ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-34/19 от 18.03.2019 Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

18 марта 2019 года <адрес>

Судья Краснооктябрьского районного суда <адрес>ФИО14, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица ФИО11, юридический адрес: 404503, <адрес>, пер. Дзержинского, <адрес>, , р/с в Отделении Сбербанка России, <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО9 в отношении ФИО13 составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому в деятельности ФИО12 выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Ответственность за указанное административное правонарушение предусмотрена статьёй 8.2 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО15ФИО3 вину юридического лица, привлекаемого к административной не признала, заявил, что факт несоблюдение экологических требований размещении отходов производства и потребления, не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку собранные по делу доказательства подтверждают, что работник юридического лица - ФИО16Свидетель №1, находясь в границах Калачевского городского поселения осуществил сброс сухой листвы и веток на земельном участке с кадастровым номером в районе трассы автомобильной дороги федерального значения (А-260 (М-21) Волгоград – Каменск – Шахтинский - граница с Украиной) в объеме 3 м3 массой 0,2 тн., из прицепа с трактором Т-40 г/н собственником которого является ФИО17 - по своей личной инициативе. Свидетель №1 как физическое лицо привлечен к административной ответственности по ст.8.2. КоАП РФ. Однако из представленных доказательств не следует, что ФИО18 виновно в совершении вменяемого правонарушения. На основании изложенного, просила производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения. В случае признания судом вины в совершении правонарушения, просил снизить штраф, ссылаясь на тяжелое материальное положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Лицо составившее протокол государственный инспектор в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО9 в судебном заседании полагал вину ФИО19 доказанной.

Представитель Комитета природных ресурсов <адрес>ФИО4 в судебном заседании полагал, что вина ФИО20 во вменяемом правонарушении подтверждается представленными материалами дела, просил привлечь юридическое лицо к ответственности в соответствии с санкцией статьи.

Выслушав защитника юридического лица, должностное лицо, составившее протокол, представителя Комитета природных ресурсов <адрес>, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетелей, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч.1,2 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накопление отходов – это временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии с ч.5, 6 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

На основании абзацев 2,7,8 ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии со ст.58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статьей Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», установлено, что:

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с ч.5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии с ч.6 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 40 минут, в ходе осуществления планового рейдового осмотра территории Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района <адрес>, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, проводимого на основании приказа комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что водитель трактора колесного марки Т-40, г/н с прицепом г/н , гр. Свидетель №1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удостоверение тракториста машиниста от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, находясь в границах Калачевского городского поселения осуществил сброс сухой листвы и веток (растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками код по ФККО – 73130002205) на земельном участке с кадастровым номером в районе трассы автомобильной дороги федерального значения (А-260 (М-21) Волгоград – Каменск – Шахтинский - граница с Украиной) в объеме 3 м3 массой 0,2 тн., из прицепа с трактором Т-40 г/н собственником которого является ФИО21 (свидетельство о регистрации машины ВК от ДД.ММ.ГГГГ), что является нарушением требований ч.ч. 1,2 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ–ФЗ «Об охране окружающей среды».

В отношении гр. Свидетель №1, ДД.ММ.ГГГГ на месте правонарушения составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. ДД.ММ.ГГГГ постановлением о назначении административного наказания гр. Свидетель №1 привлечен к административной ответственности. Постановление не было обжаловано и вступило в законную силу.

В виду выше изложенного в действиях (бездействии) ФИО22 при сбросе растительных отходов на земельном участке с кадастровым номером 34:09:020801:72 в границах Калачевского городского поселения, также усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.ДД.ММ.ГГГГ по данному факту совершения административного правонарушения, должностным лицом комитета в отношении МУП «Калачжилэксплуатация» возбуждено административное дело по признакам ст. 8.2 КоАП РФ и проведено административное расследование.

В рамках административного расследования установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 34:09:020801:72 площадью 11000 м2 находящийся примерно в 1,5 километрах от ориентира по направлению на восток был предоставлен на правах аренды ФИО23 по договору от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ под свалку. По истечении срока аренды администрацией Калачевского муниципального района <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О закрытии свалки твердых коммунальных (бытовых) отходов». В настоящее время данный земельный участок территории закрытой свалки находится в муниципальной собственности Калачевского муниципального района <адрес>.

Также установлено, что между ФИО24 заключено трехстороннее соглашение от ДД.ММ.ГГГГ и соглашение от ДД.ММ.ГГГГ на размещение отходов на лицензированном полигоне.

При осуществлении основного вида деятельности ФИО25 - управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, а также уборка территории улиц, парков и скверов в Калачевском городском поселении Калачевского муниципального района <адрес> образуются отходы производства и потребления такие как: мусор и смет уличный код по ФККО – 73120001724.

ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ФИО26 проводилась уборка и очистка территории Калачевского городского поселения. В ходе чего, загрузив уличный смет, сухую листву и ветки в прицеп с трактором Т-40 г/н собственником которого является ФИО27 на основании свидетельства о регистрации машины ВК от ДД.ММ.ГГГГ, водитель указанного трактора согласно путевого листа грузового автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ выданного ФИО28 гр. Свидетель №1, осуществил вывоз и сброс указанных отходов на земельном участке с кадастровым номером в границах Калачевского городского поселения примерно в 1,5 километрах от ориентира по направлению на восток.

