Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тольятти 20 апреля 2018 года
Судья Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области Гадельшина ФИО6
с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «Севилья» - Галузинского ФИО7
без участия ведущего контролера по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней Саратовской Государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» ФИО2 ФИО8.
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Севилья» (<данные изъяты>), предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Севилья», юридический адрес: <адрес>, фактическое расположение: <адрес>, является Обществом, осуществляющим деятельность по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в связи с чем в силу ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Далее - ПОД/ФТ) относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые в силу закона возложена обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. В числе прочих к таким мерам относятся организация и осуществление внутреннего контроля.
В ходе проведения административного расследования ведущим контролером Саратовской Государственной инспекции пробирного надзора по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней ФИО2 ФИО9. установлено, что в нарушение требования п.2 ст.7 Федерального закона 115-ФЗ, Правила внутреннего контроля (далее ПВК) ООО «Севилья», регламентирующие организационные основы в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, разработаны с учетом требований Центрального банка России, включая требования Положения Банка России от 15.12.2014 №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», т.е. для кредитных организаций (данная статья Федерального закона 115-ФЗ прямо указывает, что правила внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации (в данном случае I - постановления Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями» (далее - Постановление Правительства № 667).
ПВК Общества не учитывают или прямо противоречат некоторым положениям нормативных правовых актов в данной сфере, а именно:
1. пункты 2.6.4. ПВК Общества противоречат требованиям Постановления Правительства № 667, которыми установлено, что правила внутреннего контроля подлежат приведению в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о ПОД/ФТ не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами (согласно ПВК Общества - не позднее трех месяцев);
2. пункт 2.2.3 ПВК Общества противоречит требованиям постановления Правительства РФ от 29.05.2014 г. №492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (постановление Правительства №492), которыми установлено, что к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются квалификационные требования о наличии высшего образования по специальностям, относящимся к группе «Экономика и управление», либо «Юриспруденция», а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (согласно ПВК Общества - возможно наличие следующих квалификационных требований: высшее образование или опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет, или образование не ниже среднего профессионального и опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее одного года;
3. раздел 3 ПВК Общества не полностью учитывает требования п.1.4-2 новой редакции ст.7 Федерального закона 115-ФЗ (утв. 423-Ф3 от 30.12.2015), касающейся идентификации клиентов при осуществлении операции покупки ювелирных изделий из ДМ и ДК на сумму, превышающую 40000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40000 рублей (в ПВК Общества отсутствует информация, касающаяся обязательной идентификации клиентов при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, превышающую 100 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей).
Целевой инструктаж необходим в целях получения работниками базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля и программ её осуществления.
Одним из основных элементов реализации законодательства в сфере ПОД/ФТ для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, является обучение сотрудников организаций и на этой основе создание эффективной системы внутреннего контроля.
Приказом от 03.08.2010 №203 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, подученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее - Приказ Росфинмониторинга №203) утверждены «Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Настоящий Приказ Росфинмониторинга №203 устанавливает перечень работников и требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях ПОД/ФТ, указанных в ст.5 Федерального закона 115-ФЗ.
В перечень, предусмотренный Приказом Росфинмониторинга №203, включаются следующие работники:
а) руководитель организации;
б) руководитель филиала организации;
в) заместитель руководителя организации (филиала);
г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления;
д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо работник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;
е) работники юридического подразделения организации (при наличии);
ж) работники службы внутреннего контроля организации (при наличии);
з) иные работники организации с учетом особенностей её деятельности.
В нарушение требований п.п.3,6,10 Приказа Росфинмониторинга № 203, руководитель Общества не прошел однократное обучение в форме целевого инструктажа. ООО «Севилья» не был представлен документ, выдаваемый организацией, проводящей целевой инструктаж, подтверждающий прохождение руководителем организации целевого инструктажа.
Согласно приказам от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, специальным должностным лицом ООО «Севилья», ответственным за реализацию ПВК, назначен ФИО11 (далее СДЛ Общества).
ФИО1 соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым постановлением Правительства № к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля.
ФИО1 прошел соответствующее обучение и имеет диплом о высшем образовании от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Московским университетом потребительской кооперации с присвоением квалификации юрист по специальности «Юриспруденция».
