Дело № 5-344/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
с. Кабанск 08 апреля 2021 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Бадмаевой Е.В., при секретареТурунхаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношенииюридического лица МАДОУ Детский сад «Колосок» с. Тресково, ИНН: <***>, юридический адрес: Республика Бурятия, <...>,
УСТАНОВИЛ:
Из протокола об административном правонарушении от 23 марта 2021 года, составленного консультантом отдела надзора и контроля в сфере образования Комитета по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Республики Бурятия ФИО1, следует, что 22 марта 2021 года в 16 часов 00 минут по адресу: <...> в процессе проведения плановой документарной проверки МАДОУ Детский сад «Колосок» с. Тресково выявлено, что в нарушение пп. д п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1490 МАДОУ Детский сад «Колосок» с. Тресково осуществляет образовательную деятельность на основании санитарно-эпидемиологического заключения от 24.12.2015 г. № 03.БЦ.03.000.М000688.12.15 о несоответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, необходимым для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования.
В судебном заседании исполняющая обязанности заведующей МАДОУ Детский сад «Колосок» ФИО2 пояснила, что исполняет обязанности заведующей с ноября 2019 года, в настоящее время временно исполняет обязанности на основании приказа от 20 февраля 2021 года, на момент выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о несоответствии был другой директор. В целом согласилась с допущенным правонарушением, просила приостановить деятельность детского сада с отсрочкой. При этом указала, что санитарно-эпидемиологическое заключение не получено, однако 11 января 2021 года заключен договор на поставку питьевой воды с МУП «ЖКХ Селенга», угрозы для здоровья детей не имеется, кроме того выполнены требования по установке раковин и унитазов.
Представитель МАДОУ Детский сад «Колосок» по доверенности ФИО3 в судебном заседании пояснила, что действительно согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 24.12.2015 г. деятельность детского сада не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, в настоящее время нарушения частично устранены, туалетные доукомплектованы двумя умывальными раковинами для детей и двумя детскими унитазами, однако санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта получить не представляется возможным, поскольку водопровод проведен п. Селенгинск – с. Брянск – с. Тресково, но не запущен, запуск его планируется летом 2021 года при проведении капитального ремонта детского сада, который запланирован за счет субсидии на развитие общественной инфраструктуры, имеется локальный сметный расчет. Кроме того, между МАДОУ Детский сад «Колосок» и ООО «СибТеплоСервис» 31 июля 2019 года заключен договор на проведение капитального ремонта, согласно техническому заданию в приложении № 1 к договору включены работы по устройству водопровода. В настоящее время заключен договор на поставку питьевой воды с МУП «ЖКХ Селенга», угрозы для здоровья детей не имеется. Также указала, что в 2017 году была получена лицензия на осуществление деятельности детского сада, на какие-либо нарушения не было указано. Просила деятельность сада не приостанавливать, ввиду отсутствия угрозы причинения вред здоровью детей, ограничиться штрафом в размере менее минимального, с применением положений ст. 4.1 КоАП РФ.
Представитель Министерства образования и науки РБ по доверенности консультант отдела надзора и контроля в сфере образования Комитета по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки РБ ФИО1 в судебном заседании пояснил, что в ходе плановой проверки МАДОУ Детский сад «Колосок» с. Тресково 22 марта 2021 года выявлено, что в нарушение пп. д п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1490 МАДОУ Детский сад «Колосок» с. Тресково осуществляет образовательную деятельность на основании санитарно-эпидемиологического заключения от 24.12.2015 г. о несоответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, необходимым для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования. Указал, что лицензия на осуществление деятельности детского сада была переоформлена в 2017 году в связи с внесением изменений в ФЗ «Об образовании», при этом не требовались заключения пожарного надзора и санитарно-эпидемиологического заключения. До настоящего времени санитарно-эпидемиологическое заключение детским садом не получено, в связи с чем усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, просил назначить наказание в виде штрафа, не возражал против применения положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 3 ст.19.20 КоАПРФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Всоответствиис примечанием к части 3 ст.19.20 КоАПРФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно п. 40 ч. 1 ст.12Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.
На основании подпункта «а» ст. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 (далее – Положение о лицензировании) к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст.19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 настоящего Положения.
Пунктом 6 Положения о лицензировании установлены лицензионные требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, которыми являются:
а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ всоответствиисо статьей12Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
ж) наличие всоответствиис пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «Осанитарно-эпидемиологическомблагополучии населения»санитарно эпидемиологическогозаключенияосоответствиисанитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона «Осанитарно-эпидемиологическомблагополучии населения», а также статьи41Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Как усматривается из материалов дела в период со 2 марта 2021 года по 22 марта 2021 года на основании приказа Министерства образования Республики Бурятия от 19 февраля 2021 года № 240 проведена плановая документарная проверка в отношении МАДОУ Детский сад «Колосок» с. Тресково МО «Кабанский район РБ.
