ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-34/2020ГОДАМО от 18.05.2020 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело № 5-34/2020 года Мотивированное постановление принято 18.05.2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

15 мая 2020 года город ФИО3

Судья Осташковского межрайонного суда Тверской области

Кокарева Н.А.,

с участием защитника Титова А.А. по доверенности ФИО1,

рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и приложенные к нему материалы, представленные Главным специалистом-экспертом отдела контроля за сохранением и использованием памятников и градостроительной деятельности Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области ФИО2 в отношении Главы Осташковского городского округа Титова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, в ходе проводимой на основании приказа №205 от 16 сентября 2016 года, плановой выездной проверки по соблюдению требований государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории города ФИО3, в отношении Администрации муниципального образования «Городское поселение-г. ФИО3» выявлены следующие нарушения:

В нарушение ст.9.3 Федерального закона №73-ФЗ Администрацией МО «Городское поселение – г. ФИО3» Тверской области не выполняются законодательно установленные полномочия муниципальных образований в части сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов.

В нарушение ст.47.3 Федерального закона №73-ФЗ Администрацией МО «Городское поселение – г. ФИО3» Тверской области не выполняются требования к сохранению собственником объектов культурного наследия. В частности, на момент проверки было установлено, что находящиеся в муниципальной собственности объекты культурного наследия содержатся в неудовлетворительном состоянии. В отношении объектов культурного наследия, находящиеся в муниципальной собственности, не выполняются требования по сохранению объектов культурного наследия с соответствии со ст.ст.40-45 Федерального закона №73-ФЗ, предусматривающие меры, направленные на обеспечение сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия: консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для своевременного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательные, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. Жилые дома, расположенные по адресам: ул. ФИО6 д.1; ул. Евстафьевская д.4, 9, 37, 39, 41, 48, 51;пр-кт. Ленинский д.2, 3, 6, 21, 34, 36, 36а, 54, 57, 82; пер. Луначарского д.5; ул. Октябрьская д.1, 4; ул. Орловского д.14, 16, 22, 42; ул. Рабочая д.2, 6, 6а, 8, 12, 14, 18; ул. Рябочкина д.22; пер. Советский д.5, 5а, 7, 29; ул. Тимофеевская д.1, 131, 136, 143; ул. Урицкого д.12, 13, 20, 41, 48; пер.Чайкин д.3, являющиеся объектами культурного наследия, признаны Администрацией МО «Городское поселение – г. ФИО3» Тверской области аварийными домами, подлежащими отселению. После отселения и прекращения эксплуатации (отопления, содержания, охраны) перечисленные объекты культурного наследия могут оказаться в бесхозном состоянии, что угрожает их сохранности.

В нарушение п.1 т.47.3 Федерального закона №73-ФЗ Администрацией МО «Городское поселение – г. ФИО3» не выполняются требования, предъявляемые к собственникам объектов культурного наследия, в том числе:

- осуществлять расходы по содержанию объектов культурного наследия и поддерживать его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. В нарушение ст.47.3 Федерального закона №73-ФЗ собственником – Администрацией МО «Городское поселение – г. ФИО3» Тверской области не осуществляются расходы на содержание объектов культурного наследия и поддержание их в надлежащем и техническом, санитарном и противопожарном состоянии, не обеспечивается сохранность и неизменность облика выявленных объектов культурного наследия, не производятся предусмотренные ст.45 работы по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, в том числе:

-обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

- соблюдать установленные ст.5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

- незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему (собственнику) повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

- не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

На осмотренных в ходе проведения проверки объектах культурного наследия меры, направленные на обеспечение сохранности и сохранения историко-культурной ценности объектов культурного наследия: консервация, ремонт, реставрация, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, не ведутся.

В нарушение ст.ст.28-31,33,36 Федерального закона №73-ФЗ Администрацией МО «Городское поселение – г. ФИО3» Тверской области принимаются решения о предоставлении земельных участков под строительную и хозяйственную деятельность без предварительного согласования с Главным управлением.

