ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-34/20 от 13.04.2020 Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Липецк 13 апреля 2020 года

Судья Октябрьского районного суда г. Липецка Кузнецова Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ФГАОУ ДПО "Липецкий центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства" юридический адрес: <данные изъяты> о привлечении к административной ответственности по ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования " Липецкий центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства" допустило осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных обязательным специальным разрешением (лицензией).

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

На основании приказа Управления образования и науки Липецкой области от 09.01.2020 г. "О проведении плановой выездной проверки юридического лица" в отношении юридического лица - Федерального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Липецкий центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства" 16.01.2020 г., 07.02.2020 г., 11.02.2020 г. и 12.02.2020 г. проведена выездная плановая проверка по адресу: <адрес>А, и <адрес> (место нахождения филиала ФГАОУ ДПО "Липецкий ЦППК"), в ходе которой было установлено, что ФГАОУ ДПО "Липецкий ЦППК", имея лицензию на осуществление образовательной деятельности по реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, осуществляет образовательную деятельность с грубым нарушением лицензионных требований, выразившихся в следующем:

- отсутствует заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности в филиале ФГАОУ ДПО "Липецкий ЦППК" (расположенном в <адрес>). Отсутствуют системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112" по адресам мест осуществления образовательной деятельности: <адрес>, <адрес>.

- отсутствуют специальные (адаптированные) программы - программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категорий "С", "Д", "А", "А1", "М", "СЕ", программы профессиональной переподготовки водителей транспортных средств с категории "В" на категорию "С", с категории "В" на категорию "Д", с категории "С" на категорию "В", с категории "С" на категорию "Д" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- отсутствуют специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, а именно: транспортные средства для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, оборудованные соответствующим ручным управлением и акустической парковочной системой,

- не подтверждено предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего техническую помощь,

- отсутствуют информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании; не обеспечиваются условия пребывания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в здании (отсутствуют доступные кабины в уборных) - по адресу: <адрес>

- отсутствуют вход, ведущий в Филиал, доступный для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (отсутствует пандус); информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании; отсутствуют доступные для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пути движения в здании к помещениям Филиала (помещения для реализации теоретической части программ располагаются на 2 этаже), не обеспечиваются условия пребывания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в здании (отсутствуют доступные кабины в уборных) - по адресу: <адрес>.

Указанные нарушения являются грубыми нарушениями требований и условий, предусмотренных обязательным специальным разрешением (лицензией).

В судебном заседании представитель ФГАОУ ДПО «ЛППК» ФИО2 вину в совершении правонарушения признал полностью, сославшись на недостаточное финансирование организации, также указал, что большая часть выявленных недостатков в настоящее время устранена.

Вина ФГАОУ ДПО "Липецкий ЦППК» в совершении административного правонарушения установлена полностью и подтверждается:

- протоколом об административном правонарушении от 18.02.2020 г., в котором зафиксированы указанные выше допущенные юридическим лицом нарушения, факт которых не отрицает в своих объяснениях директор ФИО2 и обязуется их устранить.

- приказом о проведении плановой выездной проверки от 09.01.2020 г. в отношении юридического лица - федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Липецкий центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства"

- актом проверки от 12.02.2020 г., в котором перечисляются выявленные в ходе проверки нарушения норм действующего законодательства, в частности, отсутствие заключения о соответствии объектов защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, отсутствие специальных (адаптированных программ), отсутствие пандусов, отсутствие научных работников, несогласованность программ профессиональной подготовки водителей с УГИБДД УМВД России по Липецкой области, и др., часть из которых была устранена в ходе проверки.

- фототаблицей к акту проверки с изображениями допущенных в филиале ФГАОУ ДПО в <адрес> нарушений, другими материалами дела.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает вину юридического лица полностью доказанной.

Суд квалифицирует действия ФГАОУ ДПО "Липецкий ЦППК" по ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных обязательным специальным разрешением (лицензией).

Так, в соответствии со ст. 12 ч.1 п. 40 Федерального закона от 04.05.2011 г." О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966 утверждено "Положение о лицензировании образовательной деятельности".

