ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3468/2021 от 23.09.2021 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 5-3468/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ульяновск 23 сентября 2021 года

Судья Ленинского районного суда г. Ульяновска Ефремов И.Г. при секретаре Минеевой Т.Г., с участием лица, привлекаемого к ответственности – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении

ФИО1, <данные изъяты>

привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

начальник управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Ульяновска (далее-Управление), расположенного по адресу: <адрес>, ФИО1, являясь главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, нарушил условия их предоставления: а именно возглавляемое им Управление превысило размер представленных и перечисленных ТОС «Отрада», «Лесная Долина» и «Восход» субсидий; не обеспечило надлежащую проверку документов на предоставление субсидий ТОС «Ульяновский 2», «Отрада» и «Лесная Долина» и не вынесло отказ в предоставлении субсидии в связи с несоответствием предоставленных данными ТОС документов установленным требованиям; то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ.

По данному факту контрольно-счетной палатой МО г. Ульяновск был составлен рассматриваемый протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании ФИО1 с протоколом не согласился, поддержав при этом доводы, изложенные в письменном отзыве, предоставленном суду, из которого следует, что причиной превышения размера перечисленных субсидий явилась ошибка бухгалтера Управления, которая в настоящее время исправлена, излишне перечисленные суммы возвращены в бюджет; документы, предоставленные ТОС для получения субсидий соответствовали установленным требованиям, а указанные в протоколе нарушения являются сугубо субъективным мнением лица, его составившего, не основанном на регламентирующем порядок предоставления субсидий нормативном акте, а также на его неверном толковании. Также в отзыве содержится просьба о применении ст. 2.9 КоАП РФ. Подробно позиция ФИО1 изложена в отзыве.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО5 в судебном заседании указала на законность и обоснованность составленного в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, настаивала на привлечении последнего к административной ответственности.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии с пп. 3 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Постановлением администрации г. Ульяновска от 22.01.2015 № 310 утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, осуществляющим территориальное общественное самоуправление на территории муниципального образования "город Ульяновск", в целях реализации основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления" (далее – Порядок № 310), действовавший в момент совершения вменяемых ФИО1 нарушений (нормы Порядка приводятся в редакции, действующей на момент указанных в протоколе нарушений).

В соответствии с п. 3 Порядка № 310 субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Ульяновской Городской Думы об утверждении бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на текущий финансовый год и на плановый период" (далее - бюджет) Управлению на цели, указанные в настоящем Порядке.

Согласно п. 5 Порядка № 310 размер субсидий, предоставляемых в текущем финансовом году одному ТОС, не может превышать 195000 руб.

Вместе с тем, данным Порядком № 310 не предусмотрен запрет на перечисление предоставленных ТОС субсидий фактически в большем размере, чем предусмотрено в распоряжении и соглашении об их выделении, если данный размер не превышает вышеуказанный максимально установленный.

В судебном заседании нашло свое подтверждение изложенное в вышеуказанном протоколе об административном правонарушении нарушение п. 5 Порядка № 310, выразившееся в том, что Управлением с ТОС «Восход» на основании распоряжения от 16.01.2019 № 52 заключено соглашение от 16.01.2019 № 0070 о предоставлении субсидий на сумму не более 195 000,0 руб., однако Управлением профинансировано 197 683,8 руб., что на 2 683,80 руб. больше максимально возможной суммы субсидии, при этом последний платеж по выделению данной субсидии был произведен 27.12.2019.

Однако судом исключается из числа нарушений, указанных в вышеназванном протоколе, факт фактического предоставления субсидии ТОС «Отрада» в размере 64 930,0 руб. при ее установленном в соответствующих распоряжении и соглашении размере не более 48 750,0 руб., поскольку каких-либо нарушений норм Порядка № 310 при предоставлении данной субсидии судом не установлено, не приведены конкретные нормы нарушений Порядка административным органом и в рассматриваемом протоколе по данному факту.

Постановлением администрации г. Ульяновска от 27.09.2019 № 1922 утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, осуществляющим территориальное общественное самоуправление на территории муниципального образования "Город Ульяновск", в целях финансового обеспечения реализации социально ориентированных программ (проектов)" (далее – Порядок № 1922) (нормы Порядка приводятся в редакции, действующей на момент указанных в протоколе нарушений).

Согласно 1.2. Порядка № 1922 субсидии предоставляются в рамках реализации муниципальной программы "Развитие территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании "город Ульяновск" в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Ульяновской Городской Думы об утверждении бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на соответствующий финансовый год и плановый период и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Управлению на цели, указанные в пункте 1.5 настоящего раздела.

В соответствии с п. 2.40 Порядка № 1922 основанием для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии и заключении соглашения о предоставлении субсидии, помимо прочего, является выявление факта несоответствия получателя субсидии требованиям, установленным п. 2.38 настоящего раздела, а также несоответствия поданной заявки и документов требованиям, установленным п. 2.2-2.5 настоящего раздела и (или) непредоставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов.

