Дело № 5-345/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Ленинск 27 июля 2021 года
Судья Ленинского районного суда Волгоградской области Молоканов Д.А., (404620, <...>),
рассмотрев в открытом судебном заседании единолично, административный материал в отношении юридического лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, адрес местонахождения<адрес> привлекаемого к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
из протокола об административном правонарушении № от 24 июня 2021 года, составленного уполномоченным приказом комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области на составление протоколов об административных правонарушениях в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия консультант отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия ФИО4 следует, что в Комитет поступило обращение гражданина от 05.03.2021 года, по факту ненадлежащего содержания объекта культурного наследия федерального значения «Развалины Сарай-Берке (Новый Сарай)», расположенного по адресу: <адрес>, а именно устройство мусорки на территории объекта. Должностными лицами Комитета на основании задания от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта, в ходе которых установлено следующее:
- в западном направлении от <адрес> в 387 м. и северном направлении от <адрес> в 173 м. зафиксирована свалка мусора;
- в западном направлении от <адрес> в 502 м. и в северном направлении от <адрес> в 88,5 м. зафиксирована свалка мусора;
Согласно публичной кадастровой карте, кадастровый номер участка (на котором расположены указанные мусорки) №. Указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации с 11 марта 2015 года.
Таким образом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области допустило ухудшение состояния территории объекта культурного наследия, расходы на содержание и поддержание объекта в надлежащем техническом и санитарном состоянии не осуществляются в достаточном объеме, работы по сохранению объекта, находящегося в собственности не проводятся.
В судебное заседание представитель привлекаемого юридического лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд от врио руководителя ТУ Росимущества в Волгоградской области ФИО5 поступило возражение, в котором указывают, что оснований для привлечения ТУ Росимущества в Волгоградской области к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ отсутствуют, по следующим основаниям. Объект культурного наследия федерального значения «Развалины Сарай-Берке (Новый Сарай)», расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия. Земельный участок площадью 8863459 +/- 52100 кв.м. (кадастровый №), расположенный по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации. Приказом министерства культуры Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Развалины Сарай-Берке (Новый Сарай)», установлены границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Развалины Сарай-Берке (Новый Сарай)». Координаты ОКН -48?41?15?? с.ш. 45?20?13?? в.д. Указанный ОКН относится к памятнику археологии. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ. Из Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ невозможно установить, действительно ли свалка мусора находятся в границах федерального земельного участка. Отсутствие координат складированного мусора, влечет за собой невозможность определения (установления) местоположения свалок мусора на земельном участке. Кроме того, Главным распорядителем бюджетных средств в отношении ТУ Росимущества в Волгоградской области, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Федерльным агентством по управлению государственным имуществом в пределах лимитов доведенных бюджетных средств на 2021 год, средства по обеспечению сохранности и обслуживанию указанного участка, не выделялись.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Часть 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи; что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Федеральным законом № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулируются отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В преамбуле к названному Федеральному закону указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года, одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
На основании п. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пп. 1 п. и пп.8 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона №73-ФЗ, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
На основании постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР» объект культурного наследия федерального значения «Развалины Сарай-Берке (Новый Сарай)», расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован в Едином государственном реестре объекте культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный №, приказ Министерства культуры Российской Федерации от 13.12.2017 №135106-р).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-002/2021-58961233 земельный участок площадью 8863459 +/- 52100 кв.м. (кадастровый №), расположенный по адресу: <адрес>, виды разрешенного использования: объект культурного наследия федерального значения «Развалины Сарай-Берке (Новый Сарай)», находится в собственности Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ.
Данный земельный участок находится в границах территории объекта, утвержденных Приказом Министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Развалины Сарай-Берке (Новый Сарай)».
Из ответа заместителя главы Ленинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ и главы Царевского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>, следует, что договора аренды земельного участка (кадастровый №, вид разрешенного использования земли: объект культурного наследия федерального значения «Развалины Сарай-Берке (Новый Сарай)» не имеется, указанный земельный участок находится в государственной федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что в адрес Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области поступило обращение гражданина от 05 марта 2021 года, по факту ненадлежащего содержания объекта культурного наследия федерального значения «Развалины Сарай-Берке (Новый Сарай)», расположенного по адресу: <адрес> (далее –объект), а именно устройство мусорки на территории объекта. На основании указанного обращения Комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области были проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в результате проведенных мероприятий, зафиксированы свалки мусора:
- в западном направлении от <адрес> в 387 м. и северном направлении от <адрес> в 173 м.;
- в западном направлении от <адрес> в 502 м. и в северном направлении от <адрес> в 88,5 м.
Таким образом, в результате проверки выявлены ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, работы по сохранению объекта не проводятся.
Факт нарушения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области требований законодательства об охране объектов культурного наследия и его виновность в совершении административного правонарушения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: уведомлением о проведении проверки председателя комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области № от 31.05.2021г., ответом на уведомление о проведении проверки председателя комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>№ от 31.05.2021г – № от ДД.ММ.ГГГГ, Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости №КУВИ № от ДД.ММ.ГГГГ, Выпиской из реестра федерального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, ответ заместителя главы Ленинского муниципального района Волгоградской области ФИО6№ от ДД.ММ.ГГГГ, ответ главы Царевского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области ФИО7№ от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра объекта культурного наследия федерального значения «Развалины Сарай-Берке (Новый Сарай)» от ДД.ММ.ГГГГ, материалами фотофиксации Приложение к акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в действиях юридического лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Несогласие привлекаемого юридического лица с оценкой установленных по делу обстоятельств не свидетельствует о том, основания привлечения ТУ Росимущества в Волгоградской области к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, отсутствуют. ТУ Росимущества в Волгоградской области обязано было проводить работы на земельном участке с соблюдением режима использования земель в границах охранной зоны объектов археологического наследия и зон археологического наблюдения, однако данный режим нарушен.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд приходит к выводу, что ТУ Росимущества в Волгоградской области имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ТУ Росимущества в Волгоградской области квалифицированы по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется, так как в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от дата N 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих наказание ТУ Росимущества в Волгоградской области судом не установлено.
С учётом изложенного и обстоятельств дела, суд полагает необходимым назначить юридическому лицу ТУ Росимущества в Волгоградской области административное наказание в пределах санкции части 1 статьи 7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В случае невозможности уплаты административного штрафа учреждение, с учетом материального положения, не лишено возможности обратиться к судье, вынесшему постановление, с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.2.4,8.35, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, ИНН № КПП №, ОГРН №, зарегистрированное по юридическому адресу: 400066, <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Ленинский районный суд Волгоградской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Молоканов Д.А.
Копия верна. Судья