Дело № 5-3568/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г.Краснодар 23 декабря 2020 года
Судья Октябрьского районного суда г.Краснодара Максименко А.В.,
при секретаре судебного заседания Антоновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал в отношении Акционерного общества «Краснодарский нефтеперерабатывающий завод - Краснодарэконефть» (ИНН <***>, ОГРН <***> от 01.10.2018), расположенного по адресу: 350007, <...>, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.20 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
В Октябрьский районный суд г.Краснодара поступил административный материал в отношении Акционерного общества «Краснодарский нефтеперерабатывающий завод - Краснодарэконефть» (далее - АО «КНПЗ-КЭН») по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ для принятия решения.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 06.11.2020 № 03-23-1579-П-1, правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: установлено, что АО «КНПЗ-КЭН» на территории объекта НВОС № 03-0123-004612-П, 1 категории, расположенном по адресу: 35007, РФ <...>, осуществляет деятельность по утилизации отходов: «смеси нефтепродуктов прочие, извлекаемые из очистных сооружений нефтесодержащих вод» 3 класса опасности; «отходы (пена) флотационной очистки нефтесодержащих сточных вод» 4 класса опасности, в отсутствие соответствующей лицензии, выданной в установленном порядке, что является нарушением положения п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Представитель Росприроднадзора в зал судебного заседания не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель АО «КНПЗ-КЭН» в судебном заседании просила прекратить производство по делу по основаниям, изложенным в возражениях, в виду отсутствия события административного правонарушения.
Допрошенный в судебном заседании специалист - главный эколог АО «КНПЗ-КЭН» ФИО1 пояснила суду, что АО «КНПЗ-КЭН» не осуществляется утилизация отходов «смеси нефтепродуктов прочие, извлекаемые из очистных сооружений нефтесодержащих сточных вод» и «отходы (пена) флотационной очистки нефтесодержащих сточных вод». Переработка ловушечного продукта осуществляется в соответствии с лицензией на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов от 24.09.2009 ВП - 00 - 009758 (ЖКНС), выданной как на основной вид деятельности АО «КНПЗ-КЭН».
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, судья приходит к выводу, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением руководителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 14.09.2020 № 14-04/48 в период с 01 октября 2020 года по 28 октября 2020 года проведена плановая проверка на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в отношении юридического лица - АО «КНПЗ-КЭН».
Проверкой установлено, что АО «КНПЗ-КЭН» на территории объекта НВОС № 03-0123-004612-П, 1 категории, расположенном по адресу: 35007, РФ, <...>, осуществляет деятельность по утилизации отходов: «смеси нефтепродуктов прочие, извлекаемые из очистных сооружений нефтесодержащих вод» 3 класса опасности; «отходы (пена) флотационной очистки нефтесодержащих сточных вод» 4 класса опасности, в отсутствие соответствующей лицензии, выданной в установленном порядке, что является нарушением положения п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Диспозицией ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Статьей 9 Закона № 89-ФЗ установлено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 14 данного закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;
Судьей установлено, что АО «КНПЗ-КЭН» не осуществляется утилизация отходов «смеси нефтепродуктов прочие, извлекаемые из очистных сооружений нефтесодержащих сточных вод» и «отходы (пена) флотационной очистки нефтесодержащих сточных вод».
Очистка сточных вод от нефтепродуктов, использование очищенных вод в оборотной системе и переработка ловушечного продукта в производстве осуществляется в соответствии с технологическими регламентами работы очистных сооружений и технологических установок АВТ и АТ-2 как единый процесс технологического производства нефтепродуктов, который является основным видом деятельности Общества (19.20 -производство нефтепродуктов).
На очистных сооружениях АО «КНПЗ-КЭН» при очистке сточных вод от нефтепродуктов осуществляется улавливание нефтяной пленки и возврат на начальную стадию очистки (песколовку), откачка нефтепродуктов и нефтегрязи осуществляется из приемного бассейна в резервуары №№ 12,13 и №№87,88, где осуществляется разделение откаченной смеси на ловушечный нефтепродукт, воду и Осадок. Ловушечный продукт собирается в резервуаре №103, вода направляется на очистные сооружения, а Осадок направляется в резервуары №93, 94.
При этом АО «КНПЗ-КЭН» имеет лицензии на эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, выданные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.09.2009 ВП - 00 - 009758 (ЖКНС) и от 06.07.2011 ЭХ - 30- 003796 (ЖХ).
Виды деятельности АО «КНПЗ-КЭН» указаны в приложении к лицензии от 24.09.2009 ВП - 00 - 009758 (ЖКНС). Одним из видов деятельности является переработка воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ.
Комплекс очистных сооружений так же относится к опасным производственным объектам. «Ловушечный продукт (нефтепродукт очистных сооружений)» вовлекается в производство, согласно стандарту СТО 009-2009 и Инструкции по отработке ловушечного продукта от 09.11.2015 №169.