В нарушение п.1 ст.50.1 Федерального закона №73-ФЗ Администрацией МО «Городского поселение – г. ФИО3» Тверской области распоряжение земельными участками и передача прав собственности, владения и пользования земельными участками, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, осуществляется без учета требований, установленных пунктами 7-10 статьи 48 настоящего Федерального закона.

В нарушение п.2 ст.50.1 Федерального закона №73-ФЗ решения Администрацией МО «Городское поселение – г. ФИО3» Тверской области о распоряжении находящимися в муниципальной собственности земельными участками в границах которых располагается объект археологического наследия, не содержат сведения о нахождении в границах земельного участка объекта археологического наследия и об обязанности лица, к которому переходит имущественное право на указанные земельные участки, выполнять требования, установленные настоящим Федеральным законом.

В нарушение ст.36 Федерального закона №73-ФЗ изыскательные, проектные, земляные, строительные, хозяйственные и иные работы на территории г. ФИО3 в границах территорий объектов культурного наследия, в том числе объектов археологического наследия, осуществляются без разработки, согласования с Главным управлением и реализации обязательных разделов проектной документации об обеспечении сохранности объектов культурного наследия или проектов обеспечения сохранности объектов культурного наследия, либо планов проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Ремонтные работы на объектах культурного наследия производятся с нарушением порядка проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, установленного ст.45 Федерального закона №73-ФЗ.

27 января 2017 года начальником Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области ФИО4 в адрес Администрации муниципального образования «Городское поселение – г. ФИО3» выдано предписание №232/03 об устранении нарушений законодательства, а именно:

1. В срок до 01.04.2017 года провести мероприятия в соответствии со ст.ст.47.3, 47.5 Федерального закона №73-ФЗ по ограничению свободного доступа посторонних лиц внутрь отселенных пустующих и аварийных зданий (отселенных и неэксплуатируемых частей зданий) – объектов культурного наследия и ликвидации пожарной ситуации путем удаления скопления внутри зданий горючих и легко воспламеняющихся материалов по адресам: ул. Евстафьевская д.37; пр-кт Ленинский д.6; ул. Рабочая д.18; пер. Советский д.5; ул. Орловского д.16. В целях исполнения данного требования закрыть дверные и оконные проемы в указанных зданиях, собрать и вывести из помещений данных зданий горючие и легко воспламеняющиеся материалы.

2. В течение 2017-2019 г.г., но не позднее 30.12.2019 года, устранить выявленные нарушения требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия, расположенных по адресам: ул. ФИО6 д.1; ул. Евстафьевская д.4, 9, 37, 39, 41, 48, 51; пр-кт Ленинский д.2, 3, 6, 21, 34, 36, 36а, 54, 57, 82; пер. Луначарского д.5; ул. Октябрьская д.1, 4; ул. Орловского д.14, 16, 22, 42; ул. Рабочая д.2, 6, 6а, 8, 12, 14, 18: ул. Рябочкина д.22; пер. Совесткий д.5, 5а, 7, 29; ул. Тимофеевская д.1, 131, 136, 143; ул. Урицкого д.12, 13, 20, 41, 48; пер. Чайкин д.3; путем осуществления мер по обеспечению сохранения.

Предписание получено представителем администрации МО «Городское поселение – г. ФИО3» 02.02.2017 года.

06 сентября 2017 года начальником Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области ФИО4 в адрес Администрации МО «Городское поселение-г. ФИО3» направлено предостережение №4797/03, в котором Администрации МО «Городское поселение-г. ФИО3» предложено представить информацию о выполнении требований указанного предписания.

11 октября 2018 года начальником Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области ФИО4 в адрес Главы муниципального образования Тверской области «Осташковский городской округ» Титова А.А. направлено информационное письмо №5502/03, в котором сообщалось, что в связи со значительным объемом необходимых работ по обеспечению сохранения объектов культурного наследия, а так же в связи с тем, что в 2019-ом году истекает срок вышеуказанных требований представления, просят сообщить о принятых Администрацией МО Тверской области «Осташковский городской округ» мерах по устранению выявленных нарушений к содержанию и использованию объектов культурного наследия, расположенных по адресам перечисленных в сообщении и о мерах планируемых к реализации до конца 2019 года.

06 февраля 2019 года начальником Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области ФИО4 в адрес Администрации Осташковского городского округа направлено предостережение №534/03, в котором Администрации Осташковского городского округа предложено незамедлительно принять меры для ликвидации сложившейся неблагополучной ситуации, исполнив требования предписания. При этом, требования пункта 1 предписания следует исполнить с дополнениями, соответствующими сложившейся ситуации, как для пустующих домов по адресам ул. Евстафьевская д.37, пр-кт Ленинский д.6, ул. Рабочая д.18, пер. Советский д.5, ул. Орловского д.16, так и для других аварийных домов из приведенного в предостережении списка, которые были полностью или частично расселены за истекший период, а именно:

- удалить бытовой и строительный мусор, имеющийся внутри расселенных зданий (расселенных помещений) и в непосредственной близости от них;

- надежно закрыть металлическими листами оконные и дверные проемы расселенных зданий (расселенных помещений):

- установить сплошное ограждение вокруг аварийных зданий, где имеются обрушения или угроза обрушений, с навесами вдоль уличных фасадов.

Установлен срок для выполнения указанных работ до 30 апреля 2019 года, и обязанность проинформировать об этом Главное управление с приложением материалов фотофиксации.

На основании задания начальника Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области ФИО4 на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическим наблюдением в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия №5 от 27.01.2020 года, проведен осмотр поименованных в акте от 31.01.2020 года объектов культурного наследия, в ходе которого установлено, что до настоящего времени требования, изложенные в предписании, не исполнены. По результатам контрольного мероприятия предложено принять меры для исполнения требований Предписания и Предостережений, а также принять меры для привлечения к ответственности лиц, виновных в неисполнении предписания и предостережений.

05 марта 2020 года главным специалистом-экспертом отдела контроля за сохранением и использованием памятников и градостроительной деятельности Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия ФИО5 в отношении Главы Осташковского городского округа Титова А.А. составлен протокол об административном правонарушении, административная ответственность за которое предусмотрена ч.18 ст.19.5 КоАП РФ.

В протоколе по делу об административном правонарушении от 05 марта 2020 года указано, что до настоящего времени изложенные в предписании требования не исполнены, а именно:

- не проведены работы по удалению горючих и легко воспламеняющихся материалов, не закрыты дверные и оконные проемы по адресам: ул.Евстафьевская д.37; пр-кт Ленинский д.6; ул. Рабочая д.18; пер.Советский д.5; ул.Орловского д.16. В ходе осмотра данных домов установлен свободный доступ третьих лиц к указанным зданиям, в помещениях зданий наблюдается захламление бытовым мусором.

- не осуществлены меры по обеспечению сохранения объектов культурного наследия, по адресам: ул. ФИО6 д.1; ул. Евстафьевская д.4,9,37,39,41,51; пр-кт Ленинский д.2,3,6,21,34,36,36а,54,57,82; ул.Октябрьская д.1,4; ул.Орловского д.14,16,22,42; ул.Рабочая д.2,6,6а,8,12,14,18: ул.Рябочкина д.22; пер.Совесткий д.5,5а,7,29; ул.Тимофеевская д.1,131,136,143; ул.Урицкого д.12,13,20,41,48; пер.Чайкиной д.3.

Работы по консервации в части ограничения доступа третьих лиц, а также закрытия оконных и дверных проемов с целью защиты данных зданий от неблагоприятного воздействия атмосферных осадков не осуществлялись.

