Дело № 5-349/2013
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
г. Нижний Новгород 22 ноября 2013 года
Судья Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода Главинский А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский радиофизический институт»,
установил:
08.10.2013 г. в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Научно-исследовательский радиофизический институт» (далее - ФГБНУ НИРФИ), расположенном по адресу: г.Н.Новгород, [ адрес ], в ходе проведения плановой выездной проверки, в соответствии с приказом Рособрнадзора от 29.08.2013 № 893 «О проведении плановой «выездной проверки», с внесенными изменениями приказом Рособрнадзора от 20.09.2013 № 955, начальником отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства Управления надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями ФИО1 О.4 были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий при ведении образовательной деятельности, установленных пунктами «а», «б», «г» Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 [ № ] (далее - Положение о лицензировании), а именно:
Подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании - у лицензиата не созданы условия для обеспечения обучающихся и работников питанием, так как в соответствии с договором на предоставление услуг общественного питания от 21.02.2011 № б/н, работникам и аспирантам лицензиата предоставляются услуги общественного питания по адресу: г.Н.Новгород, [ адрес ], то есть не по месту осуществления лицензируемого вида деятельности (г.Н.Новгород, [ адрес ]), что не соответствует требованиям п. 1 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
Подпункта «б» пункта 5 Положения о лицензировании:
- у лицензиата по образовательным программам послевузовского профессионального образования 01.03.02 Астрофизика и звездная астрономия, 01.04.01 Приборы и методы экспериментальной физики, 01.04.03 Радиофизика отсутствуют рабочие программы дисциплин (модулей) и программы практик, что не соответствует требованиям пункта 2 Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки России от 16.03.2011 № 1365 (далее - ФГТ к аспирантуре),
- в соответствии с учебными планами лицензиата по образовательным программам послевузовского профессионального образования 01.03.02 Астрофизика и звездная астрономия, 01.04.01 Приборы и методы экспериментальной физики, 01.04.03 Радиофизика на дисциплины по выбору аспиранта установлено по 80 часов (при нормативе 5 зачетных единиц - 180 часов), что не соответствует требованиям пункта 5 ФГТ к аспирантуре;
Подпункта «г» пункта 5 Положения о лицензировании - у лицензиата отсутствуют документы, подтверждающие привлечение сотрудников лицензиата или иных педагогических работников к реализации образовательной составляющей образовательных программ послевузовского профессионального образования 01.03.02 Астрофизика и звездная астрономия, 01.04.01 Приборы и методы экспериментальной физики, 01.04.03 Радиофизика (к проведению лекций, практических занятий и семинаров).
Дело рассмотрено с участием защитника ФГБНУ НИРФИ по доверенности Шныровой Е.Ю., которой разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ. Права понятны, отводов не поступило.
В судебном заседании защитник ФГБНУ НИРФИ Шнырова Е.Ю. вину в совершении инкриминируемого правонарушения не признала, пояснив, что выявленные нарушения носят формальный характер. Услуги общественного питания предоставлялись не по месту нахождения ФГБНУ НИРФИ в связи с малым количеством аспирантов и отсутствия заявок на питание. Рабочие программы по отдельным специальностям отсутствуют в связи с тем, что была создана общая программа послевузовского профессионального образования. Поскольку аспиранты являются штатными сотрудниками ФГБНУ НИРФИ либо работают там по совместительству, в создании программ практик не было необходимости. Учебное время было перераспределено и увеличено на практические занятия, в связи с чем, на изучение дисциплины отведено меньше времени, однако общее количество часов соответствует требованиям пункта 5 ФГТ к аспирантуре. Сотрудники ФГБНУ НИРФИ привлекались к образовательной деятельности на основании справки о кадровом обеспечении образовательного процесса и укомплектованности штатов. Несмотря на то, что ФГБНУ НИРФИ не было согласно с выданным предписанием, в настоящее время все выявленные нарушения устранены. Просит прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях ФГБНУ НИРФИ состава административного правонарушения.
Выслушав защитника, исследовав и оценив собранные доказательства в совокупности в соответствии со ст.26.11 КоАП, установив юридически значимые обстоятельства по делу, судья приходит к выводу о виновности ФГБНУ НИРФИ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности от 15.02.2012 г. ФГБНУ НИРФИ имеет право ведения образовательной деятельности по следующим образовательным программам, программам профессионального образования: 01.03.02 Астрофизика и звездная астрономия; 01.04.01 Приборы и методы экспериментальной физики; 01.04.03 Радиофизика.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с приказом Рособрнадзора от 29.08.2013 № 893 «О проведении плановой «выездной проверки», с внесенными изменениями приказом Рособрнадзора от 20.09.2013 № 955, начальником отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства Управления надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями Рособрнадзора ФИО2 08.10.2013 г. в ФГБНУ НИРФИ, расположенном по адресу: г.Н.Новгород, [ адрес ], проведена плановая выездная проверка.
В ходе проверки были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий при ведении образовательной деятельности, установленных пунктами «а», «б», «г» Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174, указанные в описательной части настоящего постановления.
Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, утвердившее новое Положение о лицензировании образовательной деятельности.
В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе:
а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;
в) наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
д) наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В соответствии с положениями Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 № 1365 (ред. от 29.08.2011):
п.2 - образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;
п.5 - трудоемкость освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования по дисциплинам по выбору аспиранта при нормативе 5 зачетных единиц составляет 180 часов.
Таким образом, нарушения ФГБНУ НИРФИ лицензионных требований и условий при ведении образовательной деятельности, установленных пунктами «а», «б», «г» Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174, в настоящее время подпадают под пункты «в», «г», «д» Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966.
Согласно п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе: а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 настоящего Положения.
Вина ФГБНУ НИРФИ в совершении описанного выше административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении № АП 210/Л-19.20.3 от 08.10.2013 г.; лицензией на право ведения образовательной деятельности ФГБНУ НИРФИ от 15.02.2012 г.; договором на предоставлении услуг общественного питания от 21.02.2011 г.; учебными планами по образовательным программам послевузовского профессионального образования 01.03.02 Астрофизика и звездная астрономия, 01.04.01 Приборы и методы экспериментальной физики, 01.04.03 Радиофизика; актом проверки № 210/Л от 08.10.2013 г.
Действия ФГБНУ НИРФИ судья квалифицирует по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательна.
Срок давности привлечения к административной ответственности ФГБНУ НИРФИ, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Доводы защитника Шныровой Е.Ю. не свидетельствуют о невиновности ФГБНУ НИРФИ в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения.
Более того, ФГБНУ НИРФИ добровольно устранило выявленные нарушения, что подтверждается представленными суду материалами.
При этом добровольное устранение последствий правонарушения не является основанием для освобождения от административной ответственности, а в силу частей 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывается при назначении административного наказания.
При назначении наказания в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность ФГБНУ НИРФИ, судья учитывает добровольное устранение выявленных нарушений лицензионных требований.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФГБНУ НИРФИ, судьей не установлено.
С учетом конкретных обстоятельств содеянного, наличие смягчающих вину обстоятельств, судья считает необходимым назначить ФГБНУ НИРФИ наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.7 - 29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский радиофизический институт» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель: Федеральная служба по надзору в сфере образования науки,
ИНН <***> КПП 770201001
р/счет <***> в ОПЕРУ-1 Банка России г.Москва,
БИК 04450101002 КПП 770201001,
Код бюджетной классификации доходов: 07711607000010000140
В случае неуплаты в шестидесятидневный срок со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, штраф подлежит принудительному взысканию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Кроме того, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, в соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ может повлечь наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода.
Судья А.А. Главинский