В ноябре 2017 года ФИО1 прошел однократное обучение целевого инструктажа в специализированной организации (ООО <данные изъяты>») и получил свидетельство о прохождении обучения программе «Предупреждение отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» от ДД.ММ.ГГГГ серии ЦИ №.
В феврале 2016 года ФИО1 прошел повышение квалификации (плановый инструктаж) по программе «Предупреждение отмывания преступных доходов и финансирование терроризма в некредитных финансовых организациях. Порядок организации внутреннего контроля» от ДД.ММ.ГГГГ Однако данный инструктаж не имеет отношения к организациям, осуществляющим скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, а относится к деятельности некредитных финансовых организаций (ломбардов).
В нарушение требований п.10 Приказа Росфинмониторинга №, ФИО1 был назначен СДЛ Общества ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до прохождения обучения в форме целевого инструктажа - ДД.ММ.ГГГГ (лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно обучение в форме целевого инструктажа до начала осуществления таких функций).
Тем самым, Общество с ограниченной ответственностью «Севилья» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ - неисполнение законодательства Российской Федерации в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
В судебном заседании представитель ООО «Севилья», вину в совершенном ООО «Севилья» правонарушении признал, пояснил, что все нарушения устранены, представил в суд соответствующие документы.
В судебное заседание ведущий контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней Саратовской Государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» ФИО2 ФИО12 не явился, передал телефонограмму об отсутствии возможности к прибытию в суд.
Суд, выслушав пояснения представителя ООО «Севилья», исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к убеждению, что в действиях ООО «Севилья» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.
Административная ответственность по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ наступает за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от ДД.ММ.ГГГГ N203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Положение), в силу п.1 которого настоящее Положение устанавливает требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, указанных в статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (п. 2 Положения).
На основании п. 3 Положения в перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящего Положения, организацией (за исключением организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее - деятельность на финансовом рынке)) включаются следующие сотрудники:
а) руководитель организации;
б) руководитель филиала организации;
в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (далее - специальное должностное лицо);
д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;
е) руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии);
ж) сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии;
з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.
Согласно п.6 Положения обучение проводится в следующих формах:
а) вводный инструктаж;
б) дополнительный инструктаж;
в) целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях);
г) повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - повышение уровня знаний).
Однократное обучение в форме целевого инструктажа должен пройти руководитель организации (филиала). Лицо, занимающие на момент вступления в силу настоящего Положения должность руководителя организации, должно пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты вступления в силу настоящего Положения (п. 10 Положения).
Факт совершения административного правонарушения установлен следующими доказательствами: уведомлением о включении ООО «Севилья» в реестр специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями Саратовской государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации»; объяснением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ; Представлением прокуратуры <адрес> об устранении нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма от ДД.ММ.ГГГГ; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, определением об истребовании сведений ( информации) от ДД.ММ.ГГГГ; Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма ООО «Севилья»; Приказами №, №, № ООО «Севилья»; Трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ; Штатным расписанием ООО «Севилья»; Дипломом о высшем образовании; Свидетельствами о прохождении обучения; Уставом ООО «Севилья»
Действия ООО « Севилья» следует квалифицировать по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.
Вина ООО «Севилья» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, нашла свое полное подтверждение.
Указанный вывод суда основывается на исследованных доказательствах, которые у суда сомнений не вызывают, так как никаких нарушений при их получении, судом не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО « Севилья», а также исключающих производство по делу, судьей не установлено.
Смягчающим административную ответственность обстоятельством, суд признает признание вины и устранение нарушений, привлечение к ответственности впервые.
Судья считает, что у ООО «Севилья» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании вышеизложенного, учитывая характер совершенного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности ООО «Севилья», наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, принимая во внимание впервые совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, суд назначает наказание в виде предупреждения, предусмотренного санкцией статьи, полагая, что данное наказание обеспечит достижение целей административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.10, 3.12 КоАП РФ, суд,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать виновным юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Севилья», (юридический адрес: <данные изъяты>), в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.
Постановление может быть обжаловано в 10 дневный срок в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области.
Судья Ю.Р. Гадельшина