ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-354/23 от 21.11.2023 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

К делу №5-354/23

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Темрюк 21 ноября 2023 года

Судья Темрюкского районного суда Краснодарского края Зенина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал, поступивший в суд из Контрольно-счетной палаты <адрес> в отношении должностного лица - главы Новотаманского сельского поселения <адрес>ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В Темрюкский районный суд для рассмотрения по существу поступил материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ,в отношении должностного лица - главы Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Гуменюк А.Д.

В судебное заседание представитель Контрольно-счетной палаты <адрес> не явился, представив в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, доводы, указанные в протоколе, поддерживают, просили назначить наказание в пределах санкции ст.15.15.3 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель должностного лица главы администрации Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Гуменюк А.Д. просил прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава административного нарушения на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ или назначить наказание в виде предупреждения.

Суд, выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав документы, имеющиеся в административном материале, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2.15 плана работы Контрольно-счетной палаты <адрес> (далее - Палата) на 2023 год, утвержденного приказом председателя Контрольно-счетной палаты <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением Контрольно-счетной палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «О проведении экспертно-аналитического мероприятия», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рамках экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения государственных программ <адрес> и краевой адресной инвестиционной программы за 2022 год» проведен анализ исполнения государственной программы<адрес> «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» за 2022 год.

В рамках указанного мероприятия рассмотрен вопрос о предоставлении субсидий из краевого бюджета местному бюджету муниципального образования Новотаманского сельского поселения <адрес> в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований (далее - МО) по организации водоотведения в целях строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров.

Установлено, что субсидия из краевого бюджета предоставляется в рамках реализации мероприятия 1.4.3 «Предоставление субсидий из краевого бюджета местным бюджетам МО <адрес> на софинансирование расходных обязательств МО <адрес> по организации водоотведения в целях строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров» подпрограммы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» государственной программы <адрес> «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

В соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В соответствии с п. 3 ст. 139 БК РФ, п. 3 Правил предоставления и распределения субсидий из бюджета <адрес> местным бюджетам муниципальных образований <адрес>, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ), порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета <адрес> местным бюджетам муниципальных образований <адрес> в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований <адрес>, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения при реализации мероприятий по созданию туристских кластеров в <адрес> в рамках подпрограммы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» государственной программы <адрес> «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» установлен приложением к государственной программе (далее - Порядок).

Условием предоставления субсидий муниципальным образованиям является заключение соглашения между главным распорядителем бюджетных средств (министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>) и местной администрацией муниципального образования <адрес> о предоставлении субсидии, содержащего, в том числе значения показателей результативности (результатов) использования субсидии и обязательства муниципального образования <адрес> по их достижению (п.6.1, пп. 7 п.7 Правил , п. 4.3 Порядка).

В ходе экспертно-аналитического мероприятия специалистами Контрольно-счетной палаты <адрес> установлено следующее.

В целях софинансирования расходного обязательства муниципального образования - разработка проектно-сметной документации по объекту «Строительство канализационного коллектора с очистными сооружениями в <адрес>» (Этап 2) (далее - Мероприятие) между Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (далее - Министерство) и Администрацией Новотаманского сельского поселения <адрес> (далее - Администрация) ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования <адрес> (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ). Объем финансирования работ по Мероприятию составил 4 600,0 тыс. рублей (в том числе средства краевого бюджета - 4 324,0 тыс. рублей) (п. 1.2, 2.1 и 2.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).

Плановое значение показателя результативности (результата) предоставления субсидии по Мероприятию - «разработана проектная и рабочая документация, получившая положительные заключения государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также определения сметной стоимости строительства объектов обеспечивающей инфраструктуры - 1 единица». Достижение показателя результативности (результата) запланировано в 2022 году (Приложение к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п. 4.3.3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Администрация обязана обеспечить достижение значений показателей результативности (результатов) использования субсидии, установленных в соответствии с приложением к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ («разработана проектная и рабочая документация, получившая положительные заключения государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также определения сметной стоимости строительства объектов обеспечивающей инфраструктуры - 1 единица в 2022 году»).

