Дело № 5-34/2019 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении р.п. Кормиловка Омской области 11 июня 2019 года Кормиловский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бочаровой У.В., при секретаре Споденейко О.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по части 3 статье 19.20 КоАП РФ в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кормиловского муниципального района <адрес> «Немировская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Немировская СОШ») адрес <адрес> ИНН <***>, ОГРН <***>, УСТАНОВИЛ: Главным специалистом отдела лицензирования и государственной аккредитации департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования <адрес> ФИО2 по итогам плановой выездной проверки в отношении МБОУ «Немировская СОШ» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательна. Согласно протокола, при проведении плановой выездной проверки, проведенной Министерством образования <адрес> в отношении МБОУ «Немировская СОШ» ДД.ММ.ГГГГ около 11 часов 00 минут установлено, что учреждение осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), а именно в нарушение требований подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, - на должность учителя начальных классов принята ФИО3, являющаяся студенткой 4 курса ФГБОУ ВО «ОмГПУ» факультет начального, дошкольного и специального образования не имеющая среднего профессионального или высшего профессионального образования; - на должность воспитателя, учителя математики, алгебры, геометрии и педагога дополнительного образования принята ФИО4, являющаяся студенткой 5 курса ФГБОУ ВО «ОмГПУ» по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Математическое образование» не имеющая среднего профессионального или высшего профессионального образования; - на должность педагога дополнительного образования принят ФИО1 не имеющий среднего профессионального или высшего образования. Директор МБОУ «Неморовская СОШ» после разъяснения ему прав лица привлекаемого к ответственности, отказавшись от участия в дела защитника. Суду пояснил, что ему известно, о том, что на должность педагога в образовательное учреждении необходимо принимать лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, но у учреждения безвыходное положение, учителей катастрофически не хватает, он ежемесячно в КУ «Центр занятости населения <адрес>» предоставляет список вакансий, выкладывает указанную информацию на сайте учреждения. В настоящий момент у него имеется 5 вакансий учителей, средняя нагрузка на педагога составляет 2,16 ставки. С целью выполнения задач обучения в штате учреждения имеется 7 внешних совместителей, часть дисциплин преподается дистанционно, так как другого выхода просто нет. За принятыми молодыми специалистами ФИО4 и ФИО3 им осуществляется пристальный контроль, учителя направлялись на курсы повышения квалификации. Прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ. В <адрес> на должность педагога дополнительного образование принят ФИО1 В <адрес> имеется 9 классов комплектов, а следовательно 90 недельных часов доп.образования. Целью дополнительного (внеурочного) образования (деятельности) является всестороннее развитие личности. В <адрес> отсутствует спортивный зал, возможностей досуга школьников не имеется. Возлагать на штатных педагогов еще 9 недельных часов внеурочной деятельности значит их перегружать, по этой причине с целью преподавания факультатива «Радимир» был принят ФИО1, отслуживший в армии и являющийся радиолюбителем положительно характеризующийся молодой человек. Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось, уведомлено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дело в его отсутствии. Изучив материалы дела, проверив доводы директора МБОУ «Немировская СОШ», суд приходит к следующему. Административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). И влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от 150 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток. В соответствии с подпунктами 1-2 пункта 2 статьи 90 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований; государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя лицензирование. Исходя из пункта 1 статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию. Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных организации, организаций, осуществляющих обучение, а также индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительствам Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О лицензировании образовательной деятельности». В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе: - наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам (п.п. «д») Согласно подпункту «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности нарушене лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 настоящего положения являются грубыми. Как следует из материалов дела, МБОУ «Немировская СОШ» осуществляет образовательную деятельности на основании лицензии №-п серии №№ от ДД.ММ.ГГГГ выданной Министерством образования <адрес> бессрочно. Место осуществления образовательной деятельности определено: - <адрес> - <адрес> <адрес> На основании распоряжения Министерства образования <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МБОУ «Немиовская СОШ» была проведена плановая выездная проверка в ходе которой выявлены грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, а именно: в нарушение требований подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, - на должность учителя начальных классов принята ФИО3, являющаяся студенткой 4 курса ФГБОУ ВО «ОмГПУ» факультет начального, дошкольного и специального образования не имеющая среднего профессионального или высшего профессионального образования; - на должность воспитателя, учителя математики, алгебры, геометрии и педагога дополнительного образования принята ФИО4, являющаяся студенткой 5 курса ФГБОУ ВО «ОмГПУ» по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Математическое образование» не имеющая среднего профессионального или высшего профессионального образования; - на должность педагога дополнительного образования принят ФИО1 не имеющий среднего профессионального или высшего образования. Указанные нарушения отражены в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ по факту выявленных нарушений главным специалистом отдела лицензирования и государственной аккредитации департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования <адрес> ФИО2 в отношении МБОУ «Немировская СОШ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Вывод о наличии в деятельности МБОУ «Немировская СОШ» нарушений лицензионных требований указанных в подпункте «д» пункта 6 Положения о лицензировании должностным лицом сделан без внимания того обстоятельства, что ДД.