ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3450/18 от 11.12.2018 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 5-3450/18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 декабря 2018 года г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

Председательствующего судьи Леконцева А.П.

с участием представителей Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми Давыденко Р.А., действующего на основании доверенности от 10.08.2018 года, Брагина А.В., действующего на основании доверенности от 30.11.2018 года; Королевой Е.А., действующей на основании доверенности от 30.11.2018 года,

лица привлекаемого к административной ответственности Сметанина С.В.,

защитника лица привлекаемого к административной ответственности – Кирина А.В.,

рассмотрев административное дело в отношении:

Сметанина С.В., ...

привлекаемого к административной ответственности по ст. 15.6 ч. 1 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ

** ** ** старшим государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № 1 Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми Е.А. Королевой в отношении должностного лица – генерального директора ООО «СевЛесПил» Сметанина С.В. по результатам административного расследования составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Согласно указанного протокола, в ходе административного расследования установлено, что при рассмотрении, анализе и проверке уведомления о контролируемых сделках за 2017 год, представленного ООО «СевЛесПил» по телекоммуникационным каналам связи 18.05.2018 года, установлены недостоверные данные в сведениях, содержащихся в пунктах уведомления о контролируемых сделках, утвержденного приказом ФНС России от 27.07.2012 года № ММВ-7-13/524@ (далее Порядок заполнения), являющихся обязательными для заполнения, в частности:

1) в 4-х разделах 1Б по сделке №1 Уведомления произведение пунктов 120 «количество» и 130 «цена» за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины» отличается от суммы в пункте 140 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины»:

2.1) в 1-м разделе 1Б по сделке №1 Уведомления по строке 140 «итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины» по взаимоотношениям с иностранной организацией ... по договору № 45/2015 от 29.06.2015 года отражен показатель в размере 153 823 322,00 руб., при этом в ведомости банковского контроля по контракту № 45/2015 от 29.06.2015 по паспорту сделки от 07.07.2015 года № 15070002/2210/0007/1/1 в разделе «Сведения о платежах» величина доходов отражена в размере 1 219 488,82 долларов США или в пересчете по курсу валюты на дату платежа 71 438 944,56 руб.;

2.2) В 1-м разделе 1Б Уведомления по строке 140 «итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины» по взаимоотношениям с иностранной организацией ... по договору № 451/2015 от 21.11.2016 года отражен показатель в размере 328 853 012 руб. При этом в ведомости банковского контроля сведения по контракту № 451/2015 от 21.11.2016 года отсутствуют. Имеются сведения по контракту № 451/2017 от 21.11.2016 года. По данному контракту по паспорту сделки от 28.12.2016 года № 16120007/2210/0007/1/1 в разделе «сведения о платежах» величина доходов отражена в размере 7 226 342,5 долларов США, что в пересчете по курсу валюты на дату платежа составляет 418 976 693,84 руб.

В связи с выявлением недостоверных данных, Инспекцией в адрес ООО «СевЛесПил» направлено информационное письмо № 05-29/03311@ от 06.08.2018 года о порядке заполнения уведомлений о контролируемых сделках, а также о выявленных недостоверных данных в предоставленном Обществом уведомлении о контролируемых сделках за 2017 год. Обществу предложено представить пояснения о причинах выявленных несоответствий и представить уточненное уведомление о контролируемых сделках за 2017 год.

20.08.2018 года ООО «СевЛесПил» предоставлено уточненное уведомление о контролируемых сделках за 2017 года за № 1.

Данным уточненным уведомлением о контролируемых сделках, Обществом внесены изменения в 4-ре раздела 1Б по сделке № 1 в части корректировки недостоверных данных, отраженных в п. 2.1, 2.2 информационного письма от 06.08.2018 года, в частности в пункте 060 (номер договора), 065 (дата договора), 120 (количество), 130 (цена, тариф за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлин), 140 (итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлин), 150 (дата совершения сделки).

Должностное лицо административного органа Королева Е.А., представители административного органа Давыденко Р.А., Брагин А.В. доводы изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержали в полном объеме.

Сметанин С.В. и его защитник Кирин А.В. виновность в совершении правонарушения не признали, указав, что обязанность по предоставлению в установленный срок уведомлений о контролируемых сделках возложена на главного бухгалтера ФИО17 при ее отсутствии – на заместителя главного бухгалтера ФИО18

Выслушав участников процесса, исходя из совокупности исследованных материалов, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ административным правонарушением признается непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

В соответствии с п. 1 ст. 105.16 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ.

Абзацем 1 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные в данном пункте уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление (абз. 3 п. 2 указанной статьи).

В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 129.4 НК РФ (абз. 4 п. 2 указанной статьи). Согласно п. 3 указанной статьи сведения о контролируемых сделках должны содержать информацию, в том числе о предмете сделок, сведения об участниках сделок, о сумме полученных доходов и (или) сумме произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Как следует из материалов дела, 18.05.2018 года ООО «СевЛесПил» в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми представило уведомление о контролируемых сделках за 2017 год, в котором отражена стоимость сделки по договору № 45/2015 от 29.06.2015 года в размере 153 823 322,00 руб. (суммарно), при этом в ведомости банковского контроля по указанному контракту по паспорту сделки величина доходов отражена в сумме 1 219 488,82 доллара США либо в пересчете по курсу рубля – 71 438 944,56 руб.; стоимость договора от 451/2015 от 21.11.2016 года определена в размере 328 853 012 руб. По паспорту сделки доход отражен в размере 7 226 342,6 долларов США ли в перерасчете по курсу валюты на щдату платежа – 418 976 693,84 руб.

