ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-347/22 от 04.08.2022 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 5-347/22

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Иваново 04 августа 2022 года

Судья Фрунзенского районного суда г.Иваново Власова Е.А.,

с участием представителей ОБУЗ «1-я городская клиническая больница» - юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Агаева Б.Л.о., Желева Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении Областного бюджетного учреждения здравоохранения «1-я городская клиническая больница» (ОБУЗ 1 ГКБ), юридический и фактический адрес: г.Иваново, ул.Парижской Коммуны, д.5, ИНН 3731022541, ОГРН 1033700050922,

установил:

Главным государственным инспектором отдела общего промышленного надзора во Владимирской и Ивановской области Центрального управления Ростехнадзора (далее- Управление Ростехнадзора) Никоновым С.Н. 06 июня 2022 года составлен протокол об административном правонарушении № 9.2-214-0065вн-Пр/051И-2022, согласно которому ОБУЗ «1-я городская клиническая больница» допустило нарушения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, выразившиеся в следующем.

1. В нарушение ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности), п.12 ч.1 ст.12, ч.2 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании), п.2 Положения и лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утверждённое постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661 ОБУЗ 1 ГКБ осуществляется эксплуатация опасных производственных объектов, расположенных по адресам: г.Иваново, ул.Парижской Коммуны, д.5; г.Иваново, ул.Любимова, д.15, имеющих признаки опасности, указанные в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ (включающих в себя криогенные сосуды DPW-650-499-1.59, зав. №№ DPW-499-2001-019, DPW-499-2001-030, DPW-499-2001-018, DPW-499-2001-016, DPW-499-2001-009, DPW-499-2001-012, DPW-499-2001-023, DPW-499-2001-028) без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, а именно выполняются работы:

- использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах;

- транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсинных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах;

- использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

- воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.

2. В нарушение ст.9, ст.14.1 Закона о промышленной безопасности; п.п. 2,3,5 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 г. № 1365 (далее – Положение об аттестации в области промышленной безопасности) руководитель организации (ОБУЗ 1 ГКБ), эксплуатирующей опасные производственные объекты, расположенные по вышеуказанным адресам, имеющие признаки опасности, указанные в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ (включающие в себя криогенные сосуды DPW-650-499-1.59, зав. №№ DPW-499-2001-019, DPW-499-2001-030, DPW-499-2001-018, DPW-499-2001-016, DPW-499-2001-009, DPW-499-2001-012, DPW-499-2001-023, DPW-499-2001-028, криогенные сосуды CFLS-5/1.6, зав. №№ А19-096, А19-094, работающие под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии) и использующие окисляющие вещества (кислород)) не аттестован в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора по общим требованиям промышленной безопасности, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, область аттестации А.1 Основым промышленной безопасности.

3. В нарушение п.5 ст.2, ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, подп. «в» п.1 Приложения 1 и п.9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года № 536 (далее – Правила промышленной безопасности), не верно проведена идентификация опасного производственного объекта: площадка участка газификаторов рег. № А 16-04440-0001, расположенного по адресу: г.Иваново, ул. Парижской Коммуны д. 5, а именно занижен класс опасности объекта (IV класс опасности). В соответствии с п.5 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ вышеуказанный опасный производственный объект с параметрами оборудования, указанными при их изготовлении, относится к III классу опасности.

4. В нарушение ч.2 ст.10 Закона о промышленной безопасности, п. 9 Положения о разработке планов и мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утверждённого постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1437 (далее – Положение по разработке планов и мероприятий), план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте в ОБУЗ 1 ГКБ Газификаторов ГХК-5/1, 6-200, заводские № 01136, 01137, утверждённые главным врачом ОБУЗ 1 ГКБ Чикиным А.Н., не согласован с руководителями (заместителями руководителей, в должностные обязанности которых входит согласование планов мероприятий) профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.

5. В нарушение ч.1 ст.10 Закона о промышленной безопасности ОБУЗ 1 ГКБ, эксплуатирующей опасный производственный объект – Площадка участка газификаторов, рег. № А16-04440-0001, расположенный по адресу: г.Иваново, ул. Парижской Коммуны, д. 5, в состав которого входит оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (1,6 мПа) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии) и используются окисляющие вещества (кислород), что идентифицирует указанный ОПО как ОПО III класса опасности в соответствии с п.1, п.2 приложения 1 и п.5 Федерального закона о промышленной безопасности, не осуществляется планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на указанном объекте посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах (план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на указанном опасном производственном объекте отсутствует).

