№ 5-348/2021
УИД-75RS0005-01-2021-001627-45
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
7 декабря 2021 года г. Петровск-Забайкальский
Судья Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края Балабанова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Профессионального образовательного учреждения «Петровск-Забайкальская автомобильная школа Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Забайкальского края (ИНН №, ОГРН №, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, адрес: <адрес>
у с т а н о в и л:
07.10.2021 консультантом отдела лицензирования, государственной аккредитации Министерства образования Забайкальского края ФИО1 в отношении Профессионального образовательного учреждения «Петровск-Забайкальская автомобильная школа Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Забайкальского края (далее–Учреждение, ПОУ Петровск-Забайкальская ФИО2 ДОСААФ России Забайкальского края) был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, согласно которому в ходе плановой выездной проверки 04.10.2021, проводимой на основании соответствующего решения Министра образования и науки Забайкальского края от 27.09.2021 № 903, в Учреждении выявлены нарушения лицензионных требований, а именно: отсутствие кабинета «Устройство и техническое обслуживание автомобилей»; не соответствие структуры образовательных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств категорий «В», «С», переподготовки с «С» на «В», с «В» на «С», с «С» на «D» требованиям п. 9 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 26.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». Данные нарушения, в соответствии с п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490, являются грубым нарушением лицензионных требований
Определением Министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края дело об административном правонарушении по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении ПОУ Петровск-Забайкальская ФИО2 ДОСААФ России Забайкальского края направлено в Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края для рассмотрения.
В судебном заседании представители административного органа, составившего протокол об административном правонарушении, пояснили, что протокол об административном правонарушении является обоснованным, просили вынести постановление о назначении наказания, размер наказания оставили на усмотрение суда.
Представитель ПОУ Петровск-Забайкальская ФИО2 ДОСААФ России Забайкальского края с протоколом согласился частично, представил письменные возражения на протокол. Также просил в случае привлечения ПОУ Петровск-Забайкальская ФИО2 ДОСААФ России Забайкальского края к административной ответственности строго его не наказывать, поскольку у Учреждения сложное материальное положение, имеется кредиторская задолженность в сумме 2 071 614,30 руб., что подтверждается соответствующей справкой.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1490 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Согласно пп. «б», пп. «в» п. 7, Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату являются: наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым образовательным программам, в соответствии с требованиями, содержащимися в соответствующих образовательных программах, а также наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии с частями 2 - 8 статьи 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Программы профессионального обучения водителей транспортных средств должны быть также согласованы с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 N 1408 утверждены примерные программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств всех категорий, содержащие также требования к учебно-материальной базе образовательной организации.
При этом перечень учебного оборудования, необходимого для профессионального обучения, подготовки водителей транспортных средств категории «В», «С», «D» включает в себя наглядные пособия в виде разрезов двигателей, деталей механизмов, деталей электрооборудования, устройство узлов, агрегатов и прочее, которые не могут быть заменены электронными пособиями.
Также, согласно вышеуказанному приказу Министерства образования и науки Российской Федерации организационно-педагогические условия реализации образовательной программы должны обеспечивать реализацию Примерных программ в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.
Согласно ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Согласно указанному положению к таким нарушениям лицензионных требований относятся нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "ж" пункта 7 и подпунктами "б", "д" и "е" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Как следует из материалов дела, пояснений лиц, участвующих в деле, на основании решения Министра образования и науки Забайкальского края от 27.09.2021 № 903 в отношении ПОУ Петровск-Забайкальская ФИО2 ДОСААФ России Забайкальского края 04.10.2021 проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлен факт несоблюдения Учреждением лицензионных требований, предусмотренных пп. «б» и «в» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, а именно, установлено, что на момент проведения проверки кабинет «Устройство и техническое обслуживание автомобилей» не оборудован для практических занятий, в нем отсутствовала учебная мебель, технические средства обучения, учебное оборудование было не классифицировано, не систематизировано и не могло быть использовано в учебном процессе. Также установлено, что структура образовательных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств категорий «В», «С», переподготовки с «С» на «В», с «В» на «С», с «С» на «D» на соответствует требованиям п. 9 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 26.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»-отсутствует согласование Управления ГИБДД МВД России по Забайкальскому краю.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 06.10.2021.
07.10.2021 по факту выявленных нарушений консультантом отдела лицензирования, государственной аккредитации Министерства образования Забайкальского края ФИО1 в отношении ПОУ Петровск-Забайкальская ФИО2 ДОСААФ России Забайкальского края составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Факт совершения ПОУ Петровск-Забайкальская ФИО2 ДОСААФ России Забайкальского края административного правонарушения подтверждается доказательствами: протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра, актом проверки, пояснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, иными доказательствами, которые получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает, объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
Доводы представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, изложенные им в письменном возражении на протокол, а также в судебном заседании, суд находит не состоятельными, противоречащими установленным по делу фактическим обстоятельствам и основанными на неверном понимании вышеприведенных правовых положений.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Доказательства, подтверждающие, что ПОУ Петровск-Забайкальская ФИО2 ДОСААФ России Забайкальского края приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, в материалах дела отсутствуют. При этом, возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у Учреждения имелась.
Таким образом, нахожу вину ПОУ Петровск-Забайкальская ФИО2 ДОСААФ России Забайкальского края по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ доказанной, действия ПОУ Петровск-Забайкальская ФИО2 ДОСААФ России Забайкальского края квалифицированы правильно.
В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, признаю частичное признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
При решении вопроса о назначении наказания прихожу к следующему.
В соответствии с п. п. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Руководствуясь вышеизложенным и принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства совершения административного правонарушения, отсутствие существенных негативных последствий указанного административного правонарушения, факт привлечения к административной ответственности впервые, финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, учитывая, что назначение штрафа в пределах санкции статьи обвинения не соответствует задачам законодательства об административных правонарушениях - защите законных экономических интересов юридических лиц, общества и государства, установленным в ст. 1.2 КоАП РФ, а также критериям соразмерности и справедливости совершенного административного правонарушения, прихожу к выводу о возможности назначения административного штрафа, ниже низшего предела, установленного санкцией ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ – в размере 75 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
признать Профессиональное образовательное учреждение «Петровск-Забайкальская автомобильная школа Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Забайкальского края виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 75 000 рублей.
Штраф подлежит перечислению по реквизитам: ИНН/КПП №, Единый казначейский счет, открытый в Операционном департаменте Банка России – №, Казначейский счет, открытый в Межрегиональном операционном УФК, г. Москва-№, БИК №, ОГРН №, ОКПО №, ОКОГУ №, ОКТМО №.
Разъяснить, лицу, привлекаемому к административной ответственности, что административный штраф должен быть оплачен в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Лицо, привлеченное к административной ответственности, копию документа, подтверждающего уплату штрафа, направляет (предоставляет) в суд. Неуплата штрафа в установленный законом срок является самостоятельным правонарушением, предусмотренным ст. 20.25 КоАП РФ.
На постановление может быть подана жалоба в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Судья Балабанова Н.В.