Не принято во внимание и не исполнено изложенное в Предостережении №534 от 06 декабря 2019 года дополнение, соответствующее сложившейся ситуации, о том, что п. 1 предписания следует исполнить как для пустующих домов по адресам ул. Евстафьевская д.37, пр-кт Ленинский д.6, ул.Рабочая д.18, пер.Советский д.5, ул.Орловского д.16, так и для других аварийных домов, упомянутых в Предписании, которые были полностью или частично расселены за истекший период, а именно:

- удалить бытовой и строительный мусор, имеющийся внутри расселенных зданий (расселенных помещений) и в непосредственной близости от них;

- надежно закрыть металлическими листами оконные и дверные проемы расселенных зданий (расселенных помещений):

- установить сплошное ограждение вокруг аварийных зданий, где имеются обрушения или угроза обрушений, с навесами вдоль уличных фасадов.

Должностное лицо главный специалист – эксперт отдела контроля за сохранением и использованием памятников и градостроительной деятельности Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области ФИО2 на рассмотрение дела не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие либо об обязательном участии его в деле не заявлял, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие должностного лица.

В ходе рассмотрения дела защитник представитель Главы Осташковского городского округа Титова А.А. по доверенности ФИО1 заявила, что предписание вынесено в адрес ненадлежащего лица, так как Глава Осташковского городского округа Титов А.А. не является субъектом данного правонарушения, поскольку предписание контрольного органа, полученное Администрацией Осташковского городского округа 03.10.2019 года, было передано Титовым А.А. для исполнения должностному лицу органа местного самоуправления – заместителю Главы Администрации Осташковского городского округа ФИО7, в должностные обязанности которого входит выполнение указанных в предписании мероприятий.

Исследовав материалы дела, заслушав защитника лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме должностным лицом является, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, 27 января 2017 года начальником Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области Администрации МО «Городское поселение – г. ФИО3» Тверской области выдано предписание №232/03 об устранении нарушений законодательства.

Согласно данному акту Администрации МО «Городское поселение – г. ФИО3» Тверской области предписано в срок до 01.04.2017 года провести мероприятия в соответствии со ст.ст.47.3, 47.5 Федерального закона №73-ФЗ по ограничению свободного доступа посторонних лиц внутрь отселенных пустующих и аварийных зданий (отселенных и неэксплуатируемых частей зданий) – объектов культурного наследия и ликвидации пожарной ситуации путем удаления скопления внутри зданий горючих и легко воспламеняющихся материалов по адресам: ул. Евстафьевская д.37; пр-кт Ленинский д.6; ул.Рабочая д.18; пер.Советский д.5; ул.Орловского д.16. В целях исполнения данного требования закрыть дверные и оконные проемы в указанных зданиях, собрать и вывести из помещений данных зданий горючие и легко воспламеняющиеся материалы; в течение 2017-2019 г.г., но не позднее 30.12.2019 года, устранить выявленные нарушения требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия, расположенных по адресам: ул. ФИО6 д.1; ул.Евстафьевская д.4,9,37,39,41,48,51; пр-кт Ленинский д.2,3,6,21,34,36,36а,54,57,82; пер.Луначарского д.5; ул.Октябрьская д.1,4; ул.Орловского д.14,16,22,42; ул.Рабочая д.2,6,6а,8,12,14,18: ул Рябочкина д.22; пер.Совесткий д.5,5а,7,29; ул.Тимофеевская д.1,131,136,143; ул.Урицкого д.12,13,20,41,48; пер.Чайкин д.3; путем осуществления мер по обеспечению сохранения.

Предписание получено представителем Администрации МО «Городское поселение – г. ФИО3» 02.02.2017 года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении (т.1 л.д.52).

В установленный срок предписание №232/03 от 27.01.2017 года Администрацией МО «Городское поселение-г. ФИО3» Тверской области, правопреемником которой является Администрация Осташковского городского округа Тверской области, не исполнено.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления 05 марта 2020 года главным специалистом – экспертом отдела контроля за сохранением и использованием памятников и градостроительной деятельности Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области ФИО2 в отношении Главы Осташковского городского округа Титова А.А., являющегося должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в органе местного самоуправления, протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (ст. 26.1 КоАП РФ).

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Согласно материалам дела, Администрация Осташковского городского округа реорганизована путем присоединения к ней, в том числе Администрации МО «Городское поселение – г.ФИО3» и является её правопреемником, о чем свидетельствуют Закон Тверской области от 30 марта 2017 г., решения Осташковской городской Думы № 92, 93 от 28.12.2017, п.2 ст.1 Устава Осташковского городского округа.