В ходе указанной проверки выявлен ряд нарушений в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, а именно: в нарушение пп. д п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1490 здания, строения, сооружения, помещения используемые для осуществления образовательной деятельности не соответствуют санитарно- эпидемиологическим требованиям на основании санитарно-эпидемиологического заключения от 24.12.2015 г. о несоответствии правилам и нормативам.
Указанное нарушение отражено в акте проверки Министерства образования Республики Бурятия от 22 марта 2021 года. В это же день в адрес учреждения внесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 22 сентября 2021 года
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 23 марта 2021 года должностным лицом консультантом отдела надзора и контроля в сфере образования Комитета по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки РБ ФИО1 в отношении учреждения протокола об административном правонарушении по ч. 3 ст.19.20 КоАПРФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, приказом о проведении плановой документарной проверки, актом проверки, предписанием об устранении выявленных нарушений, копией санитарно-эпидемиологического заключения и приложением к нему и иными доказательствами.
Согласно пп. д п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1490 лицензионным требованием к лицензиату является наличие в соответствии с п. 2 ст. 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию.
Частью 2 ст.40Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «Осанитарно-эпидемиологическомблагополучии населения» обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления, в том числе образовательной деятельности.
Согласно приложению к санитарно-эпидемиологическому заключению от 24 декабря 2015 года причины несоответствия следующие: туалетная младшей и средней группы не доукомплектована двумя умывальными раковинами для детей и двумя детскими унитазами (п. 6.16.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций); отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в целях питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 18 Федерального закона от 30.09.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»)
Вместе с тем из пояснений представителя учреждения и представленных материалов следует, что туалетная младшей и средней группы доукомплектована двумя умывальными раковинами для детей и двумя детскими унитазами, что подтверждается письмом направленным начальнику ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Кабанском районе.
Также из пояснений представителя МАДОУ Детский сад «Колосок» следует, что 31 июля 2019 года между МАДОУ Детский сад «Колосок» и ООО «СибТеплоСервис» заключен договор на проведение капитального ремонта, согласно техническому заданию в приложении № 1 к договору включены работы по устройству водопровода. Капитальный ремонт детского сада запланирован за счет субсидии на развитие общественной инфраструктуры летом 2021 года. В настоящее время водопровод проведен п. Селенгинск – с. Брянск – с. Тресково, но не запущен. Кроме того, 11 января 2021 года между МУП «ЖКХ Селенга» и МАДОУ Детский сад «Колосок» заключен договор №-МУП/2021 на отпуск и доставку питьевой воды с соблюдением требований к качеству, что подтверждается приобщенными в ходе рассмотрения дела копиями договоров, локального сметного расчета.
Однако, доводы представителя юридического лица о заключении договора на отпуск и доставку питьевой воды с соблюдением требований к качеству, заключении договора на проведение капитального ремонта не свидетельствуют о соблюдении юридическим лицом действующего законодательства.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что согласно п. 1.1 договора №-МУП/2021 на отпуск и доставку питьевой воды, вода отвечает установленным санитарным нормам и требованиям, и предназначена для питьевых нужд, в связи с чем не усматривает наличие угрозы для здоровья воспитанников детского сада.
Ссылка на отсутствие возможности получить санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии, не освобождает образовательное учреждение от исполнения установленных законом обязанностей. Кроме того, отсутствуют сведения об обращении юридического лица с заявлением о проведении экспертизы с целью дачи заключения о соответствии.
Таким образом, в действиях юридического лица – МАДОУ Детский сад «Колосок» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренные частью 3 статьи19.20 КоАПРФ, а именно осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно ч. 2 ст.2.1 КоАПРФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о привлечении юридического лица за совершение административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что МАДОУ Детский сад «Колосок» приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность юридического лица, не установлено.
Всоответствиис положениями частей 1, 3, 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАПРФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, всоответствиис КоАП РФ.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенно им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренногосоответствующейстатьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (п.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания всоответствиис частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лицсоответствующейстатьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (п.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах, с учетом указанных выше требований закона, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния, учитывая конкретные обстоятельства дела, наличие договора на отпуск и доставку питьевой воды с соблюдением требований к качеству, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, суд считает возможным применить в данном случае положения ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и снизить размер наказания в виде административного штрафа до 75000 руб., т.е. менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, что будет отвечать принципам достижения предупредительной цели административного производства, а также справедливости и соразмерности наказания.
Оснований для назначения обществу наказания в виде административного приостановления деятельности не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9,29.10КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать МАДОУ Детский сад «Колосок» с. Тресково, ИНН: <***>, юридический адрес: Республика Бурятия, <...>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Кабанский районный суд Республики Бурятия.
Судья Е.В. Бадмаева