С целью реализации Мероприятия Администрацией с ООО «Специализированное монтажно-наладочное предприятие ЖКХ Удмуртской Республики»заключенмуниципальныйконтракт от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) на разработку проектно-сметной документации по объекту «Строительство канализационного коллектора с очистными сооружениями в <адрес>» (Этап 2) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

<адрес>

В соответствии с п. 4.8 Порядка и п. 4.1.3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ оценка эффективности использования субсидии осуществляется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства <адрес> с учетом обязательств по достижению значений показателей результативности (результатов) использования Субсидии, на основании данных отчетности, представленной Администрацией (путем сравнения установленного Соглашением о предоставлении субсидий и фактически достигнутого по итогам отчетного года значений показателя результативности предоставления субсидий).

Согласно Отчету о достижении значений показателей результативности (результатов) использования субсидии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, представленному Администрацией в Министерство, при плановом значении показателя «разработана проектная и рабочая документация, получившая положительные заключения государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также определение сметной стоимости строительства объектов обеспечивающей инфраструктуры» - 1 единица в 2022 году; фактическое его значение составило - 0.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Таким образом, Администрацией, как получателем средств бюджета <адрес>, нарушены условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии): не достигнуто плановое значение показателя результативности - не обеспечена разработка проектной и рабочей документации, получившей положительные заключения государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также определение сметной стоимости строительства объектов обеспечивающей инфраструктуры (1 единица) и невыполнены условия достижения показателя результативности (результата) использования субсидии и расходования бюджетных средств в сумме 4 600,0 тыс. рублей (в том числе средств краевого бюджета - 4 324,0 тыс. рублей) в нарушение пп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ, п. 4.3.3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного в соответствии с п. 6.1, пп. 7 п.7 Правил , п. 4.3 Порядка.

Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ заключено в целях реализации муниципальной программы Новотаманского сельского поселения «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в Новотаманском сельском поселении <адрес> на 2020-2022 годы», утвержденной постановлением администрации Новотаманского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - муниципальная программа).

Администрация Новотаманского сельского поселения является исполнителем мероприятия 3 «Подготовка проектно-изыскательной документации необходимой для строительства канализационного коллектора с очистительными сооружениями в <адрес>» муниципальной программы. Объем финансирования мероприятия на 2022 год предусмотрен в сумме 4 600,0 тыс. рублей, с непосредственным результатом реализации мероприятия - «Проектная и рабочая документация, получившая положительные заключения государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также определения сметной стоимости строительства объектов обеспечивающей инфраструктуры».

Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 31 Устава Новотаманского сельского поселения <адрес>, принятым Решением Совета Новотаманского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав), глава поселения является высшим должностным лицом муниципального образования, наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а так же возглавляет администрацию поселения Новотаманского сельского поселения <адрес>.

В соответствии с п. 1, п. 4 ст. 8 Устава Новотаманского сельского поселения <адрес> к вопросам местного значения относится: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.

При этом, в соответствии с примечанием к вышеуказанной норме, под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии с Решением территориальной избирательной комиссии Темрюкская от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации избранного главы Новотаманского сельского поселения <адрес>», Решением Совета Новотаманского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О вступлении в должность главы Новотаманского сельского поселения <адрес>», ФИО1 является главой Новотаманского сельского поселения <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Таким образом, должностным лицом - главой Новотаманского сельского поселения <адрес>ФИО1 в 00 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, ввиду ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, нарушены условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии): не достигнуто плановое значение показателя результативности - не обеспечена разработка проектной и рабочей документации, получившей положительные заключения государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также определение сметной стоимости строительства объектов обеспечивающей инфраструктуры (1 единица) и не выполнены условия достижения показателя результативности (результата) использования субсидии и расходования бюджетных средств в сумме 4 600,0 тыс. рублей (в том числе средств краевого бюджета - 4 324,0 тыс. рублей) в нарушение пп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ, п. 4.3.3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного в соответствии с п. 6.1, пп. 7 п.7 Правил , п. 4.3 Порядка.