6. В нарушение ч.1 ст.10 Закона о промышленной безопасности ОБУЗ 1 ГКБ, эксплуатирующей опасные производственные объекты, расположенные по адресам: г.Иваново, ул. Парижской Коммуны, д.5; г.Иваново, ул.Любимова, д.15, не заключён договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, не созданы собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

7. В нарушение ст.9 Закона о промышленной безопасности п.п. б) п. 228 Правил промышленной безопасности в эксплуатирующей организации (ОБУЗ 1 ГКБ) не назначены распорядительным документом из числа аттестованных инженерно-технических работников состоящих в штате эксплуатирующей организации, должностные лица: ответственные за осуществление производственного контроля при эксплуатации оборудования под давлением, а также ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением (назначенные приказом от 13.01.2022 № 50 ответственные специалисты не аттестованы на знание специальных требований промышленной безопасности (шифр Б.8.3 Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются сосуды, работающие под избыточным давлением).

8. В нарушение ч.2 ст.2, ст.9 Федерального закона о промышленной безопасности, опасный производственный объект, расположенный по адресу: г.Иваново, ул. Любимова, 15, имеющий признаки опасности, указанные в приложении 1 к вышеуказанному Федеральному закону (включающий в себя криогенные сосуды CFLS-5/1.6, зав. №№ А19-096, А19-094, работающие под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии) и использующий окисляющие вещества (кислород), эксплуатируемый ОБУЗ 1 ГКБ, не зарегистрирован в государственном реестре в порядке, установленном Правительством РФ.

9. В нарушение ст.9 Закона о промышленной безопасности, п.222 Правил промышленной безопасности эксплуатирующей организацией (ОБУЗ 1 ГКБ) не обеспечена постановка на учёт оборудования, работающего под давлением (криогенных сосудов DPW-650-499-1.59, зав. №№ DPW-499-2001-019, DPW-499-2001-030, DPW-499-2001-018, DPW-499-2001-016, DPW-499-2001-009, DPW-499-2001-012, DPW-499-2001-023, DPW-499-2001-028), криогенные сосуды CFLS-5/1.6, зав. №№ А19-096, А19-094.

10. В нарушение ч.1 ст.8 Закона о промышленной безопасности не проведена экспертиза промышленной безопасности документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта, в состав которого входят криогенные сосуды DPW-650-499-1.59, зав. №№ DPW-499-2001-019, DPW-499-2001-030, DPW-499-2001-018, DPW-499-2001-016, DPW-499-2001-009, DPW-499-2001-012, DPW-499-2001-023, DPW-499-2001-028, установленные по адресу: г.Иваново, ул. Парижской Коммуны, д.5, а именно: проектной документации, разработанной ООО «Регионстройпроект», шифр объекта: 29/05-2020.ГХК. Медицинское газоснабжение. Наружные сети (отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности).

11. В нарушение ст. 9 Закона о промышленной безопасности, п.п. 394, 400, 422 Правил промышленной безопасности не проведено первичное техническое освидетельствование криогенных сосудов DPW-650-499-1.59, зав. №№ DPW-499-2001-019, DPW-499-2001-030, DPW-499-2001-018, DPW-499-2001-016, DPW-499-2001-009, DPW-499-2001-012, DPW-499-2001-023, DPW-499-2001-028, установленных по адресу: г.Иваново, ул. Парижской Коммуны, д. 5 (в паспортах сосудов записи о проведении первичного технического освидетельствования отсутствуют).

12. В нарушение ст.ст. 9, 11 Закона о промышленной безопасности, п. 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168 (далее – Правила организации и осуществления производственного контроля) Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на газификаторах ГХК-5/1,6-200, заводские №№ 01136, 01137, газификаторах холодных криогенных ГХК-2/159, заводские № 39, № 40, утверждённое главным врачом ОБУЗ 1 ГКБ А.Н.Чикиным 10.01.2022 разработано без учёта изменения требований действующего законодательства, а именно положение разработано на основании Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.03.99 № 263 (утратило силу).

