ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3502/20 от 28.12.2020 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-3502/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Псков 28 декабря 2020 года

Резолютивная часть постановления оглашена 24 декабря 2020 года.

Судья Псковского городского суда Псковской области Жбанова О.В.,

при секретаре Федорчук Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Жасекенова Жалела Жанатаевича, ИНН <***>, адрес: 030000, ФИО1 область, <...> д. , адрес фактического местонахождения: Республика К., А. область, <...> , кв. , ранее не привлекаемого к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

09.08.2020 на т/п таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни (Псковская обл., Пыталовский р-н., Гавровская волость, дер. Уболенка) перевозчик ИП ФИО2 в нарушение требований, установленных ст.ст. 7, 88,89 ТК ЕАЭС, не предоставил таможенному органу РФ документ, подтверждающий соблюдение запретов и ограничений, предусмотренных правом ЕАЭС и законодательством РФ (разрешение на ввоз), чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.16.3 КоАП РФ.

Перевозчик ИП ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, позицию по делу не представил.

Представитель Псковской таможни ФИО3, поддержав доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, полагала, что вина перевозчика в совершении административного правонарушения полностью доказана материалами дела.

Выслушав представителя Псковской таможни, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Под запретами и ограничениями понимаются меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Евразийское экономическом союзе (далее - Союз) и (или) законодательством государств-членов применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС (статья 2 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 1 стати 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 Таможенного кодекса ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в установленные сроки, а согласно пункту 6 Единых карантинных фитосанитарных требовании (I. Общие положения) ввоз на таможенную территорию Союза подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска осуществляется в сопровождении фитосанитарного сертификата, выданного уполномоченным органом по карантину растений страны-экспортера и (или) страны-реэкспортера.

В соответствии с п.1 ст. 12 ТК ЕАЭС прибывшие на таможенную территорию Союза товары, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат ввозу на таможенную территорию Союза, должны быть незамедлительно вывезены с таможенной территории Союза без их выгрузки из транспортного средства международной перевозки, за исключением их перегрузки на другое транспортное средство международной перевозки в целях такого вывоза, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов.

Статьей 89 ТК ЕАЭС регламентирован перечень документов и сведений, которые перевозчик представляет таможенному органу. Так, при международной перевозке автомобильным транспортом, перевозчик представляет, в том числе документы о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен.

Согласно п. 5 ст. 128 ТК ЕАЭС товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора).

Несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.

В силу примечания 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путём, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Объектом административно-правовой охраны являются общественные отношения, возникающие в процессе ввоза товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию с соблюдением предусмотренных законом запретов и ограничений.

Объективная сторона правонарушения заключается в противоправном деянии (действии), выразившемся в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию.

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.16.3 КоАП России, является лицо, на котором в соответствии с таможенным законодательством лежит обязанность по соблюдению установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию.

В данном случае лицом, на котором лежит данная обязанность в соответствии со ст. 89 ТК ЕАЭС, является перевозчик.

Установлено, что 09.08.2020 в 16 час. 03 мин. на таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни был состав грузовых транспортных средств: седельный тягач марки «DAF» регистрационный номер DK540RR, VIN: <***>, с полуприцепом рефрижератором марки «SCHMITZ CARGOBULL AG» регистрационный номер SZA65G8, VIN: <***> (перемещался как товар), следующий под управлением ФИО4 Состав транспортных средств следовал из Литвы в Республику Казахстан. Перевозка осуществлялась: ИП «ФИО2».

Транспортным средством международной перевозки DK540RR/SZA65G8 согласно товаросопроводительным документам: CMR 1903138/1 от 08.08.2020, INVOCE ESA03239 от 28.07.2020 перевозился товар: тягач марки DAF XF 510 FT» регистрационный номер DK540RR, VIN: <***>, согласно СMR 1903138/2 от 08.08.2020, INVOCE 4/04/2020 от 21.07.2020, указанный выше полуприцеп дефрижератор марки «SCHMITZ CARGOBULL AG», бывший в употреблении, регистрационный номер SZA65G8, VIN: <***> перемещался как товар общим весом (брутто) 9702.00 кг.

Товар: «полуприцеп рефрижератор марки «SCHMITZ CARGOBULL AG, бывший в употреблении», код ТН ВЭД ЕАЭС 8716 39 800, по коду и наименованию включен в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийской экономическом союзе»: «Оборудование и приспособления для перевозки, разведения, временной передержки животных всех видов, а также оборудование для транспортировки сырья (продукции) животного происхождения, бывшие в употреблении (код ВЭД ЕАЭС из 8716 39 800).

Перечнем мер регулирования, применяемых уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС к товарам, ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС (Приложение № 1 к Единым ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)), утвержденному Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 294 в отношении указанных товаров установлено, что для ввоза на территорию Республики Казахстан требуется разрешение компетентного органа на ввоз.

Положением о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Положение), утвержденный Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 317 установлен порядок осуществления контроля государственными органами и учреждениями государств - членов Евразийского Экономического союза, осуществляющими деятельность в области за подконтрольными варами на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза в целях допущения ввоза на таможенную территорию Союза и перемещения (перевозки) опасных для здоровья человека и животных подконтрольных товаров (далее - Положение).

Согласно п. 2.1.7 Положения «транзит товаров» - перемещение (перевозка) подконтрольных товаров по таможенной территории Союза, пункты отправления и назначения которых находятся за пределами таможенной территории Союза.

В соответствии с п. 6.1. Положения ввоз подконтрольных товаров на таможенную территорию Союза осуществляется при наличии разрешения на ввоз, выданного государством-членом, на территорию которого ввозится подконтрольный товар. Срок действия указанного решения составляет календарный год в объемах, определенных в разрешении на ввоз.

В соответствии с п. 6.3. Положения каждая партия подконтрольных товаров ввозится на таможенную территорию Союза при наличии разрешения, указанного в подпункте 6.1 настоящего Положения, и (или) ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны-экспортера подконтрольного товара.

Таким образом, ввоз товара «полуприцеп рефрижератор марки «SCHMITZ RGOBULL AG», бывший в употреблении, регистрационный номер SZA65G8, VIN: <***>, код ТН ВЭД ЕАЭС 8716 39 800, на таможенную территорию Евразийского экономического союза должен осуществляется при наличии разрешения на ввоз.

В ходе проведения таможенного, ветеринарного контроля т/п МАПП Убылинка Псковской таможни выявлены нарушения требований Положения, выразившиеся в отсутствии ветеринарного разрешения на ввоз товара - полуприцеп рефрижератор марки «SCHMITZ RGOBULL AG» регистрационный номер SZA65G8, VIN: <***> в РФ, так как в представленном перевозчиком разрешении на ввоз №16-01-07/7591 от 03.08.2020 указан VIN (WSM000000050303907) отличный от VIN (<***>) фактически убывшего транспортного средства.

Таким образом, несоответствие информации о номере VIN транспортного средства не позволило идентифицировать транспортное средство и соотнести продукцию с точки зрения соблюдения запретов и ограничений с представленным разрешением на ввоз №16-01-07/7591 от 03.08.2020 (оформлено разрешение: 04.08.2020 8:42).

По запросу т/п МАПП Убылинка Псковской таможни от 09.08.2020 № 0011545 о предоставлении перевозчиком разрешения на ввоз с целью подтверждения соблюдения запретов и ограничений, водителем перевозчика ФИО4 Болатом сообщено о невозможности предоставления разрешения на ввоз.

В связи с чем должностным лицом таможенного поста 10.08.2020 принято решение о запрете ввоза указанного товара.

В ответ на уведомление в Псковскую таможню от ИП ФИО2 поступило письмо, в котором сообщено, что в разрешении на ввоз была допущена ошибка при написании VIN, проставлена лишняя цифра, после возврата транспортного средства на территорию ЕС была заново оформлена заявка и получено новое разрешение от 10.08.2020 № 16-1-07/7797 Комитета ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, предъявив которое транспортное средство благополучно прошло проверку и пересекло границу 10.08.2020. ГУ «Актюбинская территориальная инспекция Комитета ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан» даны разъяснения (письмо от 28.09.2020 № 5-2/337), согласно которым в разрешении от 03.08.2020 № 16-01-07/7591 произошла техническая ошибка, последняя цифра -7 в VIN лишняя, данное разрешение аннулировано Комитетом ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, согласно Стандарта государственной услуги «Выдача разрешения на экспорт, импорт и транзит перемещаемых (перевозимых) объектов с учетом оценки эпизоотической ситуации на соответствующей территории» приказ Министерства Сельского хозяйства Республики Казахстан от 06.05.2015 № 7-1/418, в форме заявления согласно Правилам выдача разрешения экспорт, импорт и транзит перемещаемых (перевозимых) объектов с учетом оценки эпизоотической ситуации на соответствующей территории, указание VIN автотранспорта не предусмотрено и не обязательно. ИП «ФИО2» считает, что письмо официального органа, который признает допущение им технической ошибки, доказывает, что со стороны свозчика никаких нарушений допущено не было, факт совершения административного правонарушения и свою вину ИП «ФИО2» не признал.

В силу п. 2 ст. 6 ТК ЕАЭС в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза с нарушением требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, применяются запреты и ограничения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы Союза.

Из представленного перевозчиком разрешения на ввоз страны экспортера установлено, данное разрешение выдано получателю товара 10.08.2020, т.е. уже после выявления таможенным постом МАПП Убылинка Псковской таможни нарушений ИП «ФИО2» требований ст. 89 ТК ЕАЭС, Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 294, Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе», в части предоставления разрешения на ввоз страны экспортера при прибытии на таможенную территорию Союза.

Указание на необязательность VIN не может быть принято во внимание, поскольку как в первом разрешении Комитета ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан от 03.08.2020 № 16-01-07/7591, так и втором разрешении от 10.08.2020 № 16-01-07/7797 имеются сведения о VIN, иные сведения позволяющие идентифицировать полуприцеп рефрижератор марки «SCHMITZ CARGOBULL AG» отсутствуют. При этом разрешение от 03.08.2020 № 16-01-07/7591 по информации уполномоченного органа аннулировано, соответственно, является недействительным.

Кроме того, получение нового разрешения на ввоз свидетельствует об устранении последствий правонарушения.

При соблюдении должной степени заботливости и осмотрительности представитель фирмы-перевозчика ИП ФИО2 мог предварительно проверить товаросопроводительные документы и установить, что отсутствуют действительные документы подтверждающий соблюдение запретов и ограничений (разрешение на ввоз), а также наличие несоответствия сведений о VIN.

В соответствии со статьёй 92 ТК ЕАЭС при убытии товаров с таможенной территории Союза обязанность по представлению таможенному органу документов и сведений, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 настоящего Кодекса, а также документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, возлагается на перевозчика.

Непредставление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, предусмотренных правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном праве (разрешения на ввоз) перевозчиком ИП ФИО2 таможенному органу образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 16.3 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина перевозчика в совершении указанного административного правонарушения подтверждается: копиями CMR 1903138/1 от 08.08.2020, INVOCE ESA03239 от 28.07.2020, копией свидетельства о регистрации транспортного средства, копиями разрешений на ввоз от 03.08.2020 № 16-01-07/7591 и от 10.08.2020 № 16-1-07/7797, протоколом об административном правонарушении, где отражены обстоятельства выявленного нарушения и иными материалами дела в их совокупности.

Объективных обстоятельств, препятствующих ИП ФИО2 выполнению обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством, не имеется, что в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ также свидетельствует о виновности юридического лица.

Нарушений норм международного права и действующего законодательства Российской Федерации при проведении досмотра, а также в ходе проведения административного расследования не установлено.

Санкция ст. 16.3 КоАП РФ предусматривает назначение наказания в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 названного Кодекса).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

При назначении административного наказания ИП ФИО2 судья учитывает обстоятельства конкретного дела, характер и степень общественной опасности правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, совершение правонарушения впервые, и полагает возможным в целях восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, назначить наказание в виде штрафа в размере, предусмотренном санкцией статьи, - 50 000 рублей без конфискации предмета административного правонарушения.

Судья полагает данную меру наказания соразмерной характеру и последствиям совершенного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, что отвечает принципами законности, справедливости и неотвратимости наказания.

Оснований для освобождения ИП ФИО2 от административной ответственности и признания правонарушения малозначительным не имеется в силу следующего.

Рассматриваемый состав административного правонарушения является формальным, в связи с чем правонарушение считается оконченным с момента совершения действий, входящих в объективную сторону правонарушения, независимо от наступления вредных последствий. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких - либо материальных последствий в результате допущенного правонарушения, а в стремлении преодолеть законодательно установленные запреты в сфере внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, учитывая характер правонарушения, суд не находит оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.

Товар, явившийся предметом административного правонарушения, не изымался. Вещественных доказательств по делу нет. Процессуальные издержки отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 16.3, 29.9, 29.10, КоАП РФ судья

ПОСТАНОВИЛ:

индивидуального предпринимателя Жасекенова Жалела Жанатаевича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, без конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.

Товар, явившийся предметом административного правонарушения, не изымался.

Вещественных доказательств по делу нет.

Издержки по делу отсутствуют.

Копии документов, находящиеся при материалах дела, хранить при нем в течение всего срока хранения последнего.

Банковские реквизиты для уплаты штрафа: операционный департамент Банка России, Москва, 701 БИК: 044501002 получатель: ИНН <***> КПП 773001001 Межрегиональное операционное УФК (ФТС России) счет получателя: 40101810800000002901 КБК: 15311604000016000140 ОКТМО: 45328000 код таможни: 10209000 УИН штрафа 15310102090002988201, поле «Назначение платежа»: Оплата по постановлению суда №5-3502/2020.

В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции (VO70010). В поле 21 платежного документа указывается пятая очередность платежа.

В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Предложить лицу в указанный срок документ об оплате штрафа предоставить в Псковский городской суд. При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья О.В. Жбанова