Изложенное полностью подтверждается следующими письменными доказательствами (документами) по делу: копией распоряжения Контрольно-счетной палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «О проведении экспертно-аналитического мероприятия»; копией заключения Контрольно-счетной палаты <адрес> о результатах анализа исполнения государственной программы <адрес> «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» за 2022 год, проведенного в рамках экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения государственных программ <адрес> и краевой адресной инвестиционной программы за 2022 год» (стр. 22-24, 45); копией Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования <адрес>; копией отчета о достижении значения показателей результативности (результатов) использования субсидии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; копией решения Территориальной избирательной комиссии Темрюкская от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации избранного главы Новотаманского сельского поселения <адрес>»; копией решения Совета Новотаманского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О вступлении в должность главы Новотаманского сельского поселения <адрес>»; копией решения Совета Новотаманского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии Устава Новотаманского сельского поселения <адрес>»; копией решения Совета Новотаманского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Устав Новотаманского сельского поселения <адрес>»; копией выписки из ЕГРЮЛ; копией уведомления (извещения) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами по делу.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности составляет два года со дня совершения административного правонарушения и на момент составления настоящего протокола не истек.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями, установленными ст. 28.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, действия Гуменюк А.Д. правильно квалифицированы по ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ - нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Санкция ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении, выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с п.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, к которым суд относится отсутствие сведений о привлечении должностного лица за аналогичные правонарушения и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, которых судом не установлено.

Учитывая все вышеизложенные обстоятельства, Гуменюк А.Д. как должностному лицу судом назначается наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ являются финансовые интересы государства, установленный порядок предоставления межбюджетных трансфертов.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ заключается в совершении деяния, повлекшего нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.

Состав административного правонарушения по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ относится к формальным составам и не предполагает наступление негативных последствий. В формальных составах административных правонарушений вина заключается в осознании лицом противоправного характера совершаемого действия или бездействия, т.е. их незаконности.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бюджетной системы Российской Федерации и невыполнение им своих публично-правовых обязанностей по соблюдению условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (указанный вывод находит свое подтверждение в постановлениях Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-АД15-8, от ДД.ММ.ГГГГ-АД15-7, от ДД.ММ.ГГГГ-АД20-2 при рассмотрении вопроса о применении ст. 2.9 КоАП РФ к однородным правонарушениям).

Кроме того, допущенное должностным лицом административное правонарушение посягает на установленный порядок предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидий), в том числе на эффективное использование средств бюджетов, обеспечение гласности и прозрачности в сфере предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере.

Нарушение требований законодательства при расходовании межбюджетных трансфертов умаляет авторитет государственных органов, нарушает интересы государства, а также нарушает права граждан.

Доказательств об исключительном характере обстоятельств совершения данного административного правонарушения Гуменюк А.Д. в дело не представлено.

Учитывая вышеизложенное, судья не находит оснований для удовлетворения доводов представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного нарушения на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ или назначения наказания в виде предупреждения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о применении в отношении должностное лицо - главыНовотаманского сельского поселения Темрюкского района Гуменюк А.Д.наказание по части 3 статьи 15.15.3 в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Руководствуясь статьей 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

ПОСТАНОВИЛ:

признать виновным должностное лицо - главу Новотаманского сельского поселения Темрюкского района ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ и назначить ему административное наказание по части 3 статьи 15.15.3 в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Получатель: УФК по Краснодарскому краю (Контрольно-счетная палата Краснодарского края л/с 04182000100), ИНН 2309061852 КПП 230901001

Наименование Банка: Южное ГУ Банка России/УФК по

Краснодарскому краю г. Краснодар, БИК ТОФК 010349101

Единый казначейский счет: 40102810945370000010

Казначейский счет: 03100643000000011800

ОКТМО 03701000

КБК 810 1 16 01156 01 0000 140

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.

Судья Темрюкского

районного суда А.В.Зенина