ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-34/19 от 11.06.2019 Кормиловского районного суда (Омская область)

Дело № 5-34/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

р.п. Кормиловка Омской области 11 июня 2019 года

Кормиловский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бочаровой У.В.,

при секретаре Споденейко О.В.,

рассмотрев дело об административном правонарушении по части 3 статье 19.20 КоАП РФ в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кормиловского муниципального района <адрес> «Немировская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Немировская СОШ») адрес <адрес> ИНН <***>, ОГРН <***>,

УСТАНОВИЛ:

Главным специалистом отдела лицензирования и государственной аккредитации департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования <адрес> ФИО2 по итогам плановой выездной проверки в отношении МБОУ «Немировская СОШ» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательна.

Согласно протокола, при проведении плановой выездной проверки, проведенной Министерством образования <адрес> в отношении МБОУ «Немировская СОШ» ДД.ММ.ГГГГ около 11 часов 00 минут установлено, что учреждение осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), а именно в нарушение требований подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности,

- на должность учителя начальных классов принята ФИО3, являющаяся студенткой 4 курса ФГБОУ ВО «ОмГПУ» факультет начального, дошкольного и специального образования не имеющая среднего профессионального или высшего профессионального образования;

- на должность воспитателя, учителя математики, алгебры, геометрии и педагога дополнительного образования принята ФИО4, являющаяся студенткой 5 курса ФГБОУ ВО «ОмГПУ» по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Математическое образование» не имеющая среднего профессионального или высшего профессионального образования;

- на должность педагога дополнительного образования принят ФИО1 не имеющий среднего профессионального или высшего образования.

Директор МБОУ «Неморовская СОШ» после разъяснения ему прав лица привлекаемого к ответственности, отказавшись от участия в дела защитника. Суду пояснил, что ему известно, о том, что на должность педагога в образовательное учреждении необходимо принимать лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, но у учреждения безвыходное положение, учителей катастрофически не хватает, он ежемесячно в КУ «Центр занятости населения <адрес>» предоставляет список вакансий, выкладывает указанную информацию на сайте учреждения. В настоящий момент у него имеется 5 вакансий учителей, средняя нагрузка на педагога составляет 2,16 ставки. С целью выполнения задач обучения в штате учреждения имеется 7 внешних совместителей, часть дисциплин преподается дистанционно, так как другого выхода просто нет. За принятыми молодыми специалистами ФИО4 и ФИО3 им осуществляется пристальный контроль, учителя направлялись на курсы повышения квалификации. Прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ. В <адрес> на должность педагога дополнительного образование принят ФИО1 В <адрес> имеется 9 классов комплектов, а следовательно 90 недельных часов доп.образования. Целью дополнительного (внеурочного) образования (деятельности) является всестороннее развитие личности. В <адрес> отсутствует спортивный зал, возможностей досуга школьников не имеется. Возлагать на штатных педагогов еще 9 недельных часов внеурочной деятельности значит их перегружать, по этой причине с целью преподавания факультатива «Радимир» был принят ФИО1, отслуживший в армии и являющийся радиолюбителем положительно характеризующийся молодой человек.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось, уведомлено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дело в его отсутствии.

Изучив материалы дела, проверив доводы директора МБОУ «Немировская СОШ», суд приходит к следующему.

Административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). И влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от 150 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

В соответствии с подпунктами 1-2 пункта 2 статьи 90 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований; государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя лицензирование.

Исходя из пункта 1 статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных организации, организаций, осуществляющих обучение, а также индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительствам Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании образовательной деятельности».

В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе:

- наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам (п.п. «д»)

Согласно подпункту «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности нарушене лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 настоящего положения являются грубыми.

Как следует из материалов дела, МБОУ «Немировская СОШ» осуществляет образовательную деятельности на основании лицензии -п серии от ДД.ММ.ГГГГ выданной Министерством образования <адрес> бессрочно. Место осуществления образовательной деятельности определено:

- <адрес>

- <адрес>

<адрес>

На основании распоряжения Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МБОУ «Немиовская СОШ» была проведена плановая выездная проверка в ходе которой выявлены грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, а именно: в нарушение требований подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности,

- на должность учителя начальных классов принята ФИО3, являющаяся студенткой 4 курса ФГБОУ ВО «ОмГПУ» факультет начального, дошкольного и специального образования не имеющая среднего профессионального или высшего профессионального образования;

- на должность воспитателя, учителя математики, алгебры, геометрии и педагога дополнительного образования принята ФИО4, являющаяся студенткой 5 курса ФГБОУ ВО «ОмГПУ» по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Математическое образование» не имеющая среднего профессионального или высшего профессионального образования;

- на должность педагога дополнительного образования принят ФИО1 не имеющий среднего профессионального или высшего образования.

Указанные нарушения отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ по факту выявленных нарушений главным специалистом отдела лицензирования и государственной аккредитации департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования <адрес> ФИО2 в отношении МБОУ «Немировская СОШ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Вывод о наличии в деятельности МБОУ «Немировская СОШ» нарушений лицензионных требований указанных в подпункте «д» пункта 6 Положения о лицензировании должностным лицом сделан без внимания того обстоятельства, что ДД.ММ.ГГГГ учителя ФИО4 и ФИО3 на основании решения аттестационной комиссии признаны соответствующими занимаемым должностям.

Согласно протоколу заседания аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, на повестке дня стоял вопрос о проведении аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым должностям. Было зачитано представление на педагогов заместителем директора по УВР, роздан перечень вопросов.

Пунктом 9 раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Указанные положения предусматривают право работодателя в порядке исключения и по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лицо, не имеющее специальной подготовки.

В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ решено считать прошедшими аттестацию на соответствие занимаемой должности сроком на 5 лет учителя математики ФИО4, учителя начальных классов ФИО3

Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в соответствии с пунктом 8 которого лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн, требования к квалификации по должности «учитель»: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требования к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Требования к квалификации работника по должности «преподаватель»: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В тоже время, лица, не имеющие специальной подготовки и стажа, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности также, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (пункт 9 раздела «Общие положения» Квалификационного справочника).

Аттестация педагогических работников организации, осуществляющих образовательную деятельность, проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории в порядке, утвержденном приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, руководитель образовательной организации может назначить на должность педагогического работника лицо, не имеющее необходимого для выполнения должностных обязанностей уровня профессиональной подготовки, удостоверяемого документами об образовании, в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии образовательной организации или после прохождения им профессиональной переподготовки с последующей аттестацией на соответствие занимаемой должности (письмо Рособрнадзора от ДД.ММ.ГГГГ).

Нарушение вменяемое в вину образовательному учреждению, а именно нахождение на должностях учителей лиц, не имеющих образования относится к правонарушению совершенному в форме бездействия. Моментом совершения считается момент выявления данного правонарушения или прекращения противоправного бездействия. Выявлено данное нарушение было в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ, однако на момент проверки противоправное бездействие было прекращено, моментом проведения аттестации. То есть противоправное поведение со стороны учреждения пресечено ДД.ММ.ГГГГ. Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 19.20 КоАП составляет 3 месяца, следовательно, на момент проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ срок давности привлечения к ответственности за событие правонарушения совершенное с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истек. В деятельности учреждения с ДД.ММ.ГГГГ по момент проверки нарушений в части осуществления деятельности педагогами не имеющим образования ФИО4 и ФИО3 не имелось.

В соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

В части назначения на должность педагога дополнительного образования ФИО1 не имеющего необходимого образования суд находит действия учреждения совершенные в состоянии крайней необходимости.

Так судом установлено, что ФИО1 имеет свидетельство о присвоении профессии машиниста а/грейдера, трактора, а/скрепера, а также свидетельства об образовании позывного сигнала опознавания для любительской радиостанции. ДД.ММ.ГГГГ получил удостоверение о повышении квалификации по программе деятельность педагога дополнительного образования в условиях введения профессионального стандарта.

ФИО1 был принят в МБОУ «Немировская СОШ» ДД.ММ.ГГГГ педагогом дополнительного образования на 0,5 ставки и согласно трудового договора осуществлял внеурочную деятельность по спортивному направлению «Радиомир».

Согласно сведений КУ «ЦЗН <адрес>» МБОУ «Немировская СОШ» зарегистрировано в учреждении с ДД.ММ.ГГГГ и ежемесячно предоставляет информацию о наличии вакансий.

Согласно штатного расписания, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ потребность в педагогических работниках составляет 58,28 единицы. Согласно списочной численности в учреждении осуществляют деятельность 30 педагогов. Средняя нагрузка на педагогического работника 2,16 ставки (или 39 недельных часов).

В штате учреждения заняты 7 педагогов осуществляющих внешнее совместительство (химия, биология, немецкий и английский языки).

В <адрес> имеется 9 классов комплексов и следовательно 90 недельных часов внеурочной деятельности. 81 час внеурочной деятельности выдают педагоги имеющие надлежащий уровень образования и лишь 9 недельных часов (0,5 ставки) преподает ФИО1 Особенностью образовательного процесса <адрес> является отсутствие спортивного зала и невозможность занятия детей во внеурочное время спортом. Иная досуговая деятельность в <адрес> отсутствует.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о том, что ФИО1 был принят на работу с целью не допущения увеличения и так большой учебной нагрузки педагогов общего профиля образования, а также с целью осуществления внеурочной деятельности детей, их разностороннего развития, в отсутствии иной возможности принять на работу педагога имеющего надлежащее образование, меры к поиску педагогических работников учреждением приняты исчерпывающие (подача информации в КУ «ЦЗН», размещение информации на сайте учреждения, привлечение внешних совместителей).

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 2.7, 19.20, 24.5, 29.9 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кормиловского муниципального района <адрес> «Немировская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Немировская СОШ») по части 3 ст. 19.20 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава административного правонарушения по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, а также в виду действий лица в состоянии крайней необходимости по пункту 3 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Мотивированное постановление изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья У.В. Бочарова