ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-355/2017 от 21.12.2017 Курганинского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 5-355/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

г. Курганинск 21 декабря 2017 года

Судья Курганинского районного суда Краснодарского края Коробкин С.А., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ФИО1, потерпевших - №1, №3 и №2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ФИО1, <данные изъяты>, ранее привлекавшегося к административной ответственности, совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ.

установил:

Из материалов дела об административном правонарушении, поступивших из ОМВД России по Курганинскому району, следует, что в период времени с 01 июня 2017 года по 27 сентября 2017 года ФИО1, перекрыв проезд по полевой дороге мимо своей производственной базы, расположенной по адресу: Курганинский район, бывшие земли АСХО «Северное», отделение , путем размещения на данной дороге клавиш от комбайна, совершил самоуправство, причинив несущественный вред, выразившийся в невозможности проезда по данному участку полевой дороги.

ФИО1 в судебном заседании вину свою не признал и пояснил суду, что является главой КФХ, у него в собственности имеются объекты недвижимости, расположенные по адресу: Курганинский район, бывшие земли АСХО «Северное», отделение , где располагается база КФХ, а также земельный участок площадью 4682 кв.м. с кадастровым номером с технологическим проездом к его базе и земельному участку, который классифицируется как частная автомобильная дорога необщего пользования, относящаяся к частной или иной форме собственности. Данный технологический проезд в связи с его постоянным использованием для проезда в объезд п. Северного местными жителями и фермерской сельхозтехникой практически был разбит. В начале 2017 года он предложил фермерам отремонтировать совместно данный технологический проезд, если они желают им пользоваться. Местные фермеры согласились, однако денежные средства не собрали, отказавшись, таким образом, финансировать ремонт проезда. За счет собственных средств в апреле 2017 года он приобрел ГПС и произвел ремонт данного технологического проезда, после чего с целью пресечения воровства, бесконтрольного проезда и приведения его в негодность перекрыл проезд к базе собственного КФХ клавишами от комбайна. Данный проезд ни к каким социально значимым объектам не ведет, проезд к огородам жителей п. Северного может осуществляться из поселка по другой дороге.

Потерпевшая №1 суду пояснила, что на бывших землях АСХО «Северное», отделение , имеется полевая дорога, идущая в объезд п. Северного. Длительные годы, вплоть до 2017 года этой дорогой пользовались жители п. Северного для проезда к своим огородам, а также фермеры для проезда своей техники. В 2017 году эту дорогу отремонтировал ФИО1 и перекрыл проезд по ней, в связи с чем жители п. Северного вынуждены ездить в объезд к своим огородам по другой дороге, что причиняет им неудобства. Кроме того, сельскохозяйственная техника местных фермеров во время уборки в 2017 году стала проезжать через п. Северный, в том числе в ночное время, что также причиняет неудобства местным жителям.

Потерпевшие №3 и №2 дали суду аналогичные объяснения.

Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевших, изучив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ по следующим основаниям.

Административная ответственность по ст. 19.1 КоАП РФ предусмотрена за самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса.

Из материалов дела, а именно свидетельств о государственной регистрации права, договора купли-продажи от 27.12.2007, установлено, что в собственности ФИО1 имеются объекты недвижимости, расположенные по адресу: Курганинский район, бывшие земли АСХО «Северное», отделение , где располагается база КФХ, а также земельный участок площадью 4682 кв.м. с кадастровым номером .

К данным объектам недвижимости в качестве проезда используется полевая дорога, ремонт которой произведен ФИО1 в апреле 2017 года.

Из справки и.о. главы Петропавловского сельского поселения № 1421 от 17.10.2017 установлено, что технологическая дорога, ведущая к КФХ «Курбатов», бывшие земли АСХО «Северное», отделение , в реестре муниципальной собственности Петропавловского сельского поселения не числится.

Из письма заместителя главы МО Курганинский район от 07.11.2017 установлено, что проезд к бывшему отделению земель АСХО «Северное» не является автомобильной дорогой местного значения общего пользования и классифицируется как технологический проезд или как частная автомобильная дорога необщего пользования, относящаяся к частной или иной форме собственности.

Согласно ст. 3 Федерального закона Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":

- автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

- владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление;

- пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.

В соответствии со ст. 5 указанного закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

В силу ст. 6 указанного закона к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 27 указанного закона право использования автомобильных дорог общего пользования имеют физические и юридические лица, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Использование автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Правила использования частных автомобильных дорог определяются собственниками таких автомобильных дорог или владельцами таких автомобильных дорог в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Согласно ст. 28 указанного закона пользователи автомобильными дорогами имеют право:

свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ, заключается в самовольном вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществления лицом своего действительного или предполагаемого права.

В ходе производства по делу об административном правонарушении должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 не установило юридически значимые обстоятельства, позволяющие достоверно квалифицировать действия ФИО1 по ст. 19.1 КоАП РФ - отсутствуют доказательства того, что полевая дорога, которую перекрыл ФИО1 для свободного проезда, относится к дорогам общего пользования, что позволяет пользователям автомобильными дорогами свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств по ней, не определена её классификация и вид собственности, то есть отсутствуют доказательства объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ.

На основании части 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ, не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства дела, следовательно, состав указанного административного правонарушения в его действиях отсутствует.

Согласно ст. 24.5.2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 1.5, ч. 1 ст. 12.24, 26.1, 24.5.2, 29.4.2, 29.7 - 29.11, 30.1 - 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Копию постановления направить для сведения в ОМВД России по Курганинскому району.

Постановление может быть обжаловано путем подачи жалобы в Краснодарский краевой суд через Курганинский районный суд в течение 10 суток.

Судья ( подпись) С.А.Коробкин