ММ.ГГГГ учителя ФИО4 и ФИО3 на основании решения аттестационной комиссии признаны соответствующими занимаемым должностям. Согласно протоколу заседания аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, на повестке дня стоял вопрос о проведении аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым должностям. Было зачитано представление на педагогов заместителем директора по УВР, роздан перечень вопросов. Пунктом 9 раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Указанные положения предусматривают право работодателя в порядке исключения и по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лицо, не имеющее специальной подготовки. В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ решено считать прошедшими аттестацию на соответствие занимаемой должности сроком на 5 лет учителя математики ФИО4, учителя начальных классов ФИО3 Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в соответствии с пунктом 8 которого лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Частью 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. В соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н, требования к квалификации по должности «учитель»: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требования к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Требования к квалификации работника по должности «преподаватель»: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. В тоже время, лица, не имеющие специальной подготовки и стажа, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности также, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (пункт 9 раздела «Общие положения» Квалификационного справочника). Аттестация педагогических работников организации, осуществляющих образовательную деятельность, проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории в порядке, утвержденном приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ№. Учитывая изложенное, руководитель образовательной организации может назначить на должность педагогического работника лицо, не имеющее необходимого для выполнения должностных обязанностей уровня профессиональной подготовки, удостоверяемого документами об образовании, в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии образовательной организации или после прохождения им профессиональной переподготовки с последующей аттестацией на соответствие занимаемой должности (письмо Рособрнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№). Нарушение вменяемое в вину образовательному учреждению, а именно нахождение на должностях учителей лиц, не имеющих образования относится к правонарушению совершенному в форме бездействия. Моментом совершения считается момент выявления данного правонарушения или прекращения противоправного бездействия. Выявлено данное нарушение было в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ, однако на момент проверки противоправное бездействие было прекращено, моментом проведения аттестации. То есть противоправное поведение со стороны учреждения пресечено ДД.ММ.ГГГГ. Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 19.20 КоАП составляет 3 месяца, следовательно, на момент проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ срок давности привлечения к ответственности за событие правонарушения совершенное с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истек. В деятельности учреждения с ДД.ММ.ГГГГ по момент проверки нарушений в части осуществления деятельности педагогами не имеющим образования ФИО4 и ФИО3 не имелось. В соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. В части назначения на должность педагога дополнительного образования ФИО1 не имеющего необходимого образования суд находит действия учреждения совершенные в состоянии крайней необходимости. Так судом установлено, что ФИО1 имеет свидетельство о присвоении профессии машиниста а/грейдера, трактора, а/скрепера, а также свидетельства об образовании позывного сигнала опознавания для любительской радиостанции. ДД.ММ.ГГГГ получил удостоверение о повышении квалификации по программе деятельность педагога дополнительного образования в условиях введения профессионального стандарта. ФИО1 был принят в МБОУ «Немировская СОШ» ДД.ММ.ГГГГ педагогом дополнительного образования на 0,5 ставки и согласно трудового договора осуществлял внеурочную деятельность по спортивному направлению «Радиомир». Согласно сведений КУ «ЦЗН <адрес>» МБОУ «Немировская СОШ» зарегистрировано в учреждении с ДД.ММ.ГГГГ и ежемесячно предоставляет информацию о наличии вакансий. Согласно штатного расписания, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ потребность в педагогических работниках составляет 58,28 единицы. Согласно списочной численности в учреждении осуществляют деятельность 30 педагогов. Средняя нагрузка на педагогического работника 2,16 ставки (или 39 недельных часов). В штате учреждения заняты 7 педагогов осуществляющих внешнее совместительство (химия, биология, немецкий и английский языки). В <адрес> имеется 9 классов комплексов и следовательно 90 недельных часов внеурочной деятельности. 81 час внеурочной деятельности выдают педагоги имеющие надлежащий уровень образования и лишь 9 недельных часов (0,5 ставки) преподает ФИО1 Особенностью образовательного процесса <адрес> является отсутствие спортивного зала и невозможность занятия детей во внеурочное время спортом. Иная досуговая деятельность в <адрес> отсутствует. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о том, что ФИО1 был принят на работу с целью не допущения увеличения и так большой учебной нагрузки педагогов общего профиля образования, а также с целью осуществления внеурочной деятельности детей, их разностороннего развития, в отсутствии иной возможности принять на работу педагога имеющего надлежащее образование, меры к поиску педагогических работников учреждением приняты исчерпывающие (подача информации в КУ «ЦЗН», размещение информации на сайте учреждения, привлечение внешних совместителей). Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 2.7, 19.20, 24.5, 29.9 КоАП РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Производство по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кормиловского муниципального района <адрес> «Немировская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Немировская СОШ») по части 3 ст. 19.20 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава административного правонарушения по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, а также в виду действий лица в состоянии крайней необходимости по пункту 3 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Мотивированное постановление изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления. Судья У.В. Бочарова |