П.6 Положения устанавливает, что лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в частности, наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с ч.6 ст. 28 ФЗ "Об образовании в РФ" (пп. "з"); наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со ст. 79 ФЗ "Об образовании в РФ" (пп. "и"); наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии с ст. 50 ФЗ "Об образовании в РФ" (пп. "к").

П.7 Положения устанавливает, что при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в настоящем пункте, предъявляются лицензионные требования, установленные в подпунктах "а" - "к" пункта 6 настоящего Положения, а также следующие требования, в частности, наличие согласованных с ГИБДД МВД РФ программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также ее заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям - для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств в соответствии с частью 1 статьи 16, частью 1 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (пп. "е").

В соответствии со ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Для получения лицензии и осуществления деятельности образовательная организация обязана предоставить заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности (п. 10, 15-17 Положения о лицензировании образовательной деятельности).

Помимо этого, ст. 30 ч. 13 ФЗ от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определяет, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

П. 6.48 СП 118.13330.2012 "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. № 635/10 предусматривает, что для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в службы по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

Перечень основных функционально-типологических групп зданий и сооружений и помещений общественного назначения, на которые распространяется Свод правил 118.13330.2012, приведен в Приложении В к Своду. Согласно таблице В.1 требования об установке систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112" распространяются на здания и помещения учебно-воспитательного назначения, в том числе на организации профессионального образования: среднего, высшего и дополнительного

Кроме того, ст. 79 ФЗ "Об образовании" определяет, что профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой.

Ст. 12 ФЗ "Об образовании" устанавливает, что уполномоченные федеральные государственные органы разрабатывают и утверждают примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают соответствующие программы профессионального обучения.

Приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 утверждены Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий. В соответствии с данным приказом примерная программа профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующей категории и подкатегории может быть использована для разработки рабочей программы профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья при соблюдении условий, без которых невозможно или затруднительно освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, условиями реализации примерных программ определено, что транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением.

Помимо этого, требования по доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения установлены Сводом правил, утвержденных приказом Минстроя России от 14.11.2016 г. № 798/пр "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".

П. 6.1.1, 6.1.2, 6.3.1 определяют, что в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения. В доступных входах в здание следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. В целях обеспечения доступа маломобильных групп населения на этажи выше или ниже этажа основного входа в здание, здания следует оборудовать пассажирскими лифтами, доступными для инвалидов и МГН, и/или подъемными платформами. Во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов доступные кабины в уборных.

П. 8.1.6 определяет, что при входах в учреждения социального назначения для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании.

Помимо этого, ст. 50 ФЗ "Об образовании" устанавливает, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам.

Согласно ст. 28 ч.7 ФЗ "Об образовании в РФ" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

П. 9 постановления Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" определяет, что к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.

Таким образом, допущенные юридическим лицом нарушения, предусмотренные п. 6 пп. "з", "и", "к", а также п. 7 пп. "е" Положения о лицензировании образовательной деятельности, отнесены к грубым нарушениям условий лицензирования, что образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.1 ч.2 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае данных о том, что у юридического лица отсутствовала возможность для соблюдения указанных норм действующего законодательства, суду представлено не было.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, смягчающие обстоятельства.

Смягчающим обстоятельством является признание вины.

Отягчающих обстоятельств по делу суд не усматривает.

Санкция ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Ст. 4.1 ч. 3.2, 3.3 КоАП РФ предусматривают, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие тяжких последствий, принимая во внимание имущественное и финансовое положение юридического лица, которое входит в систему государственных учреждений (структуру федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ), суд полагает, что цели наказания будут достигнуты при назначении наказания в виде штрафа, при этом суд полагает возможным применить положения ст. 4.1. ч.3.2 КоАП РФ и назначить наказание менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ.

Оснований для замены назначенного штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1, ст. 3.4 КоАП РФ суд не находит, поскольку допущенные нарушения создавали угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

На основании изложенного, руководствуясь 29.9 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования " Липецкий центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства" юридический адрес: <данные изъяты> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 75000 рублей.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: <данные изъяты>

Постановление может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Октябрьский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья Л.В.Кузнецова