13. В нарушение ст.9 Закона о промышленной безопасности, п. 220 Правил промышленной безопасности на опасных производственных объектах: площадка участка газификаторов рег. № А16-04440-0001, расположенный по адресу: г.Иваново, ул. Парижской Коммуны, д. 5; опасный производственный объект, на котором эксплуатируются вертикальные криогенные сосуды CFLS-5/1.6 ТИП С, зав. №№ А19-096, А19-094 (объём 5 м куб, рабочее давление 1,6 мПа), расположенный по адресу: г.Иваново, ул. Любимова, д. 15, на сосудах, работающих под избыточным давлением, не вывешаны таблички с указанием:

- номера оборудования по системе нумерации, принятой в эксплуатирующей организации;

- учётного номера, присвоенного территориальным органом Ростехнадзора или иным федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в отношении поднадзорных ему объектов и организаций, который наносится после получения соответствующей информации от органа надзора, за исключением случаев, указанных в пункте 223 ФНП;

- разрешённых параметров (давление, температура рабочей среды);

- даты следующего наружного и внутреннего осмотров (НВО) и гидравлического испытания (ГИ);

- дата истечения срока службы, установленного организацией-изготовителем или указанного в заключении экспертизы промышленной безопасности.

В судебном заседании представители ОБУЗ 1 ГКБ Агаев Б.Л.о. и Желев Е.П. не согласились с протоколом об административном правонарушении, просили производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия вины, указав в обоснование своей позиции следующее.

Проверка проведена незаконно, оснований, указанных в Постановлении Правительства РФ от 10 марта 2022 года №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», для ее проведения не имелось

Газификаторы не относятся к опасным производственным объектам, так как больница ничего не производит. Нормы, указанные в протоколе об административном правонарушении, к ОБУЗ ГКБ №1 не применимы.

При проведении внеплановой проверки допущены следующие нарушения федерального законодательства

По окончанию проверки орган государственного контроля обязан выдать акт проверки или направить акт проверки по почте, чего не было сделано.

Протоколы осмотра территорий составлены с грубыми нарушениями федерального законодательства Российской Федерации.

При проведении осмотров видеозапись не велась, понятые отсутствовали.

В протоколах указано, что проводилась фотосъемка, с использованием смартфона, а также к протоколу осмотра прилагаются: фотоматериалы. Фотоматериалы не были приложены к письму, направленному в ОБУЗ 1 ГКБ. В ОБУЗ 1 ГКБ отсутствуют фотоматериалы.

В протоколах инспектор указывает «при визуальном осмотре системы газификации кислорода, выявлены нарушения требований промышленной безопасности». При этом не конкретизирует какие именно нарушения выявлены.

ОБУЗ 1 ГКБ не осуществляется эксплуатация опасных производственных объектов.

Деятельность ОБУЗ 1 ГКБ не связана с промышленным производством (промышленностью), в связи с чем к ней не могут быть применимы требования, предъявляемые к объектам контроля такого типа

15.03.2021 года Центральное управление Ростехнадзора по Ивановской области рассмотрело заявление ОБУЗ 1 ГКБ (вх. от 19.02.2021 года № ОПО- 214/1486) и сообщило следующее. По результатам рассмотрения заявления и документов 15.03.2021 года принято решение о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов ОПО «Площадка участка газификаторов», рег. №А 16-04440-0001, IV класса опасности, расположенного по адресу: г.Иваново, ул.Парижской Коммуны, д.5. К письму были приложены свидетельство о регистрации опасного производственного объекта, сведения, характеризующие опасный производственный. Документы подписаны заместителем руководителя ФИО1.

До сегодняшнего дня класс опасности, присвоенный письмом от 15.03.2021 года Ростехнадзором не отменен и не отозван.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I. II и III классов опасности подлежит лицензированию.

Довод органа контроля о лицензировании опасных производственных объектов, находящихся на территории ОБУЗ 1 ГКБ является незаконным, так как самим же органом контроля ОПО «Площадк: участка газификаторов» относится к IV классу опасности.

В связи с эти главный врач ОБУЗ 1 ГКБ не обязан был проходить аттестацию.

