Дело № 5-3484/2022 УИД: 07RS0001-01-2022-004958-31
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
КБР, г. Нальчик 31 августа 2022 г.
Судья Нальчикского городского суда КБР Тлостанов А.Ю.,
с участием помощника Нальчикского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры – ФИО5,
представителя ООО АФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица:
ООО «А ИНН: №; ОГРН: №, юридический адрес: 360024, КБР, <адрес>;гендиректор ФИО3, о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ, разъяснены.
У С Т А Н О В И Л:
Согласно постановлению о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенному Нальчикским транспортным прокурором старшим советником юстиции ФИО4, в результате проведенной проверки установлено, что ООО «А» допущены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» по хранению и оказанию услуг по реализации горюче-смазочных материалов авиакомпаниям.
На территории ООО А» расположена автомобильная заправочная станция (АЗС) с подземными резервуарами, предназначенными для хранения нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо) вместимостью 61 куб.м.
Также на территории общества имеются расходный и приемный склады ГСМ, предназначенные для хранения нефтепродуктов (авиационного топлива), состоящие из 11 РГС (резервуар горизонтальный стальной) вместимостью 570 куб.м. и 4 РВС (резервуар вертикальный стальной) вместимостью 6000 куб.м., также топливозаправочные транспортные средства, предназначенные для заправки воздушных судов авиационным топливом.
Вышеуказанные металлические резервуары на момент проверки использовались для хранения авиационного топлива частично.
Так, из 11 емкостей РГС топливо хранилось в 9, а из 4 емкостей РВС в 1, так как в 2 горизонтальных (объемом 100 тонн) и 3 вертикальных емкостях (объемом 5 тыс. тонн), пригодных для эксплуатации, отсутствовало топливо.
Также проверкой установлено, что приемный склад ГСМ, состоящий из 4-х РВС, имеет насосную станцию для перекачки авиационного топлива. Авиационное топливо закачивается в РВС из автоцистерн. Из числа резервуаров, расположенных на станции АЗС, использовались на момент проверки 2 емкости общим объемом 50 куб.м., предназначенные для хранения моторного топлива, 3 емкость не использовалась ввиду ненадобности. Всего на день проверки в указанных резервуарах находилось 620 тонн ГСМ.
В связи с изложенным, указанные объекты нефтепродуктообеспечения по своему уровню потенциальной опасности и объему возможного хранения опасных веществ относятся к 3 классу опасности. При этом, один из основных видов деятельности общества это реализация ГСМ авиакомпаниям и обслуживание пассажиров аэропорта Нальчик.
Вместе с тем, в нарушение требований указанного законодательства ООО «А до настоящего времени не организована процедура идентификации указанных объектов нефтепродуктообеспечения, соответственно лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов также не имеется.
Кроме того, вопреки требованиям ст. 11 ФЗ № и п. 3 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. № 2168, в ООО «А не разработано положение об осуществлении производственного контроля.
Также ООО «А не разработано положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов и аварий на опасном производственном объекте, что является нарушением требований ст. 11 ФЗ №, а также Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденного Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№.
В судебном заседании транспортный прокурор ФИО5 доводы изложенные в вынесенном постановлении поддержал, при этом полагал возможным ограничиться назначением наказания в виде административного штрафа, поскольку работа по устранению нарушений в ООО «А ведется.
Представитель ООО А» ФИО6 показала, что в настоящее время Обществом реализовывается план мероприятий, направленный на получение лицензии и на исправление выявленных недостатков в сфере промышленной безопасности.
Предприятием разработан план мероприятий по получению лицензии в соответствии с требованиями ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ФЗ «О промышленной безопасности», в котором поэтапно отражены все необходимые мероприятия, установлены сроки реализации данных мероприятий. План мероприятий в стадии исполнения.
На сегодняшний день Обществом выполнен комплекс мероприятий:
1) заключен Договор с ООО «СевОсПромЭкспертиза» от ДД.ММ.ГГГГ№ на разработку документации и техническое перевооружение опасного производственного объекта. Разработан план мероприятий, непосредственно включенных в Договор, а именно: сопровождение при разработке документации, проведение экспертиз, расчеты и списания материального резерва, разработка положения о произведённом объекте, разработка плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, подготовка работников к аттестации в территориальной комиссии и т.д. (Приложение №);
2) произведен анализ и определение соответствия действующим требованиям по промышленной безопасности имеющейся эксплуатационно-технической документации;
3) в сопровождающую организацию переданы исходные данные для: а) разработки проектной документации; б) разработки положения о производственном контроле; в) разработки плана мероприятий по локализации последствий аварий; г) разработки порядка расследования причин аварий и инцидентов;
4) сопровождающей организацией проведена техническая диагностика технических устройств, а также произведена топографическая съемка на объекте.