Земельный участок с кадастровым номером площадью 11000 м2 находящийся примерно в 1,5 километрах от ориентира по направлению на восток предоставленный ранее администрацией Калачевского муниципального района <адрес> на правах аренды ФИО29 по договору от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ под свалку не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с ч.7 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В виду выше изложенного, в нарушение требований ч.ч. 5,6,7 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ч.ч. 1,2 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридическое лицо ФИО30 допустило сброс растительных отходов на земельном участке с кадастровым номером находящемся примерно в 1,5 километрах от ориентира по направлению на восток в границах Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района <адрес>.

Указанное действие (бездействие) образует состав административного правонарушения, ответственность за совершения которого предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

По собранным в отношении ФИО31, доказательствам, оценив из относимость и допустимость, должностным лицом Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> – государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФИО9 в присутствии законного представителя ФИО32ФИО5ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административной ответственности по ст.8.2. КоАП РФ , при составлении которого законный представитель юридического лица вину в совершении правонарушения признал, просил ограничиться предупреждением.

Вина ФИО33 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ подтверждается исследованными доказательствами, которые суд признает относимыми и допустимыми: протоколом об административном правонарушении (л.д.4-6); соглашением от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.14-21); договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГг. с приложениями (л.д.21-27); письмом администрации <адрес> (л.д.32); постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
(л.д.33), свидетельством о постановке на учет юридического лица (л.д.39-40); уставом ФИО34 и дополнением к уставу (л.д.41-86); путевым листом водителя автомобиля (л.д.59); вступившим в законную силу постановлением о назначении наказания Свидетель №1 от 07.12.2018г. (л.д.62-68); протоколом от 05.12.2018г. (в части пояснений Свидетель №1) (л.д.69-70); актом планового рейдового осмотра от 05.12.2018г. (л.д.71-72) с приложенной фототаблицей (л.д.73-77), приказом о проведении плановых рейдовых осмотров от 30.11.2018г. (л.д.78-80).

Все перечисленные доказательства отвечают требованиям относимости, достоверности и допустимости, предусмотренным ст.26.11 КоАП РФ.

Таким образом, действия ФИО36 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Доводы об отсутствии вины юридического лица во вменяемом правонарушении, а именно об осуществлении сброса отходов самостоятельно работником ФИО35ФИО6 без воли юридического лица опровергаются исследованными материалами дела.

Так исследованный судом путевой лист от 05.12.2018г. не содержит сведений о точном маршруте водителя транспортного средства Т-40 с государственным регистрационным знаком Кроме того, допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля мастер ФИО37» ФИО7 поясняла, что она давала задание на проведение работ трактористу Свидетель №1, при проверке ею сведений путевого листа она не помнит, была ли внесена запись о вывозе мусора в мульды ФИО38. Данную запись водитель видимо вносил самолично. Точно не могла пояснить суть задания, выданного 05.12.2018г., где находятся мульды ФИО39

Допрошенный судом водитель механик ФИО40ФИО8 пояснил, что все водители самолично заполняют путевые листы, в ФИО41». Перед рейсом маршрут водителя – не проверяется. Инструктаж проводится устно. Также пояснил, что 05.12.2018г. он был с директором ФИО42» на месте выброса отходов. Они действительно были размещены на почве.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ФИО43» приняты все зависящие от него меры по соблюдению природоохранного законодательства, экологических требований.

ФИО44» совершено административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования и данное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, заключающуюся в пренебрежительном отношении предприятия к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности, неразрывно связанной с повышенным экологическим воздействием на окружающую среду и угрозой безопасности людей.

Состав административного правонарушения является формальным, не предполагает наступления каких-либо неблагоприятных материально-правовых последствий, либо вреда.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкция ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает возможность применения наказания в виде административного штрафа и приостановления деятельности. Однако приостановление деятельности является более строгим наказанием, чем административный штраф и в силу п. 2 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, предусматривающего, что административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Назначение наказания в виде административного приостановления деятельности влечет усиление административной ответственности для юридического лица, а это явилось бы прямым нарушением принципа справедливости и соразмерности наказания, противоречило бы положениям абз. 2 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность ФИО45 привлекаемого к административной ответственности в соответствии со ст.4.2.-4.3 КоАП РФ судом не установлено.

В соответствии с ч.3.2. ст. 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Учитывая, что в судебном заседании установлено, что в настоящий момент, нарушения законодательства со стороны ФИО46 устранены, суд считает возможным при назначении наказания применить ч.3.2. ст. 4.1. КоАП РФ снизив ниже низшего размер назначенного штрафа до 50 000 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО47, , виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2. КоАП РФ и ему административное наказание в виде административного штрафа, в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки по следующим реквизитам:

Реквизиты для уплаты штрафа: получатель УФК по <адрес> (Облкомприроды), ; р/с Банк – отделение Волгоград; БИК 041806001; КБК (код бюджетной классификации) 8141162505001 0000 140.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток, со дня вручения или получения его копии в Волгоградский областной суд, через Краснооктябрьский районный суд <адрес>.

Судья ФИО49

Справка: резолютивная часть постановления оглашена ДД.ММ.ГГГГ.

мотивированное постановление изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч.1 ст.29.11 КоАП РФ день изготовления постановления в

полном объеме является днем его вынесения.

Судья ФИО50