06.08.2018 года Инспекцией в адрес Общества было направлено информационное письмо №05-29/03311@ от 06.08.2018 года о представлении мотивированных пояснений по указанным расхождениям либо внесения соответствующих изменений и предоставления уточненного уведомления о контролируемых сделках за 2017 год. Данный запрос был получен Обществом 07.08.2018 года.

Во исполнении запроса Инспекции, Общество предоставило письменное пояснение по п. 2.1 высказав несогласие с оценкой Инспекции по действительности показателей, указанных в уведомлении и по п. 2.2 письма подано корректировочное уведомление, изменив стоимость сделки по договору от 29.06.2015 года, количество, цену за единицу измерения; аналогичные изменения указаны по сделке от 21.11.2016 года.

Таким образом, недостоверные сведения, предоставленные налогоплательщиком в Уведомлении о контролируемых сделках за 2017 год (несоответствующие и противоречащие друг другу данные о предметах сделок, номеров договора, дат договора, количества, цены, стоимости сделки повлекло искажение данных о проведенных хозяйственных операциях, невозможности их однозначной идентификации и соответственно оказали влияние на эффективность первичного анализа в отношении контролируемых сделок и последующего принятия решения о необходимости углубленного контроля, с истребованием расширенной информации, предусмотренной ст. 15.15 НК РФ и документов, подтверждающих данные обстоятельства.

В соответствии с п. 5 ст. 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей, налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изложенное свидетельствует о том, что ООО «СевЛесПил» были включены недостоверные сведения в Уведомлении о контролируемых сделках в части отражения суммы доходов по сделкам, цены которых подлежат регулированию, что препятствовало своевременному проведению контрольных мероприятий налоговым органом и требовало от него дополнительного установления причин расхождений.

Факт совершения административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; информационным письмом от 06.08.2018 года; уведомлениями о контролируемых сделках; и иными имеющимися в деле документами.

Разрешая вопрос о субъекте административной ответственности суд исходит из следующего

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Следовательно, применительно к рассматриваемым отношениям, субъектом такой ответственности является либо руководитель организации, либо должностное лицо, на которое возложены обязанности по управлению подразделением, отвечающем за предоставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках, либо должностном лице, на которое были возложены обязанности по предоставлению таких уведомлений в налоговые органы.

Приказом по Обществу от 01.03.2011 года № 29/2к на должность главного бухгалтера принята Ишина () С.Ю. Пунктом 2.31 должностной инструкции главного бухгалтера в обязанности данного работника вменено предоставление налоговому органу необходимую информацию, в том числе налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность и иные документы.

Согласно табеля учета рабочего времени работника С.Ю. в период с 13 по 18 мая 2018 года данный работник находился в командировке, с 19 по 21 мая включительно – выходные дни.

Дополнительными соглашениями к трудовому договору от 14.05.2018 года, от 21.05.2018 года на заместителя главного бухгалтера по налогообложению ФИО19 А.Н. в порядке совмещения возложена дополнительная работа по должности главный бухгалтер в соответствии с должностной инструкцией последнего. Однако, данные дополнительные соглашения не подписаны работником А.Н., отсутствует подпись заместителя главного бухгалтера и в должностной инструкции главного бухгалтера.

Каких-либо положений о выполнении заместителем главного бухгалтера функций главного бухгалтера в период отсутствия последнего в должностной инструкции заместителя главного бухгалтера не заложено.

Следовательно, с учетом даты подачи указанных Уведомлений и изложенных обстоятельств, ни главный бухгалтер, ни заместитель главного бухгалтера не несут ответственность за подачу недостоверных сведений в Уведомлении о контролируемых сделках.

В соответствии с п. 1,3 ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 года № 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, который обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Согласно ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

Статьей 10 Устава ООО «СевЛесПил» общее руководство Обществом осуществляет Совет директоров Общества. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет единоличный исполнительный орган – Генеральный директор.

В силу ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 года № 14-ФЗ единоличный исполнительный орган (генеральный директор) без доверенности действует от имени Общества, представляет его интересы, совершает сделки.

В данном случае, лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа является генеральный директор Общества Сметанин С.В., который в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ обладает организационно- распорядительными функциями по предоставлению в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках за период 2017 года.

Следовательно, действия Сметанина С.В. суд квалифицирует по ст. 15.6 ч. 1 КоАП РФ - представление в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля в неполном объеме или в искаженном виде.

Смягчающих и отягчающих обстоятельств суд не усматривает.

При назначении наказания по правилам ст. 4.1 КоАП РФ суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность и полагает необходимым ограничиться минимальной санкцией статьи.

Руководствуясь ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судь

ПОСТАНОВИЛ

Признать должностное лицо Сметанина С.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа – №...

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.П. Леконцев