуют нарушения законодательства, поскольку мероприятия по государственному контролю ей не проводились, в рассматриваемом случае ей возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 №2, проведен осмотр и изъятие нелегальной алкогольной продукции с целью пресечения выявленных нарушений в сфере оборота, розничной продажи учета алкогольной и спиртосодержащей продукции. В судебном заседании помощник прокурора Волжского района Самарской области Скидан Ю.А. просит о привлечении должностного лица Министерства промышленности и торговли Самарской области ВикуЛ. Л.В. к административной ответственности, поддержав в полном объеме доводы и выводы, изложенные в постановлении первого заместителя прокурора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. Указал на то, что нашли доказательственное подтверждение факты осуществления ВикуЛ. Л.В. внеплановой проверки в отношении ИП ФИО1 №2 без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, ВикуЛ. Л.В. в судебном заседании с постановлением первого заместителя прокурора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях. Представителя заинтересованного лица Министерства промышленности и торговли Самарской области ФИО2, ФИО3 также не согласились с вышеуказанным постановлением, по доводам, изложенным в письменных возражениях. Допрошенная в качестве свидетеля главный специалист управления мониторинга и контроля департамента лицензирования и государственного контроля Министерства промышленности и торговли Самарской области ФИО1 №1 суду показала, что мероприятия государственного контроля (надзора) в отношении ИП ФИО1 №2 ей совместно с ВикуЛ. Л.В. не проводились, в том числе и на том основании, что ФИО1 №2 не является лицензиатом. Было отработано обращение гражданина, содержащее информацию о наличии события административного правонарушения, проведен осмотр и изъятие нелегальной алкогольной продукции с целью пресечения выявленных нарушений в сфере оборота, розничной продажи учета алкогольной и спиртосодержащей продукции. В отношении ИП ФИО1 №2 возбуждено дело об административном правонарушении в соответствии с компетенцией. Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам. Частью 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке. Объектом данного правонарушения является установленный порядок исполнения должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления своих должностных обязанностей при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ВикуЛ. Л.В. послужили результаты прокурорской проверки соблюдения положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) по заявлению ИП ФИО1 №2 Из постановления первого заместителя прокурора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что должностным лицом ВикуЛ. Л.В. совместно с должностным лицом ФИО1 №1 в рамках проверки обращения гражданина ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении незаконного оборота лицензируемой алкогольной продукции без соответствующих лицензий, а также пива (пивных напитков) без сопроводительных документов и фиксации в ЕГАИС ДД.ММ.ГГГГ совершен выезд по месту осуществления деятельности ИП ФИО1 №2: <адрес>, без каких-либо распоряжений из числа руководителей министерства. Без предъявления документов, являющихся основанием для проведения мероприятий по контролю, ВикуЛ. Л.В. осуществлен осмотр торгового и складского помещения, расположенного по указанному адресу. По результатам осмотра были составлены протокол осмотра помещений, территории и находящихся там вещей и документов, протокол изъятия вещей и документов, и изъята алкогольная продукция общим объемом крепкого алкоголя в количестве 21 бутылки, а также 41,25 л пива и пивных напитков, в отношении ИП ФИО1 №2 составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.16, ч. 3 ст. 14.17, ст. 14.19 КоАП РФ за нарушение правил продажи, требований к обороту и учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Таким образом, действия ВикуЛ. Л.В. заместителем прокурора Самарской области квалифицированы по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, как грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), осуществляющего контрольные функции. В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события, состава правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Вышеприведенные положения во взаимосвязи со статьей 2.1 КоАП РФ закрепляют общие основания привлечения к административной ответственности, предусматривающие необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправного и виновного действия (бездействия), за которое предусмотрена административная ответственность. Как установлено материалами дела об административном правонарушении, в «Журнале регистрации сообщений по телефонам «Горячей линии» по вопросам соблюдения требований законодательства к розничной продаже алкогольной продукции» ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано обращение гражданина ФИО4 содержащее сведения, в том числе об осуществлении незаконного лицензируемой алкогольной продукции без соответствующих лицензий, а также пива (пивных напитков) без сопроводительных документов и фиксации в ЕГАИС ИП ФИО1 №2 в магазинах, по адресам: <адрес>; <адрес>. Таким образом, изложенная в обращении гражданина информация содержала данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, закрепленного в главе 14 КоАП РФ. Указанное обращение руководителем управления мониторинга и контроля департамента лицензирования и государственного контроля Министерства ФИО5ДД.ММ.ГГГГ отписано «для работы» главному специалисту управления ВикуЛ. Л.В. ДД.ММ.ГГГГВикуЛ. Л.В. совместно с главным специалистом управления ФИО1 №1 осуществлен выезд по месту осуществления деятельности ИП ФИО1 №2: <адрес>, магазин «Продукты», с целью проверки информации, изложенной в обращении гражданина. По результатам составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ изъятии вещей и документов, вынесено определение № от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ИП ФИО1 №2 В отношении ИП ФИО1 №2ДД.ММ.ГГГГ составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.16, ч. 3 ст. 14.17, ст. 14.19 КоАП РФ, ИП ФИО1 №2 привлечена к административной ответственности на основании постановлений, вынесенных Министерством промышленности и торговли Самарской области. В ст. 2 Закона № 294-ФЗ установлено, что проверка - это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. Согласно подп. 4 п. 2 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению нарушения обязательных требований, а также требований к использованию основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации. Из содержания п. 1 ст. 11 во взаимосвязи с п. 1 ст. 16, п.п. 1, 2 ст. 18 Закона № 171-ФЗ следует, что розничная продажа алкогольной продукции осуществляется исключительно организациями при наличии соответствующих лицензий; индивидуальные предприниматели законом лишены возможности осуществления розничной продажи алкогольной продукции, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, вследствие чего у них в силу их статуса не могут находиться сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота крепкой алкогольной продукции. На основании п. 2 ст. 8 и п. 2 ст. 14, п. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ учет объема производства, оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд и передача информации об объеме производства и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с применением технических средств фиксации в единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). Ответственность за нарушение требований Закона № 171-ФЗ установлена специальными нормами главы 14 КоАП РФ. Постановлением Правительства Самарской области от 06 августа 2008 года № 302 утверждено Положение о Министерстве промышленности и торговли Самарской области. В п. 2.2.7 указанного Положения к предмету ведения Министерства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Самарской области относится в частности, возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях (подп. 3); осуществление регионального контроля (надзора) (подп. 4). Административный регламент осуществления регионального контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Самарской области утвержден приказом Министерства от 13.03.2019 № 38-п. В соответствии Положением о департаменте лицензирования и государственного контроля, утвержденного министром промышленности и торговли Самарской области 09 января 2019 года, департамент осуществляет, в том числе государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции; возбуждает дела об административных правонарушениях в соответствии с действующим законодательством в рамках своей компетенции. Согласно Положению об управлении мониторинга и контроля департамента лицензирования и государственного контроля министром промышленности и торговли Самарской области 09 января 2019 года, управление, в том числе: возбуждает дела об административных правонарушениях в соответствии с действующим законодательством в рамках своей компетенции; проводит административные расследования, в случае необходимости, подготавливает административные материалы для рассмотрения министром, заместителем министра в рамках его полномочий; проводит изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте. В соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Самарской области «Об утверждении перечня должностных лиц министерства промышленности и торговли Самарской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» от 10 января 2019 года № 1-п, должность главного специалиста отнесена к указанному Перечню. Согласно должностному регламенту, утвержденному министром промышленности и торговли Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в должностные обязанности главного специалиста управления мониторинга и контроля департамента лицензирования и государственного контроля, входит, в том числе: проведение плановых, внеплановых выездных и документарных проверок на предмет соответствия хозяйствующих субъектов требованиям законодательства (п. 3.1.1.); возбуждение дел об административных правонарушениях, составление протоколов об административных правонарушениях и принятие мер по предотвращению нарушений обязательных требований (п. 3.1.4); проведение административного расследования, подготовка административных материалов для рассмотрения заместителем министра в рамках его полномочий (п. 3.1.5.). Таким образом, прихожу к выводу о том, что ФИО6, являясь главным специалистом управления мониторинга и контроля департамента лицензирования Министерства промышленности и торговли Самарской области, осуществляя в пределах своих полномочий должностной контроль, в том числе по сообщениям граждан, возбуждать дела об административных правонарушениях, проводить административные расследования в случаях не соблюдения лицом норм законодательства в сфере оборота, розничной продажи и учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Из дела усматривается, что при проведении осмотра должностным лицом не были затребованы какие-либо сведения, касающиеся хозяйственной деятельности ИП ФИО1 №2, и оценка ей не давалась. Установив, что входе осмотра помещений и территории, а также вещей, и документов имеются данные, свидетельствующие о признаках совершения ИП ФИО1 №2 административного правонарушения в указанной сфере, ВикуЛ. Л.В. вынесла определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, к полномочиям которой относится решение вопросов как о возбуждении (отказе в возбуждении дела об административном правонарушении), так и проведении проверки в соответствии с Законом № 294-ФЗ. При этом вопреки суждениям заместителя прокурора Самарской области, ВикуЛ. Л.В. не осуществляла мероприятий по контролю в отношении ИП ФИО1 №2, ей возбуждено и рассмотрено дело об административном правонарушении в порядке, установленном положениями глав 24-29 КоАП РФ. В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 28.2 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Таким образом, выявив в ходе исполнения своих должностных обязанностей признаки административного правонарушения, ФИО6, действуя в пределах полномочий должностного лица органа государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере оборота, продажи, учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в целях пресечения действий связанных с их незаконным оборотом, возбудила дело, при этом к ее компетенции отнесено принятие правового решения по делам об административных правонарушениях. Кроме того, положения статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ позволяют должностному лицу при наличии достаточных данных, указывающих на наличие состава и события административного правонарушения в результате проведенных мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями возбудить дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, независимо от проведения проверки и составления акта проверки. В соответствии с ч. 5 ст. 8.3 в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в ч. 1 ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона. Следовательно, руководитель или заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают решение о назначении внеплановой проверки только в случае необходимости по мотивированному представлению, содержащему информацию о выявленных нарушениях. Изложенное в своей совокупности не позволяет прийти к выводу о том, что ВикуЛ. Л.В. было совершено грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), что выразилось в проведении проверки в отношении ИП ФИО1 №2 без распоряжения (приказа). Отсутствие события и (или) состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункты 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья ПОСТАНОВИЛ: Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главного специалиста управления мониторинга и контроля департамента лицензирования и государственного контроля Министерства промышленности и торговли Самарской области ВикуЛ. Л. В., прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение 10 суток со дня вручения либо получения его копии. Судья: Е.А.Тимагин |