Согласно пп.1 п.5 Приложения 2 Федеральный закон от 21.07.1997 N116- ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" III класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более.

Как следует из паспортов сосудов криогенных рабочее давление сосуда составляет 1,59 мПа.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ № 116 в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии ОБУЗ 1 ГКБ заключило с профессиональными аварийно-спасательными службами договор на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создала собственные профессиональные аварийно-спасательные службы и: профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников. Данный документ в ОБУЗ 1 ГКБ не запрашивался в связи с чем не был представлен органу контроля.

ОБУЗ 1 ГКБ в порядке пп.б. п.228 Приказа Ростехнадзора от 15.12.202 N 536 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленнс безопасности "Правила промышленной безопасности при использовапи оборудования, работающего под избыточным давлением" назначил распорядительным документом организации из числа инженерно-технически работников, состоящих в штате ОБУЗ 1 ГКБ, должностных лиц, ответственных за осуществление производственного контроля эксплуатации оборудования на ОПО, а также ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением прошедших аттестацию в области промышленной безопасности соответствии с положениями статьи 14.1 Федерального закона N 116-0 Данный документ в ОБУЗ 1 ГКБ не запрашивался в связи с чем не б представлен органу контроля.

В соответствии с Государственным контрактом № 01-10/2020 на выполнение работ по развертыванию на территории Ивановской области быстровозводимого инфекционного госпиталя с коечным фондом в количестве 360 коек для оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией заказчиком Контракта является Департамент строительства и архитектуры Ивановской области в лице начальника Департамента Батурина Александра Юрьевича, действующего на основании Положения о Департамента, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 19.12.2012 года № 537-П.

09.02.2022 года Областное бюджетное учреждение здравоохранения «1-я городская клиническая больница» получило от Департамента строительства и архитектуры Ивановской области акты о приеме-передаче объектов нефинансовых активов на общую сумму 3 008 335 131 рублей 26 копеек, в количестве 21 746 единиц. В этот же день по поручению главного врача работниками учреждения была начата процедура инвентаризации и постановки активов на бухгалтерский учет.

Регистрацией объектов в государственном реестре организации ОПО по адресу: ул.Любимова д.5 занимался Департамент строительства и архитектуры Ивановской области.

До настоящего времени документы в ОБУЗ 1 ГКБ из Департамента строительства и архитектуры Ивановской области документы на сосуды криогенные и на газификаторы не поступили, акты приема-передачи не подписаны, в связи с чем у ОБУЗ 1 ГКБ отсутствует возможность зарегистрировать объект в государственном реестре.

Техническое перевооружение опасного производственного объекта ОБУЗ 1 ГКБ проводилось в период распространения новой коронавирусной инфекции СОVID-19. Основная задача, поставленная оперативным штабом Ивановской области стояла именно в оперативной подготовке больниц приему пациентов с новой коронавирусной инфекцией.

Техническое перевооружение опасного производственного объекта ОБУЗ 1 ПСБ проводилось в период распространения новой коронавирусной инфекции СОVID-19. Основная задача, поставленная оперативным штабом Ивановской области стояла именно в оперативной подготовке больниц к приему пациентов с новой коронавирусной инфекцией.

Поскольку оснований для проведения проверки не имелось, доказательства, представленные в материалах дела об административном правонарушении, получены с нарушением процессуальных норм, производство по делу подлежит прекращению.

Свидетель ФИО2 – начальник ремонтно-строительного отдела ОБУЗ ГКБ №1 в судебном заседании пояснила, что в Управление Ростехнадзора неоднократно направлялись обращения о том, как правильно поставить на учет опасные производственные объекты, а также пакеты документов для постановки ОПО, однако Управление Ростехнадзора присылало отказ в связи с неправильным составлением документов. Ни в одном из писем Управление Ростехнадзора не сообщало о необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности. Сотрудники ОБУЗ ГКБ№1 проходили обучение в учебно-техническом центре.

Аналогичные показания были даны свидетелем ФИО3, который также пояснил, что в г.Хабаровске аналогичные газификаторы, которым также присвоен IV класс опасности.

Свидетель Никонов С.Н. в судебном заседании пояснил, что основания для проведения проверки имелись, проведение проверки было согласовано с органами прокуратуры. В адрес ОБУЗ ГКБ№1 направлялось письмо, в котором сообщалось о том, что производственному объекту был ошибочно присвоен IV класс опасности. Газификатор является опасным производственным объектом, в связи с чем аттестация руководителя учреждения является обязательной.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что на основании решения Центрального Управления Ростехнадзора от 25.04.2022 г. № Р-214-65-рш проведена внеплановая выездная проверка деятельности ОБУЗ «1 Городская клиническая больница» в области промышленной безопасности площадки участка газификаторов рег. № А16—04440-0001, расположенной по адресу: г.Иваново, ул. Парижской Коммуны, д. 5, и опасного производственного объекта, на котором эксплуатируются вертикальные криогенные сосуды CFLS-5/1.6 ТИП С, зав. №№ А19-096, А19-094 (объём 5 м куб, рабочее давление 1,6 мПа), расположенного по адресу: г.Иваново, ул.Любимова, д.15, в связи с наличием сведений о непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, поскольку установлено, что за ОБУЗ «1 ГКБ» зарегистрирован опасный производственный объект Площадка участка газификаторов рег. № А16-04440-0001, расположенный по адресу: г.Иваново, ул. Парижской Коммуны, д. 5.

О проведении проверки 27.04.2022 г. уведомлен представитель ОБУЗ 1 ГКБ Агаев Б.П. по доверенности (л.д.21-26).

Указанное мероприятие согласовано с заместителем прокурора Ивановской области (л.д.27-28, 29-30).

По результатам проверки 05 мая 2022 г. составлен акт выездной внеплановой проверки № 9.2-214-0065вн-А/049И-2022, проведённой в период с 28 апреля по 05 мая 2022 г., в котором указаны нарушения, перечисленные в протоколе об административном правонарушении, приведенные по тексту выше, а также нарушение, обозначенное п. 14, осуществления юридическим лицом опасного производственного объекта, расположенного по адресу: г. иваново, ул. Дюбимова, д.15, имеющего признаки опасности, указанные в приложении 1 к Фдеральному закону № 116-ФЗ (включающего в себя криогенные сосуды SFLS-5/1.6, ЗАВ. №№ А19-096, А19-094, работающие под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии) и используюший окисляющие вещества (кислород)) в отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответстенности в соотвтетствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответстенности владельца опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасных объектах (нарушение ч.1 ст.9, ст. 15 Закона о промышленной безопасности, ч.1 ст.4, ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответстенности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»).

В этот же день вынесено предписание об устранении ОБУЗ «1-я ГКБ» выявленных нарушений со сроком устранения – нарушения п. 1 – до 06 мая 2022 г., по остальным – до 05 августа 2022 г. до 27 февраля 2021 года.

06 июня 2022 года главным инспектором отдела общего промышленного надзора Ростехнадзора Никоновым С.Н. составлен протокол о временном – с 11.00 часов 16 мая 2022 г. до рассмотрения судом дела об административном правонарушении - запрете деятельности эксплуатации технических устройств, входящих в состав опасных производственных объектов – площадки участка газификаторов рег. № А16-04440-0001, расположенной по адресу: г.Иваново, ул. Парижской Коммуны, д. 5, и опасного производственного объекта, на котором эксплуатируются вертикальные криогенные сосуды CFLS-5/1.6 ТИП С, зав. №№ А19-096, А19-094 (объём 5 м куб, рабочее давление 1,6 мПа), расположенного по адресу: г.Иваново, ул. Любимова, д. 15, а именно: газификаторов ГХК-5/1,6-200, заводские №№ 01136, 01137 (в состав которых входят криогенные сосуды CFLS-5/1.6 ТИП С, зав. №№ А19-096, А19-094), а также газификаторов холодных криогенных ГХК-2/159, заводские № 39, 3 40 (в состав которых входят криогенные сосуды DPW-650-499-1.59, зав. №№ DPW-499-2001-019, DPW-499-2001-030, DPW-499-2001-018, DPW-499-2001-016, DPW-499-2001-009, DPW-499-2001-012, DPW-499-2001-023, DPW-499-2001-028).

Часть 1 ст.9.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в виде административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Совершение ОБУЗ 1 ГКБ административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, подтверждается следующим исследованными в судебном заседании доказательствами:

-протоколом № 9.2-214-0065вн-Пр/051И-2022 об административном правонарушении от 06 июня 2022 года, составленного в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ, в котором изложено существо допущенного АО ИУ «Стальконструкция» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ (л.д. 3-7);

-решением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 25 апреля 2022 года (л.д. 21-26);

- актом выездной внеплановой проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 9.2-214-0065вн-А/049И-2022 от 05 мая 2022 года с приложенными к ним протоколами осмотра (л.д.39-48);

- предписанием об устранении выявленных нарушений, выданного ОБУЗ 1 ГКБ (л.д. 49-53);

- Планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО в ОБУЗ 1 ГКБ, вопреки положениям ч.2 ст. 10 Закона о промышленной безопасности, п. 9 Положения о разработке планов и мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах не согласованным с руководителями (заместителями руководителей, в должностные обязанности которых входит согласование планов мероприятий) профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;

- Положением о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на газификаторах ГХК-5/1,6-200, заводские №№ 01136, 01137, газификаторах холодных криогенных ГХК-2/159, заводские № 39, № 40, в нарушение ст.ст. 9, 11 Закона о промышленной безопасности, п. 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168 разработанным без учёта изменения требований действующего законодательства;

- сведениями по опасному производственному объекту – паспортами, работающими под давлением.

Совокупность указанных доказательств нахожу достаточными для разрешения данного дела и вывода о виновности ОБУЗ 1 ГКБ.

В силу ст.2 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к данному Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов:

- воспламеняющиеся вещества – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

- окисляющие вещества – вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

- горючие вещества – жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

- взрывчатые вещества – вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

- используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.

Согласно Приложению 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, для опасных производственных объектов спецхимии устанавливается I класс опасности; для опасных производственных объектов газового конденсата устанавливаются следующие классы опасности: II класс опасности - для опасных производственных объектов, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6 процентов объема такой продукции; для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 (используемого оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля) к настоящему Федеральному закону, устанавливается III класс опасности - для иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона о промышленной безопасности руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения указанного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 указанного Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов.

В соответствии с ч.2 ст. 9 указанного Федерального закона работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Согласно ч.1 ст.8 Закона о промышленной безопасности, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном данным Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.

Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте регламентированы ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ, согласно которой В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии (ч.1 указанной статьи). Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 9 Положения о разработке планов и мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утверждённого постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1437, Планы мероприятий согласовываются руководителями (заместителями руководителей, в должностные обязанности которых входит согласование планов мероприятий) профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.

Требования к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и управления промышленной безопасностью установлены ст. 11 Закона о промышленной безопасности, согласно положениям которой организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, а именно Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168.

Пункт 3 указанных Правил устанавливает, что Положение о производственном контроле разрабатывается вновь или подлежит изменению: в соответствии с актом технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте; в случае изменения требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля; по предписанию, в том числе, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в положении о производственном контроле, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности; в иных случаях - по решению руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя.

Согласно ч.2 ст. 11 Закона о промышленной безопасности, сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование (ч.3 ст.11 Закона).

В соответствии с ч.5 ст. 11 Закона о промышленной безопасности системы управления промышленной безопасностью обеспечивают: определение целей и задач организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в области промышленной безопасности, информирование общественности о данных целях и задачах; идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на опасных производственных объектах и связанных с такими авариями угроз; планирование и реализацию мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах, в том числе при выполнении работ или оказании услуг на опасных производственных объектах сторонними организациями либо индивидуальными предпринимателями; координацию работ по предупреждению аварий и инцидентов на опасных производственных объектах; осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности; безопасность опытного применения технических устройств на опасных производственных объектах в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; своевременную корректировку мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах; участие работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в разработке и реализации мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах; информационное обеспечение осуществления деятельности в области промышленной безопасности.

Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.4 ст.11 Закона).

Статья 14.1 Закона о промышленной безопасности, п.п. 2, 3Положение об аттестации в области промышленной безопасности установлено, что работники, в том числе, руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную, в том числе, с эксплуатацией опасного производственного объекта, в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

Первичная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится не позднее одного месяца: при назначении на соответствующую должность; при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации; при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

Внеочередная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.

Аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.

В соответствии с п.9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» (далее – Федеральные нормы и правила, Правила промышленной безопасности на опасных производственных объектах), при эксплуатации ОПО, на которых используется (применяется) оборудование под давлением, в том числе входящих в их состав зданий и сооружений, а также при разработке проектной документации, определяющей решения по установке (размещению) и обвязке оборудования под давлением, должно обеспечиваться соблюдение обязательных требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, и настоящих ФНП. Не допускается установка и применение оборудования, если его технические характеристики и материалы, указанные в технической документации, не соответствуют физико-химическим свойствам рабочей среды и другим условиям эксплуатации, влияющим на его безопасность.

При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации ОПО отклонения от проектной документации, а также документации на техническое перевооружение не допускаются. Внесение изменений в проектную документацию на строительство, реконструкцию ОПО, а также документацию на техническое перевооружение в зависимости от вида выполняемых работ должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и в области промышленной безопасности.

Максимальные значения параметров (давления и температуры) рабочей среды, принимаемые за основу для отнесения оборудования в область действия настоящих ФНП, а также указываемые в паспорте оборудования по результатам технического освидетельствования установлены подп. в) п. 1 Приложения 1 к Федеральным нормам и правилам.

В соответствии с п.222 Правил промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней после даты принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в пункте 223 ФНП) направляет в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, а также в ГК "Росатом" в случае, указанном в пункте "о" пункта 3 ФНП, информацию согласно пункту 224 ФНП для осуществления учета оборудования под давлением, при этом информация о стационарном оборудовании направляется по месту нахождения ОПО, в составе которого оно установлено и эксплуатируется, в соответствующий территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в отношении поднадзорного ему ОПО.

Согласно ст.228 Правил организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном (работоспособном) состоянии и безопасные условия его эксплуатации, в связи с чем необходимо: а) организовать безопасную эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и обеспечить их соблюдение; б) назначить распорядительным документом организации из числа инженерно-технических работников, состоящих в штате эксплуатирующей организации, должностных лиц, ответственных за осуществление производственного контроля при эксплуатации оборудования на ОПО, а также ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности в соответствии с положениями статьи 14.1 Федерального закона N 116-ФЗ; обеспечить своевременное проведение аттестации в области промышленной безопасности инженерно-технических работников, связанных с эксплуатацией оборудования под давлением, в соответствии с положениями статьи 14.1 Федерального закона N 116-ФЗ, а также проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций и допуск их к работе в порядке, установленном распорядительными документами эксплуатирующей организации, разработанными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и ФНП.

В соответствии с п. 12 ч.1, ч. 2 ст. 12 Закона о лицензировании, эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.

Действия ОБУЗ 1 ГКБ подлежат квалификации по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, поскольку указанным юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, допущены нарушения требований промышленной безопасности, предусмотренных выше приведенными нормами.

Нарушений требований закона при проведении проверки, получении доказательств судом не установлено. Представленные доказательства соответствуют требованиями, предъявляемым к доказательствам, предусмотренным главой 26 КоАП РФ. Сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, не истекли.

Оснований для прекращения дела за малозначительностью суд не усматривает, поскольку указанное выше правонарушение представляет повышенную общественную опасность для охраняемых законом общественных отношений.

Суд приходит к выводу о назначении юридическому лицу наказания в виде штрафа. При этом полагаю о наличии по делу оснований для назначения административного штрафа с применением ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, поскольку по делу имеются обстоятельства, состоящие в самом характере допущенных нарушений, их локализации, отсутствии последствий допущенных нарушений, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, принимающего меры к устранению выявленных нарушений, его имущественном и финансовом положении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

постановил:

Признать Областное бюджетное учреждение здравоохранения «1-я городская клиническая больница» (ОБУЗ 1 ГКБ), юридический и фактический адрес: г.Иваново, ул. Парижской Коммуны, д. 5, ИНН 3731022541, ОГРН 1033700050922, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.

Разъяснить правонарушителю, что в соответствии со ст.4.1 ч.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Иваново в течение 10 суток с момента получения копии постановления.

Судья Е.А. Власова