Общество осуществляет все мероприятия, направленные на получение лицензии и устранение выявленных нарушений в области промышленной безопасности, не имеет умысла на осуществление деятельности в нарушение установленного порядка и не преследует противоправных целей, в связи с чем целесообразно рассматривать вопрос о применении финансовых санкций в качестве меры наказания за совершенное правонарушение.
Заслушав прокурора ФИО5, представителя ООО «АФИО6, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ наступает за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Так, п. 3 ч. 1 ст. 49 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).
Из смысла ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Для отнесения объекта к категории опасных производственных объектов необходимо проведение его идентификации. Общие требования к идентификации и регистрации опасных производственных объектов установлены Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Требования).
Согласно п. 6 Требований отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями.
В соответствии с п. 7 Требований при осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, указанными в приложении 1 к ФЗ №, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
Частью 5 ст. 2 ФЗ № установлено, что руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством РФ.
Опасные производственные объекты нефтепродуктообеспечения согласно приложению № к Требованиям, идентифицируются по признаку хранения и транспортирования опасных веществ, указанных в приложении № к ФЗ №.
В соответствии с ч. 1, 2 и 3 ст. 2 ФЗ № опасными производственными объектами в соответствии с ФЗ № являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении № к ФЗ №. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении № к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности и подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Согласно приложению № к ФЗ № объектам нефтепродуктообеспечения, на которых хранятся и транспортируются опасные вещества, класс опасности присваивается если количество опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могу находиться на опасном производственном объекте превышает 1000 тонн.
С учетом изложенных обстоятельств у юридического лица – ООО А» имелась возможность для соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, однако в результате противоправного бездействия все необходимые меры по их соблюдению в течение длительного времени предприняты не были.
Факт совершения ООО «А административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и его виновность, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно:
постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;
актом прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ;
светокопиями договоров на топливообеспечение воздушных судов авиакомпаний в аэропорту Нальчик;
письменными объяснениями гендиректора ООО «АФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ;
фотоматериалами.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным на то прокурором, в рамках выполнения им служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.
Представленные доказательства признаются допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Таким образом, юридическим лицом ООО «А совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ – нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Оснований для освобождения ООО А от административной ответственности не имеется, как и отсутствуют обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» при назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности надлежит учитывать характер деятельности юридического лица, характер совершенных им действия (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни и здоровья людей.
С учетом характера совершенного правонарушения, деятельности юридического лица, направленной на скорейшее устранение выявленных нарушений, социальной значимости объекта, а также того, что не установлено обстоятельств, свидетельствующих о создании реальной возможности наступления негативных последствий для жизни и здоровья людей, судья полагает, что наказание в виде административного штрафа сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размера административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости административного наказания, индивидуализации ответственности за совершенное правонарушение, соответствия характера совершенного административного правонарушения, степени вины юридического лица, привлекаемого к административной ответственности и руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания, вытекающими из положений Конституции РФ, судья приходит к выводу о наличии оснований для снижения административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, до 100000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 4.1, 9.1 ч. 1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать юридическое лицо ООО «А виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) руб. с перечислением штрафа по следующим реквизитам:
УФК по <адрес> (взыскатель Южная транспортная прокуратура); ИНН: <***>; КПП: 616701001; ОКТМО: 60701000; БИК ТОФК: 016015102; ЕКС: 40№ в Отделении Ростов-на-ФИО1; номер казначейского счета: 03№.
Разъяснить, что согласно ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление (адрес: КБР, <адрес>).
Разъяснить, что за неуплату штрафа в срок, предусмотренный ст. 32.2 КоАП РФ, наступает административная ответственность по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд КБР в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.Ю. Тлостанов
Копия верна: судья Тлостанов А.Ю. _______________
Дата вступления постановления в законную силу: «___» ___________ 2022 г.