ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-354/2022 от 30.03.2022 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

дело № 5-354/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

30 марта 2022 года г.Нижний Новгород

Судья Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород О.А. Шевченко, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г.Нижний Новгород, ул.Большая Покровская, д.17, каб.208), с участием защитника,

дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекса, КоАП РФ), в отношении

ООО «РЫНОК НАРОДНЫЙ», ,

установил:

В Нижегородский районный суд г.Нижний Новгород поступило дело об административном правонарушении, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 40 минут по адресу г.Нижний Новгород, , ООО «РЫНОК НАРОДНЫЙ» предоставило торговое помещение лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальному предпринимателю .), который не имея разрешения на привлечение и использование иностранных работников, привлек к трудовой деятельности гражданина ., не имеющего патента, учитывая, что такой патент требуется в соответствии с федеральным законом.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении защитнику лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, разъяснены права, предусмотренные ст.25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст.51 Конституции Российской Федерации. Защитник . событие административного правонарушения признала, дала пояснения о том, что в настоящее время договор аренды с индивидуальным предпринимателем . расторгнут. В случае назначения административного наказания в виде административного штрафа просила суд применить часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Учитывая надлежащее извещение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие его законного представителя.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).

По общему правилу пункта 4 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

В силу пункта 1 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за предоставление лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу или патента, если такое разрешение или такой патент требуются в соответствии с федеральным законом.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ г.Нижний Новгород, ул.Нижне-волжская набережная , должностным лицом ОВМ ОП УМВД России по городу Нижнему Новгороду было выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 40 минут по адресу г.Нижний Новгород, (ярмарка «», торговое место ), индивидуальный предприниматель , не имея разрешения на привлечение и использование иностранных работников, привлек к трудовой деятельности в качестве продавца гражданина республики Таджикистан , не имеющего патента, учитывая, что такой патент требуется в соответствии с федеральным законом. При этом указанное торговое место (ярмарка «Народная») индивидуальному предпринимателю предоставило во временное пользование ООО «РЫНОК НАРОДНЫЙ» на основании договора о предоставлении торгового места от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судом исследованы и оглашены в судебном заседании письменные материалы дела, а именно: протокол об административном правонарушении Ю от ДД.ММ.ГГГГ; копия договора о предоставлении торгового места от ДД.ММ.ГГГГ; копия протокола Ю от ДД.ММ.ГГГГ; копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ; копия рапорта начальника отделения по работе с иностранными гражданами ОВМ ОП УМВД России по г.Нижнему Новгороду от ДД.ММ.ГГГГ; копия протокола Ф 52 от ДД.ММ.ГГГГ; копия данных физического лица; копия письменного объяснения .; копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ; копия письма ООО «РЫНОК НАРОДНЫЙ»; акт приема-передачи к соглашению о расторжении договора о предоставлении торгового места от ДД.ММ.ГГГГ; копия выписки из ЕГРЮЛ; копия журнала учета сведений об арендаторах; иные материалы дела.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что они получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с совокупностью других собранных по делу доказательств, являются допустимыми и достоверными относительно события административного правонарушения.

Следовательно, совокупность собранных по делу доказательства объективно свидетельствует о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 40 минут по адресу г.Нижний Новгород, , ООО «РЫНОК НАРОДНЫЙ» предоставило торговое помещение лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, который не имея разрешения на привлечение и использование иностранных работников, привлек к трудовой деятельности иностранного гражданина, не имеющего патента, учитывая, что такой патент требуется в соответствии с федеральным законом N 115-ФЗ.

Таким образом, действия ООО «РЫНОК НАРОДНЫЙ» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.16 КоАП РФ.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", суд приходит к выводу, что ООО «РЫНОК НАРОДНЫЙ» при должной внимательности и осмотрительности имело возможность для соблюдения требований миграционного законодательства, в том числе путем контроля за деятельностью арендатора торгового места, но всех возможных мер для этого не предприняло.

Обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, судом не установлено.

Оснований для признания совершенного организацией правонарушения малозначительным и освобождения ее от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

К обстоятельствам, смягчающих административную ответственность ООО «РЫНОК НАРОДНЫЙ», суд относит признанием обществом (в лице защитника своей вины.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не выявлено.

С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц и безопасности государства ввиду ненадлежащего исполнения ООО «РЫНОК НАРОДНЫЙ» публично-правовых обязанностей, возложенных на нее требованиями миграционного законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения между иностранными гражданами с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие, в частности, в связи с осуществлением иностранными гражданами на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности и необходимостью осуществления федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации с целью регулирования процессов внешней трудовой миграции.

На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом; при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Таким образом, при указанных обстоятельствах, суд находит необходимым назначить ООО «РЫНОК НАРОДНЫЙ» наказание в виде административного штрафа, которое по мнению суда отвечает принципам справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствует целям предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, законодатель, предусмотрев приведенные выше нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае, с учетом того, что назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Санкция частью 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание для юридических лиц, в том числе в виде административного штрафа в размере от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела (ООО «РЫНОК НАРОДНЫЙ» к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений ранее не привлекалось), характер совершенного административного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, а также принимая во внимание, что наложенный административный штраф в пределах санкции названной статьи может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, суд приходит к выводу, что имеются основания для снижения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера, не менее половины минимального размера, что соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 18.16, статьями 29.7-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Нижегородского районного суда г.Нижний Новгород,

постановил:

признать юридическое лицо ООО «РЫНОК НАРОДНЫЙ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Разъяснить, что частью 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи судья, вынесший постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Разъяснить, что часть 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает административную ответственность за неуплату в установленный срок административного штрафа.

Реквизиты на оплату штрафа: получатель платежа УФК по Нижегородской области (ГУ МВД России по Нижегородской области), ИНН 5257111625, КПП 525701001, ОКТМО 22701000, номер счета получателя платежа 40102810745370000024, наименование банка получателя платежа ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области, БИК 012202102, КБК 18811601181019000140, УИН 18891529990160918311.

Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г.Нижний Новгород в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья О.А. Шевченко

Копия верна

Судья О.А. Шевченко