Дело №5-345/2019
22RS0068-01-2019-008876-17
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 ноября 2019 года г. Барнаул
Судья Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края Мальцева О.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю (ИНН №), расположенной ....,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 11.10.2019 № Межрайонная ИФНС № 14 по Алтайскому краю в срок, установленный ст. 26.10 КоАП РФ, не выполнила законные требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Нарушение выразилось в следующем: 09.07.2019 должностным лицом Управления Минкультуры России по СФО возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Премьера» по ст.19.7.7 КоАП РФ. В связи с рассмотрением данного дела, в адрес Межрайонная ИФНС № 14 по Алтайскому краю направлено определение от 07.08.2019 об истребовании сведений в отношении ООО «Премьера» о совокупном размере суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение (выявлено в 2019 году), либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором выявлено административное правонарушение (дата выявления 09.07.2019), если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году. Указано, что в соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ указанные сведения должны быть представлены в трехдневный срок.
Определение об истребовании сведений необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 07.08.2019 получено МИФНС № 14 по Алтайскому краю 15.08.2019, соответственно в срок не позднее 20.08.2019 запрашиваемые сведения должны быть представлены должностному лицу, осуществляющему производство по делу об административном правонарушении.
Письмом от 03.09.2019 Межрайонная ИФНС № 14 по Алтайскому краю отказала в предоставлении запрашиваемых сведений со ссылкой на ст. 102 Налогового кодекса, поскольку таковые составляют налоговую тайну.
Действия Межрайонной ИФНС № 14 по Алтайскому краю по непредставлению информации, указанной в определении от 07.08.2019 должностным лицом Управления Минкультуры России по СФО квалифицированы по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании защитник Межрайонной ИФНС № 14 по Алтайскому краю вину не признала, указав на отсутствие в действиях юридического лица состава административного правонарушения, поскольку в силу ст. 102 НК РФ запрошенная информация составляет налоговую тайну, за разглашение которой законом предусмотрена уголовная ответственность. При этом, должностные лица Управления Минкультуры России по СФО законом не отнесены к кругу лиц, имеющих доступ к налоговой тайне.
Законный представитель МИФНС № 14 по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, полагаю возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения защитника, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административная ответственность по ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Из буквального толкования диспозиции ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок только законного требования должностного лица.
Оценивая законность требования должностного лица Управления Минкультуры России по СФО, прихожу к следующему.
Согласно положениям статей 84 и 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в их совокупности и взаимосвязи, с момента постановки юридического или физического лица на учет в налоговом органе (с момента присвоения идентификационного номера налогоплательщика) любые сведения (независимо от содержания информации, за исключением общедоступной) о налогоплательщике, полученные налоговыми органами в рамках Кодекса и независимо от источника обладателя информации (налогоплательщика, налогового агента или других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах), составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению налоговыми органами, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации (сведений, перечисленных в пункте 1 статьи 102 Кодекса).
Пунктом 1 ст. 102 Налогового кодекса РФ определены сведения, не составляющие налоговую тайну, к числу которых относятся сведения о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что в связи с расследованием дела об административном правонарушении в отношении ООО «Премьера» в адрес Межрайонная ИФНС № 14 по Алтайскому краю 07.08.2019 должностным лицом Управления Минкультуры России по СФО направлено определение, которым истребованы сведения о совокупном размере суммы выручки ООО «Премьера» от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение то есть за 2018 год.
В соответствии с п. 9-10 Приказа ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-14/729@ (ред. от 30.05.2018) "Об утверждении сроков и периода размещения, порядка формирования и размещения на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений, указанных в пункте 1.1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации" сведения, указанные в подпункте 11 пункта 1 статьи 102 Кодекса, формируются в набор открытых данных, в который в отношении каждой организации включаются:
а) наименование организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
б) суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения таких сведений на сайте ФНС России.
Наборы открытых данных, сформированные в соответствии с настоящим Порядком размещения сведений, размещаются на сайте ФНС России ежегодно: 1 октября - наборы открытых данных, сформированные в соответствии с пунктами 8 и 9 Порядка размещения сведений.
Таким образом, сведения о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за 2018 год подлежат размещению на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" – 01 октября 2019 года.
Определение об истребовании сведений вынесено 07.08.2019, получено Межрайонной ИФНС России № 4 по Алтайскому краю 15.08.2019. На указанную дату срок размещения сведений в отношении ООО «Премьера» о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности не наступил, следовательно, данные сведения до 01.10.2019 не являлись общедоступными и составляли налоговую тайну, а значит не могли быть представлены.
При этом, сведения о совокупном размере суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) юридического лица Налоговым кодексом РФ не отнесены к сведениям, подлежащим размещению в открытом доступе, а, следовательно, являются налоговой тайной в любой период.
В силу ч. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что к информации ограниченного доступа относятся сведения, ограничение доступа к которым устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральным законодательством предусмотрен ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения в налоговые органы за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.
В силу ч. 3 ст. 102 Налогового кодекса РФ доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Министерство культуры России и его территориальные органы не включены законодателем в число лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющих налоговую тайну.
Учитывая, наличие прямого запрета, установленного действующим законодательством на разглашение налоговым органом сведений, составляющих налоговую тайну, истребование у МИФНС № 14 по Алтайскому краю таковой информации территориальным органом Министерства культуры России является незаконным.
При этом, отмечается, что сведения о совокупном размере суммы выручки юридического лица, необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении могли быть истребованы должностным лицом непосредственно у юридического лица ООО «Премьера» в отношении которого осуществлялось производство по делу об административном правонарушении. Кроме того, рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7.7 КоАП РФ отнесено к подведомственности судьи, который законом отнесен к числу лиц имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в случае если данные сведения необходимы для рассмотрения дела в суде.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении законность требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении не подтверждена, у Межрайонной ИФНС России № 4 по Алтайскому краю не возникло обязанности по их исполнению, соответственно направление ответа о невозможности представить спорную информацию за пределами установленного ст. 26.10 КоАП РФ срока, не свидетельствует о наличии в действиях Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю состава правонарушения, предусмотренного ст. 17.7. КоАП РФ.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ в отношении Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.А. Мальцева