№ 5-3571/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г.Дмитров 27 декабря 2021 г.
Судья Дмитровского городского суда Московской области Першина О.В., рассмотрев с участием представителей по доверенности юридического лица Муниципальное бюджетное учреждение «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» ФИО1 и ФИО2, на основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ,
дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ, в отношении юридического лица Муниципальное бюджетное учреждение «Музей-заповедник «Дмитровский кремль», ОГРН <данные изъяты>,
У С Т А Н О В И Л:
В Дмитровский городской суд Московской области поступило на рассмотрение дело об административном правонарушении в отношении юридического лица МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» на земельных участках с кадастровыми номерами № на территории объекта культурного наследия федерального значения «Земляные валы, XVI в.» допустило выполнение монтажа объекта: аттракциона игровой комплекс для улицы «Детский веревочный парк» размером 18х18 метров. В нарушение приведенных требований Закона об объектах культурного наследия данная хозяйственная деятельность в границах территории объекта культурного наследия с государственным органом охраны объектов культурного наследия (ГУКН МО) в установленном порядке не согласована. Историко-культурная экспертиза до начала проведения работ не проводилась. Работы по возведению аттракциона игровой комплекс для улицы «Детский веревочный парк» размером <данные изъяты> проводятся с нарушением установленного режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Земляные валы, 16в.», утвержденного распоряжением Главного управления культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№РВ-115 и требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Дмитровский городской прокурор, надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» в его отсутствие.
Представители по доверенности ФИО1 и ФИО3 просили производство по делу в отношении МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» прекратить, в виду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ.
В письменных пояснениях и в судебном заседании пояснили, что между МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» и ИП ФИО6 заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на поставку и монтаж игрового комплекса для улицы «Детский веревочный парк». В соответствии с Техническим заданием к контракту, монтаж будет производиться в стеснённых условиях, в границах объектов культурного наследия Федерального значения «Дмитровское городище» и «Земляные валы, XVI в.». В соответствии с распоряжением Главного управления культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№РВ-115, хозяйственная деятельность в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Земляные валы, 16 в.» разрешается по специально разработанным проектам, согласованным с органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, т.е. при наличии согласованного ГУКН <адрес> раздела об обеспечении сохранности соответствующего объекта культурного наследия. Разделы обеспечения сохранности объектов культурного наследия федерального значения «Земляные валы, 16 в.», «Дмитровское городище» согласованы ГУКН Московской области в установленном порядке, о чем выдано письмо-согласование ГУКН Московской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № 34Исх-2678.
ГУКН <адрес> в рамках федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия» провело проверку в отношении объектов культурного наследия федерального значения «Земляные валы, XVI в.» и объекта культурного наследия федерального - значения «Дмитровское городище». Согласно Акту выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ№/АО, разделом дана оценка воздействия проведенных работ, включая возведение «Детского веревочного парка» и «Шатра» на объект культурного наследия федерального значения «Земляные валы, XVI в.», что исключает нарушение требований ч. 2 ст. 36 Федерального закона №-Ф3. Проведенные работы по благоустройству полностью соответствуют требованиям законодательства об охране объектов культурного наследия. Нарушения не выявлены. Аналогичный вывод сделан в Акте выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ№/АО.
Кроме того, вопреки доводам прокуратуры, данный объект аттракционом не является, поскольку в соответствии с Решение Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ «О техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов»: аттракцион - оборудование, которое предназначено для развлечения пассажиров во время движения, включая биомеханические воздействия. Согласно техническому паспорту изделия «Игровой комплекс для улицы «Веревочный парк» объект представляет собой серию последовательно расположенных этапов, размещенных на высоте, устанавливается в местах отдыха. Согласно письму <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 25Исх- 27246 Веревочный парк является игровым оборудованием и не обладает признаками аттракциона, определенными техническим регламентом и ГОСТ 33807-2016.
Также отметили, что Дмитровская городская прокуратура в рамках проведенной проверки не привлекала к участию уполномоченный надзорный орган - ГУКН <адрес>, в связи с чем, доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении являются несостоятельными.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующим выводам.
Статьей 7.13 ч. 1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» использует на праве безвозмездного пользования объект культурного наследия «Оборонительный вал <адрес>», находящийся в собственности Российской Федерации, являющийся памятником культурного наследия федерального значения, с реестровым номером № в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ
№ «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры
в РСФСР» указанный объект входит в список памятников культуры, подлежащих охране как памятника государственного значения.
Комитетом по управлению имуществом Администрации Дмитровского городского округа на основании договора безвозмездного пользования земельным участком №-к от ДД.ММ.ГГГГ МБУ «Музей-Заповедник «Дмитровский Кремль» сроком до ДД.ММ.ГГГГ передан земельный участок с кадастровым номером №
Постановлением И.о. Главы Администрации <данные изъяты>ФИО7№ от ДД.ММ.ГГГГ МБУ «Музей-Заповедник «Дмитровский Кремль» в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок с №. В соответствии с выпиской о зарегистрированных правах в сведения ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования МБУ «Музей-Заповедник «Дмитровский Кремль».
Согласно сведениям, размещенным в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности <адрес>, земельные участки с кадастровыми номерами 50:04:0010605:66, 50:04:0010605:1324 полностью расположены в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Земляные Валы», которая имеет особый режим использования (ст. 5.1 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Основным из принципов Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» является сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направление на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно пункту 13 статьи 18, пункту 1 статьи 33 ФЗ № 73 объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.Согласно пункта 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Статьей 47.3 ФЗ № 73 установлено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:
- осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
- обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
- соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
- не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 5.1 ФЗ № 73 установлено, что в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Как следует из пункта 1 статьи 31 ФЗ № 73 историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 ФЗ № 73 работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 названного закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 данного закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях производится при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно положениям ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
Согласно положениям ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность: виновность лица в совершении административного правонарушения: обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренные КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Все доказательства, добытые в ходе расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении, должны находиться в материалах дела. Копии указанных процессуальных документов их не заменяют, и расцениваться в качестве процессуальных доказательств по делу об административном правонарушении, по которому они были составлены, не могут.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Бремя доказывания виновности лица возлагается на субъект публичной власти, а привлекаемое к административной ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно представленного в судебном заседании копии письма-согласования № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного начальником Главного управления культурного наследия <адрес>ФИО8, рассмотрена проектная документация: «Раздел об обеспечении сохранности объектов культурного наследия, находящихся на территории участка, при проведении работ по благоустройству Советской площади, расположенной в <адрес>» и «Раздел об обеспечении сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Дмитровское городище» в рамках работ по объекту «Благоустройство Советской площади, <адрес>, г/п Дмитров, <адрес>», находящихся на территории участка, при проведении работ по благоустройству Советской площади в <адрес>», установлено, что при проведении указанных работ негативное воздействие на их физическую сохранность и характер восприятия оказано не будет, все проводимые работы не противоречат правовым режимам использования земельных участков в границах территорий объектов культурного наследия. На данный раздел экспертом, аттестованным Министерством культуры РФ, составлено положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.
Таким образом, согласно представленным документам, обязанность по соблюдению требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и режим использования земель в границах территорий объектов культурного наследия МБУ «Музей-Заповедник «Дмитровский Кремль» не нарушена, в связи с чем суд приходит выводу об отсутствии в действиях МБУ «Музей-Заповедник «Дмитровский Кремль» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ.
На основании п.2 ч.1 ст.24.5, ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ в отношении юридического лица Муниципальное бюджетное учреждение «Музей-Заповедник «Дмитровский Кремль» прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд через Дмитровский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: