ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-348(1)/2016 от 21.04.2016 Пугачевского районного суда (Саратовская область)

№ 5-348(1)/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Пугачевского районного суда Саратовской области Викторова И.В.

при секретаре Соловьевой Е.В.

с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ФИО1,

должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении ФИО2,

рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с. Успенка Пугачевского района Саратовской области», о совершении правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ,

установила:

государственным инспектором Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 17 марта 2016 г. составлен протокол об административном правонарушении в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с. Успенка Пугачевского района Саратовской области» (далее МДОУ «Детский сад с. Успенка») о совершении правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ.

В протоколе указано, что в соответствии с распоряжением и.о. заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 февраля 2016 г. <Номер>-РП проведена плановая выездная проверка объекта технического регулирования – сети газопотребления МДОУ «Детский сад с. Успенка» по адресу: <Адрес>.

В ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований ст. 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», приказа Росстандарта от 03.10.2011 № 5214 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», п. 4.5, 5.1.2, 5.1.9, 5.2.11, 7.1.2, 7.1.3, 7.1.5, 7.2.7 ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация», п. 69, 70 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, п. 5 (е) Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878, а именно:

не проводится техническое обслуживание наружного надземного

газопровода низкого давления, окраска (имеются следы коррозии металла);

2)на наружном надземном газопроводе низкого давления имеются повреждения окраски (следы коррозии металла);

3) не проводится мониторинг наружного надземного газопровода низкого давления (устранение, коррозии металла);

4) не составлен эксплуатационный паспорт на надземный газопровод низкого давления;

5) концы футляра газопровода низкого давления в месте пересечения стены в топочную не уплотнены эластичным материалом;

6) приказом <Номер> О/Д от ДД.ММ.ГГГГ ответственным за безопасную эксплуатацию сети газопотребления назначена заведующая МДОУ «Детский сад <Адрес>» ФИО3, не имеющая соответствующей подготовки в части обеспечения безопасной эксплуатации сетей газопотребления;

7) результаты работ, выполняемых в процессе эксплуатации сети газопотребления, не оформляются актами;

8) отсутствует акт разграничения эксплуатационной ответственности по сети газопотребления;

9) не представлены данные по техническому обслуживанию и ремонту газоиспользующего оборудования (водогрейных котлов);

10) в охранной зоне надземного газопровода-ввода низкого давления не обрезаны деревья, нависают над газопроводом-вводом.

В судебном заседании законный представитель юридического лица МДОУ «Детский сад с. Успенка» ФИО1. обстоятельства, указанные в пунктах 1-6,8,10 не оспаривала, согласилась с допущенными нарушениями, которые в настоящее время устранены, за исключением п.6. Не согласилась с нарушениями, указанными в пунктах 7,9, поскольку в ходе проведения проверки ею были представлены должностному лицу акты на выполнение работ по ремонту сети газопотребления и газоиспользующего оборудования.

Должностное лицо, составившее протокол государственный инспектор Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 пояснил, что в ходе проведенной плановой проверки сети газопотребления МДОУ «Детский сад с. Успенка» были выявлены нарушения обязательных норм и правил, которые отражены в акте проверки и указаны в протоколе об административном правонарушении. На момент составления протокола заведующая ФИО1 с нарушениями согласилась.

Согласно ст. 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» национальным органом по стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента. В перечень, указанный в пункте 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил, а также международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств при условии регистрации указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Регистрация международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов осуществляется в порядке, установленном статьей 44 настоящего Федерального закона. В национальных стандартах и сводах правил могут указываться требования технических регламентов, для соблюдения которых на добровольной основе применяются национальные стандарты и (или) своды правил. Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов в области стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов. Документы в области стандартизации, включенные в перечень, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежат ревизии и в необходимых случаях пересмотру и (или) актуализации не реже чем один раз в пять лет.

В соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"(п. 5 Постановления Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей").

Приказом Росстандарта № 5214 от 03.10.2011 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления» утвержден перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления».

В соответствии с ГОСТ Р 54961-2012 Национальный стандарт Российской Федерации. «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» эксплуатация сетей газопотребления в жилых и многоквартирных домах, общественных и административных зданиях, на предприятиях и в котельных должна осуществляться в соответствии с настоящим стандартом и Техническим регламентом "О безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870.

Согласно п. 4.5. ГОСТ Р 54961-2012 работы по содержанию в исправном и работоспособном состоянии сетей газопотребления в жилых и многоквартирных домах, общественных и административных зданиях должны производиться (на договорной основе) газораспределительными (ГРО) или другими эксплуатационными организациями, имеющими собственные аварийно-диспетчерские службы (АДС) или заключившими договор об оказании услуг аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей.

Газифицированные предприятия и котельные должны иметь собственные газовые службы или договоры с эксплуатационными организациями, оказывающими на законном основании услуги по техническому обслуживанию и ремонту сетей газопотребления на опасных производственных объектах.

В договорах оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту сетей газопотребления должны быть определены объемы работ, выполняемых эксплуатационными организациями, установлены границы эксплуатационной ответственности и обязательства эксплуатационных организаций и владельцев газифицированных зданий (помещений) по обеспечению условий безопасной эксплуатации сетей газопотребления. Разграничение эксплуатационной ответственности сторон должно оформляться актами.

Согласно п. 5.1.2. ГОСТ Р 54961-2012 в организациях, осуществляющих деятельность в газифицированных общественных и административных зданиях, помещениях общественного назначения, в управляющих организациях многоквартирных домов, товариществах собственников жилья, жилищно-строительных или иных кооперативах, должны быть назначены специально уполномоченные лица, ответственные за эксплуатацию инженерных систем зданий, выполняющие следующие обязанности в части обеспечения безопасной эксплуатации сетей газопотребления: контроль состояния уплотнений подземных вводов и выходов инженерных коммуникаций через наружные конструкции здания, контроль своевременной проверки технического состояния и восстановления работоспособности вентиляционных каналов и дымоходов зданий и помещений с установленным газоиспользующим оборудованием, контроль своевременного заключения договоров об оказании эксплуатационными организациями услуг по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и газоиспользующего оборудования, контроль своевременного заключения договоров об аварийно-диспетчерском обслуживании сетей газопотребления, разработка планов взаимодействия с персоналом АДС эксплуатационной организации при локализации и ликвидации аварий, участие в техническом расследовании причин произошедших аварий, контроль своевременной организации работ по проведению технического диагностирования стальных газопроводов и технической инвентаризации бытового газоиспользующего оборудования (в многоквартирных домах), приостановка работы потенциально-аварийного газоиспользующего оборудования (в общественных и административных зданиях, помещениях общественного назначения).

Согласно п. 5.1.9. ГОСТ Р 54961-2012 результаты работ, выполняемых эксплуатационной организацией в процессе эксплуатации сетей газопотребления в жилых и многоквартирных домах, общественных и административных зданиях, должны оформляться актами по формам приложений. Приведенные в настоящем стандарте формы эксплуатационной документации допускается, при необходимости, корректировать.

Виды и/или формы эксплуатационной документации, не предусмотренные настоящим стандартом, могут устанавливаться эксплуатационной организацией самостоятельно.

Согласно п. 5.2.11. ГОСТ Р 54961-2012 на введенные в эксплуатацию внутриплощадочные газопроводы, газопроводы-вводы, пункты редуцирования газа, средства ЭХЗ владельцем должны составляться эксплуатационные паспорта, содержащие их основные технические характеристики по формам. Формы эксплуатационных паспортов приведены в ГОСТ Р 54983 (приложения Г, Д, Е, Ж).

В соответствии с п. 7.1.2. ГОСТ Р 54961-2012 при техническом обслуживании стальных и медных наружных газопроводов должны выполняться следующие виды работ: проверка целостности и соответствия прокладки газопроводов проектной документации, проверка состояния креплений газопроводов к строительным конструкциям зданий, проверка состояния окраски газопроводов или состояния теплоизоляционного покрытия медных газопроводов, проверка целостности и эффективности работы электроизолирующих соединений, проверка состояния уплотнений защитных футляров в местах прокладки газопроводов через наружные строительные конструкции здания, проверка прибором или пенообразующим раствором герметичности разъемных соединений запорной арматуры и устранение утечек газа, проверка и восстановление работоспособности запорной арматуры.

Согласно п. 7.1.3. ГОСТ Р 54961-2012 при техническом обслуживании внутренних газопроводов из стальных, медных и металлополимерных труб должны выполняться следующие виды работ: проверка соответствия прокладки газопроводов проектной документации, проверка свободного доступа к открыто проложенным газопроводам, проверка состояния труб и креплений газопроводов (медных и металлополимерных) на участках открытой прокладки, проверка наличия и состояния защитных футляров газопроводов и противопожарных переборок (для газопроводов из металлополимерных труб) в местах их прокладки через внутренние строительные конструкции здания, проверка прибором или пенообразующим раствором герметичности разъемных соединений технических устройств, установленных на газопроводах, а также мест присоединений к газопроводам газоиспользующего оборудования, устранение утечек газа, проверка состояния гибких рукавов, используемых для присоединения газоиспользующего оборудования к газопроводу сети газораспределения, а также их соответствия области применения, проверка и восстановление работоспособности запорной арматуры на газопроводе, проверка целостности установленных на газопроводе приборов учета газа, термоклапанов и средств технологического контроля загазованности помещений.

При техническом обслуживании внутренних газопроводов из медных и металлополимерных труб дополнительно должны выполняться следующие виды работ: проверка наличия схем скрытой прокладки газопроводов у собственника помещения, осмотр и проверка прибором или пенообразующим раствором герметичности соединительных деталей (фитингов) металлополимерных газопроводов на участках их открытой прокладки, осмотр состояния стен на участках скрытой прокладки газопроводов.

При выявлении в процессе технического обслуживания необходимости замены фитингов, участков труб, креплений, защитных футляров, запорной арматуры, должен производиться ремонт газопроводов.

В соответствии с пунктами 69,70 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, при эксплуатации подземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение: а) утечек природного газа; б) повреждений изоляции труб газопроводов и иных повреждений газопроводов; в) повреждений сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления; г) неисправностей в работе средств электрохимической защиты и трубопроводной арматуры. При эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы.

Статьей 9.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что МДОУ «Детский сад с. Успенка» эксплуатирует сеть газопотребления с нарушением указанных обязательных норм и правил технической эксплуатации, что подтверждается материалами административного дела.

Из акта проверки Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора юридического лица <Номер> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МДОУ «Детский сад с. Успенка» эксплуатирует сеть газопотребления с нарушением обязательных требований, а именно: не проводится техническое обслуживание наружного надземного газопровода низкого давления, окраска (имеются следы коррозии металла); на наружном надземном газопроводе низкого давления имеются повреждения окраски (следы коррозии металла); не проводится мониторинг наружного надземного газопровода низкого давления (устранение, коррозии металла); не составлен эксплуатационный паспорт на надземный газопровод низкого давления; концы футляра газопровода низкого давления в месте пересечения стены в топочную не уплотнены эластичным материалом; приказом <Номер><Номер> от ДД.ММ.ГГГГ ответственным за безопасную эксплуатацию сети газопотребления назначена заведующая МДОУ «Детский сад с. Успенка» ФИО1, не имеющая соответствующей подготовки в части обеспечения безопасной эксплуатации сетей газопотребления; результаты работ, выполняемых в процессе эксплуатации сети газопотребления, не оформляются актами; отсутствует акт разграничения эксплуатационной ответственности по сети газопотребления; не представлены данные по техническому обслуживанию и ремонту газоиспользующего оборудования (водогрейных котлов); в охранной зоне надземного газопровода-ввода низкого давления не обрезаны деревья, нависают над газопроводом-вводом (л.д. 10-12).

Кроме того, вина юридического лица в нарушении требований обязательных норм и правил эксплуатации сети газопотребления, подтверждается:

протоколом об административном правонарушении <Номер> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложены обстоятельства совершения административного правонарушения и при ознакомлении, с которым представитель юридического лица ФИО1 согласилась, каких – либо замечаний не было (л.д. 4-5);

предписанием <Номер> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении вышеуказанных

нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14).

Все вышеперечисленные доказательства являются допустимыми, так как добыты в соответствии с требованиями закона, относятся к данному делу и их достаточно для принятия по делу решения. Каких-либо оснований не доверять указанным доказательствам не имеется.

Вместе с тем, отсутствуют доказательства вины МДОУ «Детский сад с. Успенка» в совершении нарушений, указанных в пунктах 7,9 протокола об административном правонарушении.

Согласно п. 7.1.5. ГОСТ Р 54961-2012 результаты выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов должны оформляться актами по формам, приведенным в Приложениях М и Н.

Согласно п. 7.2.7. ГОСТ Р 54961-2012 результаты выполнения работ по техническому обслуживанию (в том числе сезонного) и ремонту газоиспользующего оборудования должны оформляться актами по формам, приведенным в Приложениях Р и С.

В материалах дела имеются акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, акт готовности объекта к подключению к газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что произведено техническое перевооружение котельной, определено соответствие выполненных строительно-монтажных работ проекту, проведены необходимые дополнительные испытания и подтверждена готовность к подключению к газораспределительной системе, а также акт ремонта бытового гозоиспользующего оборудования № 823 от 09.10.2015. Указанные документы, как следует из пояснений законного представителя МДОУ «Детский сад с. Успенка» были представлены должностному лицу в ходе проведения проверки. Кроме того, в предписании № <Данные изъяты>, вынесенном должностным лицом по факту проверки в адрес МДОУ «Детский сад с. Успенка» указано, что нарушения, указанные в пунктах 7 и 9 устранены во время проверки.

Установленных законом оснований для прекращения производства по делу и освобождения МДОУ «Детский сад с. Успенка» от административной ответственности за содеянное не имеется.

При назначении административного наказания юридическому лицу в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность. Смягчающим обстоятельством по делу является добровольное частичное исполнение предписания должностного лица об устранении допущенных нарушений.

С учетом изложенного, в соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, в связи с чем, судья считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи в минимальном размере.

Руководствуясь ст. 3.5, 4.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановила:

признать муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Успенка Пугачевского района Саратовской области» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ, по следующим реквизитам: Управление Федерального казначейства по Саратовской области (Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) в ГРКЦ ГУ ЦБ Банка РФ по Саратовской области, расчетный счет <***>, отделение Саратов, г. Саратов, БИК 046311001, ИНН <***>, КПП 344501001, ОКТМО 63607101, Код доходов 49811641000016000140, УИН 49864391603371520163, статус плательщика «08».

Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья