ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-354/18 от 16.05.2018 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 5-354/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Геленджик 16 мая 2018 года

Судья Геленджикского городского суда Краснодарского края Тарасенко И.А.;

с участием представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица – ООО «Геленджикская Транспортная Компания» - ФИО1, действующего на основании доверенности;

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Геленджикская Транспортная Компания»

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором РФ по охране природы в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и р. Адыгея регионального отдела федерального экологического надзора (г. Новороссийск) Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и р. Адыгея в отношении юридического лица ООО «Геленджикская Транспортная Компания» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, согласно которому 20.12.2017 года в 10 часов 30 минут по адресу <адрес> установлено, что ООО «Геленджикская Транспортная Компания» осуществляет деятельность с нарушением природоохранного законодательства, установленные п. 30 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 15, 19 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 01.09.2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».

Выслушав доводы представителя привлекаемого к административной ответственности, прихожу к выводу, что производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Геленджикская Транспортная Компания» по ст. 8.2 КоАП РФ следует прекратить.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами является административным правонарушением, и влечет наложение административного наказания.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляют действия (бездействие), в том числе, юридических лиц, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно ч. 1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (пункт 2 части 2)

Общие требования в области охраны окружающей среды, в том числе, при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов закреплены в статье 34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Так, часть 1 данной статьи установлено, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Данные требования, касающиеся отходов производства и потребления, перекликаются с требованиями, установленными частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которая гласит, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральным законом от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В статье 1 данного Федерального закона закреплено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения административного расследования в отношении ООО «СпецКапСтрой» по ст. 8.2 КоАП РФ Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление), установлено, что ООО «Геленджикская транспортная компания» (ИНН <***>) осуществляет производственную и хозяйственную деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства.

Так, в ходе проведения административного расследования у ООО «СпецКапСтрой» истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ.

ООО «СпецКапСтрой» представлен договор от 20.09.2017, приложение к Договору -&apos;ТУ от 20.09.2017, согласно которого, все отходы, образующиеся при работах ООО «СпецКапСтрой» передаются в ООО «Геленджикская транспортная компания», для дальнейшей транспортировки и утилизации, что подтверждается копией счета выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, и оплаченной суммой 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.

Согласно полученного ответа, ООО «Геленджикская транспортная компания» не осуществляет деятельность по сбору, транспортированию и утилизации отходов производства и потребления 1-4 класса опасности, в связи с чем у ООО «Геленджикская транспортная компания» отсутствует лицензия на осуществление деятельности в области обращения с отходами 1 - 4 классов опасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Поскольку должностным лицом не установлены отходы, сбор, накопление и вывоз которых инкриминируется ООО «Геленджикская Транспортная компания», то им не установлено и наличие состава административного правонарушения в действиях юридического лица.

Согласно части 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, предположение должностного лица трактуется в пользу юридического лица.

В силу ч.3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

В материалах дела отсутствуют доказательства опровергающие данные доводы юридического лица.

С учетом изложенного считаю, что старший государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и р. Адыгея не установил наличие состава административного правонарушения в действиях юридического лица.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

При изложенных обстоятельствах, административным органом не представлено объективных, достаточных и безусловных доказательств наличия в деятельности юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что производство по делу подлежит прекращению в виду отсутствия состава административного правонарушения и недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст. 30.6, п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, возбужденному в отношении юридического лица – ООО «Геленджикская Транспортная Компания» прекратить на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в виду отсутствия состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течении десяти суток со дня вручения копии настоящего постановления в Краснодарский краевой суд.

Судья