Таким образом, переработка ловушечного продукта осуществляется в соответствии с лицензией на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов от 24.09.2009 ВП - 00 - 009758 (ЖКНС), выданной как на основной вид деятельности АО «КНПЗ-КЭН».
Получение лицензии на утилизацию ловушечного продукта приведет к двойному лицензионному контролю в отношении одних и тех же объектов производства.
В соответствии с п. 3 Приказа Минприроды России от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности» класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:
- на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталогеотходов (далее - ФККО) и банке данных об отходах (далее - БДО), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 №792;
- при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, вФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного Приказом МПР России от 05.12.2014 № 541, предусмотрено установление класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, и осуществляется посредством сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО.
Вид отходов, класс опасности которого требует подтверждения, признается соответствующим аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма.
Класс опасности проб, отобранных на очистных сооружениях АО «КНПЗ-КЭН», определялся исходя из химического (компонентного) состава и степени токсичности пробы. В ходе проверки допущены нарушения при проведении исследований отобранных проб.
Согласно протоколу испытаний (измерений) проб отхода от 22.10.2020 №3380, заключению Ейского отдела Азово-Черноморского испытательного центра ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю от 23.10.2020 №145, протоколу испытаний (измерений) проб отхода от 22.10.2020 №3370, заключению Ейского отдела Азово-Черноморского испытательного центра ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю от 23.10.2020 №144 содержание механических примесей в пробах определялись по «ГОСТ 6370-2018 Межгосударственный стандарт. Нефть, нефтепродукты и присадки. Метод определения механических примесей», который вступает в силу с 01.12.2021. Данный стандарт устанавливает метод определения механических примесей в нефти, нефтепродуктах и присадках.
Таким образом, на момент проведения проверки ГОСТ 6370-2018 не действовал, в связи с чем не мог быть применен.
Согласно БДО содержание нефтепродуктов в отходе «смеси нефтепродуктов прочие, извлекаемые из очистных сооружений нефтесодержащих сточных вод» 3-его класса опасности должно быть не менее 70%.
Вместе с тем, протоколом испытаний проб отходов установлено содержание нефтепродуктов в отходе «смеси нефтепродуктов прочие, извлекаемые из очистных сооружений нефтесодержащих сточных вод» - 27,0%.
Таким образом вышеназванный отход не может быть отнесен к таковому, поскольку составляет менее 70%, установленных БДО.
В соответствии с Критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденными приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536, класс опасности проб «отходов» подтвержден исходя из кратности разведения водной вытяжки из отхода, так проба - «смеси нефтепродуктов прочие, извлекаемые из очистных сооружений нефтесодержащих сточных вод» отнесена к 3-ему классу опасности, проба «отходы (пена) флотационной очистки нефтесодержащих сточных вод» к 4 классу опасности.
Определение кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует, основано на биотестировании водной вытяжки отходов - исследовании токсического действия на гидробионты водной вытяжки из отходов, полученной с использованием воды, свойства которой установлены применяемой методикой биотестирования при массовом соотношении отхода и воды 1:10.
При определении токсичности использовались методики ФР. 1.39.2007.03222 «Методика определения токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков сточных вод, отходов по смертности и изменению плодовитости дафний» и ФР. 1.39.2007.03223 «Методика определения токсичности воды, водных вытяжек из почв, осадков сточных вод и отходов по изменению уровня флуоресценции хлорофилла и численности клеток водорослей», которые позволяют так же определять острую и хроническую токсичность сточных и очищенных вод.
Согласно Технологическому регламенту сточные воды, поступающие в приемный бассейн очистных сооружений, содержат до 2000 мг/л нефтепродуктов, а во флотаторы - до 100 мг/л нефтепродуктов.
Согласно стандарту ГОСТ 26098-84 «Нефтепродукты. Термины и определения» нефтепродукты обладают свойством «токсичность» - эксплуатационное свойство, характеризующее воздействие нефтепродукта или продуктов его сгорания и разложения на человека и окружающую среду.
Таким образом, токсичность отобранной пробы не доказывает ее принадлежность к отходам, так как методика применима и к сточным водам, а сточные воды, поступающие на очистные сооружения АО «КНПЗ-КЭН», содержат нефтепродукты.
На основании вышеизложенного, судья приходит к выводу, что представленные протоколы испытаний (измерений) проб не могут являться допустимыми доказательствами наличия вины привлекаемого к административной ответственности лица и события вменяемого административного правонарушения, поскольку материалами дела установлено обратное.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «КНПЗ-КЭН» по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.9 и 29.25 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Прекратить производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении Акционерного общества «Краснодарский нефтеперерабатывающий завод - Краснодарэконефть» (ИНН <***>, ОГРН <***> от 01.10.2018), расположенного по адресу: 350007, <...>, на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - за отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Краснодара в течение 10 суток со дня со дня вручения или получения копии постановления.
Судья-