На основании решения Осташковской городской Думы №50 от 04.12.2017 года Главой Осташковского городского округа избран Титов А.А. (т.2 л.д.10).

Пунктом 18 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа.

В соответствии с п.22 ст.9 Устава Осташковского городского округа к вопросам местного значения Осташковского городского округа относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Осташковского городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Осташковского городского округа.

Пунктом 33 частью 2 статьи 36 Устава Осташковского городского округа к полномочиям Администрации Осташковского городского округа относятся создание условий и реализация мероприятий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Осташковского городского округа, охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Осташковского городского округа (т.1 л.д.130-193,195-217, 218-244).

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, статьей 35 Устава Осташковского городского округа (принятого решением Осташковской городской Думы №54 от 15.12.2017 года) Администрация Осташковского городского округа является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Осташковского городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области.

Согласно положениям частей 1, 2 статьи 37, пункта 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, п.4 ч.2 ст.33 Устава Осташковского городского округа, местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования, который в пределах соответствующих полномочий обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Решением Осташковской городской Думы №56 от 15.12.2017 г. утверждена структура Администрации Осташковского городского округа, в состав которой входит отдел строительства и архитектуры, к полномочиям которого относятся осуществление работы по реализации полномочий Администрации Осташковского городского округа в сфере градостроительства и архитектуры, направленной на обеспечение устойчивого развития строительной отрасли на территории Осташковского городского округа; осуществление работы по взаимодействию с Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в части соблюдения требований ФЗ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и сохранению внешнего облика исторической части города ФИО3.

Организация и координация деятельности отдела строительства и архитектуры входят в обязанности заместителя Главы Администрации Осташковского городского округа ФИО7, который координирует деятельность по реализации полномочий Администрации Осташковского городского округа в сфере градостроительства и архитектуры, направленной на обеспечение устойчивого развития строительной отрасли на территории Осташковского городского округа; осуществляет деятельность по сохранению внешнего облика исторической части города ФИО3.

В должностные обязанности руководителя отдела строительства и архитектуры входит осуществление работы по реализации полномочий Администрации Осташковского городского округа в сфере градостроительства и архитектуры, направленной на обеспечение устойчивого развития строительной отрасли на территории Осташковского городского округа; осуществление работы по взаимодействию с Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в части соблюдения требований ФЗ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и сохранению внешнего облика исторической части города ФИО3.

Таким образом, непосредственная обязанность по реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности и архитектуры, возложена на должностное лицо органа местного самоуправления – заместителя Главы Администрации Осташковского городского округа ФИО7

Из материалов дела следует, что 07.02.2019 года в адрес Администрации Осташковского городского округа поступило предостережение Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 06.02.2019 года №534/03 о необходимости в срок до 30.04.2019 года выполнить требования предписания №232/03 от 27.01.2017 года (т.2 л.д.19-21).

14.02.2019 года Администрацией Осташковского городского округа в адрес Министерства финансов Тверской области была направлена заявка на выделение денежных средств для выполнения предостережения Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области №534/03 от 06.02.2019 года (т.2 л.д.17-18).

03.10.2019 года в адрес Администрации Осташковского городского округа поступило предостережение Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 27.09.2019 года №5508/03, приложением к которому являлось Предписание №232/03 от 27.01.2017 года (т.2 л.д.12-13).

Согласно журналу регистрации входящей корреспонденции за 2018 год письмо №5502/03 от 11.10.2018 года было получено Администрацией Осташковского городского округа 16.10.2018 года и передано для исполнения ФИО7 (т.2 л.д.15,16).

Предостережения от 27.09.2019 года и от 06.02.2019 года переданы для исполнения заместителю Главы Администрации Осташковского городского округа ФИО7, что подтверждается резолюцией на них Главы Осташковского городского округа Титова А.А., а также сведениями журнала входящей корреспонденции (т. 2 л.д.12, 16, 19-21).

Факт получения предостережений ФИО7 подтверждается резолюциями на них ФИО7, подготовка и направление ответов на них за подписью ФИО7 о невозможности выполнения предписания в установленные сроки в связи с недостаточностью доходной части бюджета (т.2 л.д.14).

В акте от 31 января 2020 г., подписанном главным специалистом-экспертом отдела контроля за сохранением и использованием памятников и градостроительной деятельности ФИО8 и ведущим консультантом отдела контроля за сохранением и использованием памятников и градостроительной деятельности ФИО9 в отсутствие представителя администрации Осташковского городского округа, отражен факт осмотра объектов культурного наследия расположенных на территории Осташковского городского округа поименнованных в предписании №232/03 от 27.01.2017 года и отражено, что до настоящего времени требования вышеуказанного предписания не исполнены (т.1 л.д.66-74).

Вывод о неисполнении предписания сделан должностными лицами Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в рамках проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия.

Приведенные обстоятельства в совокупности дают основания для вывода о том, что ненадлежащее исполнение требований, указанных в предписании №232/03 от 27.01.2017 года допущено не Главой Администрации Осташковского городского округа Титовым А.А., а иным должностным лицом.

Фактически лицом, ответственным за создание условий и реализация мероприятий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Осташковского городского округа, охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Осташковского городского округа, является отдел строительства и архитектуры Администрации Осташковского городского округа, координацию деятельности которого в силу должностных обязанностей осуществляет заместитель главы Администрации Осташковского городского округа Иванкин И.Д., которому были переданы для исполнения предостережения и предписание.

Оценивая исследованные доказательства в совокупности, прихожу к выводу о том, что Глава администрации Осташковского городского округа Титов А.А. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и необоснованно привлечен к административной ответственности.

Вина Главы Администрации Осташковского городского округа Титова А. А. в неисполнении предписания Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 27 января 2017 года должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, не доказана.

Кроме того, по делу нарушен порядок привлечения Главы Администрации Осташковского городского округа Титова А.А. к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Частью 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с частью четвертой данной статьи, если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.

Таким образом должностное лицо Глава Администрации Осташковского городского округа Титов А.А. в силу части 2 статьи 25.15 КоАП РФ должен был быть извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении путем направления соответствующего извещения по месту его жительства, а в случае заявления им ходатайства по иному адресу.

Как следует из материалов дела, телеграмма о месте и времени составления протокола об административном правонарушении 05 марта 2020 г. была направлена должностному лицу Титову А.А., как Главе Администрации Осташковского городского округа, по месту нахождения Администрации и вручена секретарю Лугаськовой 25 февраля 2020 (том 1 л.д.77).

При этом согласно распоряжению 9-к/от 07 февраля 2020 года Титов А.А. в период с 17 февраля 2020 по 06 марта 2020, то есть в период извещения и до дня возбуждения дела об административном правонарушении, находился в ежегодном основном оплачиваемом отпуске, по месту работы отсутствовал (том 2 л.д.11).

Данные об извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении Титова А.А. по месту жительства в материалах дела отсутствуют.

Исходя из изложенного, Титов А.А. не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

В силу части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Поскольку Титов А.А. не был в установленном порядке извещен о составлении протокола об административном правонарушении, у административного органа отсутствовали основания для составления протокола об административном правонарушении в его отсутствие.

Гарантированные частью 3 и 4 статьи 28.2 КоАП РФ права лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, а именно право на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий, на ознакомление с правами и обязанностями, право ознакомления с протоколом об административном правонарушении, право представить объяснения и замечания по содержанию протокола, в отношении Титова А.А. были нарушены.

Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, Титова А.А., не извещенного о времени его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

На стадии подготовки дела к рассмотрению дела проверить правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления не представилось возможным, поскольку данные, указывающие на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обнаружено после начала рассмотрения дела.

В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ, возбужденное в отношении главы администрации Осташковского городского округа Титова А.А. подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении главы администрации Осташковского городского округа Титова А.А. прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.А.Кокарева