При этом, в силу п.п. 3 п. 2.3 Порядка № 1922 для участия в отборе уполномоченный представитель ТОС лично предоставляет в Управление заявку в бумажном и электронном виде, которая должна содержать, помимо прочего, письменное обязательство ТОС о финансовом и (или) трудовом участии ТОС в реализации проекта в объеме, составляющем не менее 25% от заявленного в проекте общего объема расходов, связанных с реализацией проекта.

Кроме того, согласно п.п. 3 п. 2.4 Порядка № 1922 представленный для участия в отборе в соответствии с п.п. 2 п. 2.3 Порядка проект должен содержать механизм управления реализацией проекта.

Пунктом 2.10 Порядка № 1922 установлено, что Управление осуществляет проверку соответствия ТОС и заявки ТОС требованиям, установленным пунктом 1.4 раздела 1 настоящего Порядка и пунктами 2.3 - 2.5 настоящего раздела, и в случае выявления несоответствия принимает решение об отклонении заявки ТОС от участия в отборе.

Также в силу п. 2.36 Порядка № 1922 максимальный размер субсидии, предоставляемой одному получателю субсидии, составляет 200000 руб. В случае, если согласно смете планируемых расходов проекта получателя субсидии сумма запрашиваемых средств равна или превышает 200000 рублей, то размер субсидии составляет 200000 рублей. Если указанная сумма по смете меньше 200000 рублей, размер предоставляемой субсидии равен сметной стоимости мероприятий проекта.

Учитывая вышеприведенные нормы Порядка № 1922 в судебном заседании нашли свое подтверждение изложенные в вышеуказанном протоколе об административном правонарушении нарушения данных норм. Так, несмотря на то, что в заявках ТОС «Ульяновский, 2» и ТОС «Лесная Долина» на предоставление субсидий содержалась информация о финансовом и (или) трудовом участии в реализации проекта в объёме менее 25%, а в проектах ТОС «Отрада» и ТОС «Лесная Долина» отсутствовал механизм управления реализации проекта, данные ТОС, несмотря на наличие оснований для отказа в предоставлении им субсидий, были допущены к участию в конкурсном отборе, и ДД.ММ.ГГГГ Управлением было принято решение о предоставлении им субсидий. Кроме того, несмотря на то, что ТОС «Лесная Долина» была предоставлена смета о реализации программы на сумму 259 961,0 руб., из которой за счёт субсидии 199 961,0 руб., за счёт внебюджетных источников 60 000,0 руб., ДД.ММ.ГГГГ данному ТОС на основании соответствующих распоряжения и соглашения Управлением предоставлена субсидия в размере 199 987,5 руб. или на 26,5 руб. больше, чем указано в смете.

Тем самым, начальником Управления ФИО1, назначенным на данную должность распоряжением администрации г. Ульяновска № 778-к от 28.10.2019, как лицом, который несет персональную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций и полномочий, возложенных на Управление и результаты его работы, были нарушены вышеуказанные условия предоставления субсидий.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, по мнению суда, в действиях должностного лица ФИО1 содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ – нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.

Факт совершения данного административного правонарушения ФИО1 и его виновность подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложены: время, место, обстоятельства совершенного правонарушения, распоряжением администрации г. Ульяновска № 778-к от 28.10.2019 о назначении ФИО1 на должность начальника Управления, соответствующими распоряжениями Управления и соглашениями о предоставлении субсидий вышеуказанным ТОС, выписками по счету ТОС, подтверждающими размеры перечисленных им Управлением субсидий и соответствующим платежными поручениями Управления и их реестром, сметами расходов, представленных вышеуказанными ТОС для получения субсидий, а также иными материалами.

Проверка и оценка судом названных выше доказательств показала, что они получены в установленном законом порядке, согласуются между собой и другими доказательствами, собранными по делу и исследованными в судебном заседании, а также относимы, допустимы и достоверны, и потому не вызывают сомнения.

При этом вышеуказанные доводы ФИО1, являются несостоятельными, поскольку, как было уже указано выше, ФИО1 несет персональную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций и полномочий, возложенных на Управление и результаты его работы, а не бухгалтер; кроме того, вышеизложенные факты являются прямым нарушением вышеприведенных норм Порядков, а не субъективным мнением лица, составившего протокол, однако, несмотря на данные нарушения, субсидии были предоставлены, в том числе и в размерах, превышающих максимально допустимый.

При решении вопроса о назначении административного наказания суд учитывает требования ст.ст.4.1-4.3,4.5 КоАП РФ, а также характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства содеянного, данные о личности ФИО1, его имущественное положение, административную практику, отсутствие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. С учетом всех обстоятельств дела суд считает возможным назначить ФИО1 наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.

При этом, административное правонарушение, совершенное ФИО1, не отвечает признакам статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку представляет угрозу охраняемым общественным отношениям по обеспечению порядка выделения бюджетных средств независимо от наступления каких-либо негативных последствий, при этом наступление негативных последствий в качестве признака объективной стороны указанного правонарушения не предусмотрено. В связи с чем основания для признания совершенного ФИО1 административного правонарушения малозначительным отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.29.9-29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

признать начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Ульяновска ФИО1, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Реквизиты для оплаты административного штрафа: <данные изъяты>

Постановление в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд.

Судья И.Г. Ефремов