ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-351/20 от 23.01.2021 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№5-351/2020

03RS0003-01-2021-001206-13

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

<...> 23 января 2021 года

Судья Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Зайдуллин Р.Р.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1,

защитника Гиззатуллина Р.Р.,

должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, старшего инспектора полиции отдела полиции №9 Управления МВД России по г. Уфе капитана полиции ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда г.Уфы РБ по адресу: <...>, каб. 405,

материал об административном правонарушении в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, <адрес>, работающей индивидуальным предпринимателем, со слов в браке, имеющей на иждивении несовершеннолетнего ребенка 11-летнего возраста, права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ч. 1 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которому разъяснены,

УСТАНОВИЛ:

Ст. инспектором отдела полиции №9 Управления МВД России по г. Уфе капитаном полиции ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.2. КоАП РФ от 22.01.2021. в отношении ФИО1, которая в сети Интернет на сайте «Фейсбук» на странице «Ольга Комлева» разместила призывы к участию граждан 23.01.2021 в 14-00 час. на ул. Ленина, д. 50 г. Уфы, в несогласованном с органами исполнительной власти (местного самоуправления) публичном мероприятии, осуществив тем самым организацию несанкционированного публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления.

На судебном заседании ФИО1 вину в совершенном правонарушении не признала, пояснив, что авторство постов не установлено, в акте осмотра имеются противоречия в дате изготовления, посты проведены частично, осмотр проводился в 20.45., однако указано, что при естественном и комнатном освещении, в Уфе в это время уже темно.

Изучив материалы дела, выслушав ФИО1, ее защитника Гизатуллина Р.Р., судья приходит к следующему.

Закрепленное статьей 31 Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве, в числе основ конституционного строя которого признаются идеологическое и политическое многообразие и многопартийность и на котором лежит обязанность обеспечивать защиту, включая судебную, прав и свобод человека и гражданина (статья 1, часть 1; статья 2; статья 13, части 1 и 3; статья 45, часть 1; статья 46, части 1 и 2; статья 64 Конституции Российской Федерации). Во взаимосвязи с иными правами и свободами, гарантированными Конституцией Российской Федерации, прежде всего ее статьями 29, 30, 32 и 33, данное конституционное право обеспечивает гражданам реальную возможность посредством проведения публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования) оказывать влияние на деятельность органов публичной власти и тем самым способствовать поддержанию мирного диалога между гражданским обществом и государством, что не исключает протестного характера таких публичных мероприятий, который может выражаться в критике как отдельных действий и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, так и проводимой ими политики в целом. Соответственно, предполагается, что реагирование публичной власти на организацию и проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования должно быть нейтральным и во всяком случае - вне зависимости от политических взглядов их инициаторов и участников - нацеленным на обеспечение условий (как на уровне законодательного регулирования, так и в правоприменительной деятельности) для правомерного осуществления гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний, в том числе путем выработки четких правил их организации и проведения, не выходящих за рамки допустимых ограничений прав и свобод граждан в демократическом правовом государстве.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 мая 2012 года N 12-П, исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Таким образом, гарантированное Конституцией Российской Федерации и названными международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 15, часть 4, Конституции Российской Федерации) право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.

Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

В ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.

Статьей 7 Федерального закона от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные указанной статьей.

Таким образом, данный Закон не допускает проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением собрания и одиночного пикета).

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 08 июня 2012 г. N 65-ФЗ) организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

Из дела следует, что 22.01.2021 года из УОООП МВД по РБ в Отдел полиции №9 Управления МВД России по г. Уфе поступил рапорт ст. инспектора по о/п УОООП МВД по РБ майора полиции ФИО3 о том, что в ходе мониторинга сети Интернет установлен факт нарушения гр. ФИО1 положений Федерального закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", которая разместила на своей личной странице «Фейсбук» призыв для граждан к участию в несогласованном публичном мероприятии 23.01.2021. в 14-00 час. <...> г. Уфа.

Актом осмотра Интернет-страницы «Фейсбук» от 21.01.2021., составленного оперуполномоченным ЦПЭ МВД по РБ капитаном полиции ФИО4 и ст.инспектором по особым поручениям УОООП МВД по РБ майором полиции ФИО3, в помещении служебного кабинета №9 УОООП МВД по РБ, расположенного по адресу: <...>, подтверждается, что в результате осмотра Интернет-страницы «Фейсбук», пользователя под ником «Ольга Комлева», по электронному адресу: https://www.facebook.com/KomlevaOlgaUfa, установлено, что на указанной Интернет-странице находится в открытом доступе и на всеобщем обозрении, в свободном доступе информация, доступ к которой имеется неопределенным кругом пользователей (лиц), следующего содержания:

- Выходим Башкортостан! За всех кто арестован, кого бьют в полиции, кому подбрасывают оружие, наркотики, или сажают за твит!

- Свободу Навальному! Выходим на улицы 23 января. Уфа

Приходите и не бойтесь! 23 января в 14.00 в Уфе на Ленина 50 и в других городах России и Башкортостана!

Мы отвлечом полицию на себя. Пока майор ФИО5 и его компашка будут гоняться за мной, вы спокойно пройдете и почувствуете, что это невероятно круто! Почувствуете то невероятное единение смелых людей рядом с вами! Если увидит как меня винтят, то запускайте сразу в прямой эфир и меня упомяните пожалуйста!

- Если в других городах Башкирии выйдете на улице своих городов, кидайте фото мне. Пост напишу про ваш город.

-А вы выйдете 23 января в 14.00 у ГКЗ Башкортостан в Уфе?

Или может на центральную улицу вашего города выйдете? 23 января в 14.00?».

Из письма Правительства Республики Башкортостан от 22.01.2021. №2-1-251-146-11 следует, что уведомлений о проведении публичного мероприятия, проводимого в вышеуказанные время и месте, от ФИО1 в установленном законом порядке и сроки не поступало.

Из справки о лингвистическом исследовании от 22.01.2021 г., проведенном специалистом-экспертом ОТЭ ЭКЦ МВД по Республике Башкортостан ФИО6, имеющим высшее филологическое образование (специальность «Филология») и стаж экспертной работы два года по экспертной специальности: «Исследование текста в целях решения вопросов смыслового понимания», специалистом ФИО7, имеющей высшее филологическое образование (специальность «Филология») и стаж экспертной работы с 2014 года по экспертной специальности: «Исследование текста в целях решения вопросов смыслового понимания», следует, что в представленном на исследование тексте, начинающемся со слов «Выходим Башкортостан!» и заканчивающемся словами «или сажают за твит», имеется побуждение к действию «выйти на улицы 23 января в Уфе». Коммуникативные конструкции, используемые адресантом побуждения, соответствуют целеустановке бытового требования. Обоснование необходимости совершения действия «выйти 23 января в Уфе» выражено в высказываниях, отражающих ситуацию «За всех кто арестован, кого бьют в полиции, кому подбрасывают оружие, наркотики, или сажают за твит».

В представленном на исследование тексте, начинающемся со слов «Приходите и не бойтесь!» и заканчивающемся словами «и меня упомяните пожалуйста!», имеется побуждение к действию «прийти 23 января в 14:00 в Уфе на Ленина 50». Коммуникативные конструкции, используемые адресантом побуждения, соответствуют целеустановке бытового требования. Обоснование необходимости совершения действия «прийти 23 января в 14:00 в Уфе на Ленина 50» выражено в высказываниях, отражающих ситуацию «вы спокойно пройдете и почувствуете, что это невероятно круто! Почувствуете то невероятное единение смелых людей рядом с вами!».

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

В силу положений пункта 2 статьи 4 Федерального закона N 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относится проведение предварительной агитации.

При этом закон не ограничивает организаторов в формах проведения такой акции, в связи с чем такая акция может быть проведена и посредством электронных средств массовой информации, к которым отнесена компьютерная сеть Интернет.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено в судебном заседании, ФИО1 в нарушение требований статей 4, 7, 10 Федерального закона N 54-ФЗ публично призывала через сеть Интернет на принадлежащей ей Интернет-странице «Фейсбук», пользователя под ником «Ольга Комлева», по электронному адресу: https://www.facebook.com/KomlevaOlgaUfa, агитировала граждан к участию в несогласованном публичном мероприятии, которое должно состояться 23.01.2021. в 14-00 час. <...> г. Уфа.

Следовательно, установленный порядок проведения публичного мероприятия был нарушен.

Объективных данных, позволяющих усомниться в том, что данное сообщение размещено от имени непосредственно ФИО1 по делу не имеется, указанные обстоятельства при рассмотрении дела в суде им не оспаривались.

Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 22.01.2021 г., рапортом сотрудника полиции от 22.01.2021 г., г., актом осмотра Интернет-сайта от 21.01.2021 г., справкой о лингвистическом исследовании от 22.01.2021 г., письмом Правительства Республики Башкортостан от 22.01.2021. №2-1-251-146-11 о несогласовании публичного мероприятия и другими материалами.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе описано событие вменяемого административного правонарушения, изложенные в протоколе сведения объективно подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств. Оснований, порочащих данный документ как доказательство, не выявлено.

Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства соответствуют требованиям ст. 26.11 КоАП РФ.

Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности сотрудников полиции, составлявших процессуальные документы, материалы дела не содержат, а исполнение ими своих служебных обязанностей, включая выявление административных правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного ФИО1 административного правонарушения.

Причин для оговора ФИО1 с их стороны не установлено.

Оснований не доверять перечисленным выше доказательствам не имеется, поскольку они полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину ФИО1 в совершении данного административного правонарушения.

Действия ФИО1 судья квалифицирует по ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ.

Доводы ФИО1 об отсутствии в ее действиях состава и события вмененного административного правонарушения, опровергается материалами дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении наказания судья учитывает личность ФИО1, характер совершенного административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения, учитывая в порядке статьи 4.2 КоАП РФ смягчающее вину обстоятельство - наличие несовершеннолетнего ребенка, считает необходимым назначить наказание в виде в виде штрафа, что в полной мере будет отвечать целям административного наказания.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

признать гражданина ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 руб.

Согласно с п. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Предупредить об ответственности за неуплату штрафа в установленный срок по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Сумму штрафа перечислить на счет Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (УФК по РБ) ОП № 9 Управление МВД России по городу Уфа ИНН <***>, КПП 027601001, банк получателя Отделение Национальный банк по РБ, номер счета получателя 40101810100000010001, БИК 048073001 Код ОКТМО 80701000, Код ОКАТО 80701000001 КБК 18811690040046000140, УИН 18880402211001764755.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Р.Р. Зайдуллин

Постановление25.01.2021