Дело № 5-357/2021; УИД 42RS0010-01-2021-000602-91
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Киселёвск 1 апреля 2021 года
Судья Киселёвского городского суда Кемеровской области Зоткина Т.П. (652700 <...>), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
ФИО1, <данные изъяты>, ранее привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
25 февраля 2021 года инспектором ОИАЗ Отдела МВД России по г. Киселевску лейтенантом полиции ФИО2 в отношении ФИО1 был составлен протокол № об административном правонарушении.
Как следует из протокола об административном правонарушении, 25 февраля 2021 года с 11 часов 00 минут до 11 часов 10 минут ФИО1, находясь в общественном месте возле здания администрации Киселевского городского округа, расположенного по адресу <...>, организовал и провел в общественном месте одиночный пикет, который согласно Федеральному закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 года № 54-ФЗ является одной из форм проведения публичного мероприятия, с использованием плаката «Я не могу дышать! Разрез Шахты № 12 Разрез Коксовый Метан, СО, Газ, Пыль», то есть не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Кемеровской области, введенные распоряжением Губернатора Кемеровской области-Кузбасса «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Кемеровской области-Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой и коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 14.03.2020 года № 21-рг, введенные в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил поведения обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» от 02.04.2020 года № 417, чем нарушил ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 года № 54-ФЗ, подп. А п. 3 постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил поведения обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» от 02.04.2020 года № 417, а также п. 3.2 распоряжения Губернатора Кемеровской области-Кузбасса «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Кемеровской области-Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой и коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 14.03.2020 года № 21-рг (в ред. распоряжения Губернатора Кемеровской области-Кузбасса «О снятии отдельных ограничений и внесении изменений в некоторые распоряжения Губернатора Кемеровской области-Кузбасса» от 12.01.2021 года № 1-рг), чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 8 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
ФИО1 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях не признал, пояснив, что провел одиночный пикет на законных основаниях. 24 февраля 2021 года он обратился в Администрацию Киселевского городского округа Кемеровской области с заявкой о проведении одиночного пикета перед зданием Администрации, расположенной по адресу <...>. Он отдал заявку в двух экземплярах в окно Администрации Киселевского городского округа, на ней был поставлен штамп, один экземпляр заявки вернули ему. 25 февраля 2021 года он вышел на одиночный пикет с плакатом. Он находился возле здания Администрации Киселевского городского округа возле входа в 11 часов. Через 10 минут к нему подошли сотрудники полиции, спросили у него документы. Он предъявил сотрудникам полиции паспорт и заявку на проведение пикета. Сотрудники полиции предложили ему пройти с ним. Он решил зайти в Администрацию Киселевского городского округа, чтобы оставить заявку на проведение одиночного пикета 26-28 февраля 2021 года. Когда он зашел в здание Администрации Киселевского городского округа, ему отдали ответ от 24.02.2021 года и сказали, что он не имел права проводить пикет. 26-28 февраля 2021 года он на пикет не выходил. О том, что на территории Кемеровской области действует режим повышенной готовности, он не знал. Перед тем, как начать пикет 25 февраля 2021 года он в Администрацию Киселевского городского округа не заходил, о том, какое принято решение по его заявке не выяснял. Он полагал, что подав заявку на проведение одиночного пикета, он имеет право на его проведение.
Защитник ФИО1 – Бшоян Д.О. в судебном заседании в дополнении к пояснениям, данным ФИО1, пояснил, что 25 февраля 2021 года ФИО1 должен был подойти к Администрации Киселевского городского округа к 10 часам, подошел позднее. В автомобиле на стоянке возле Администрации Киселевского городского округа находился журналист, который брал интервью у ФИО1, фамилию журналиста назвать не может. Журналист зашел в Администрацию Киселевского городского округа и предупредил, что ФИО1 выйдет на одиночный пикет. Он тоже зашел в здание администрации и предупредил о предстоящем пикете. Представитель Администрации Киселевского городского округа мог вручить ему ответ о запрещении пикета, чего сделано не было. После того, как ФИО1 вышел на одиночный пикет, через 6 минут к нему подошли сотрудники полиции и задержали его. Ему известно, что в Кемеровской области действует режим повышенной готовности, однако полагает, что распоряжение Губернатора Кемеровской области запрещает массовое скопление людей. ФИО1 находился на пикете один и распоряжение Губернатора Кемеровской области не нарушал. Считает, что одиночный пикет массовым публичным мероприятием не является.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО2 в судебном заседании пояснила, что на момент проведения пикета ФИО1 на территории Кемеровской области действовало распоряжение Губернатора Кемеровской области о приостановлении до особого распоряжения проведения на территории Кемеровской области – Кузбасса публичных и иных массовых мероприятий. Одиночный пикет является одной из форм публичных мероприятий. Для проведения пикета ФИО1 следовало не только подать заявку, но и дождаться ответа на нее. Проведение одиночного пикета ФИО1 было запрещено.
Судья, заслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – ФИО1, его защитника Бшоян Д.О., изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 8 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Исходя из разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» от 26.06.2018 года № 28 объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, образует невыполнение или ненадлежащее выполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, установленных ч. 4 ст. 5 Закона о публичных мероприятиях, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 - 4, 7, 8 статьи 20.2 КоАП РФ.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение указанных обязанностей может выражаться в том числе в необеспечении соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом публичной власти; в непредъявлении участникам публичного мероприятия требований о соблюдении общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, о прекращении нарушения ими закона; в непринятии мер по приостановлению публичного мероприятия или его прекращению в случае совершения участниками такого мероприятия противоправных действий; в отсутствии отличительного знака организатора публичного мероприятия (нагрудного знака депутата), за исключением случая проведения пикетирования одним участником.
При этом под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (часть 1, пункт 3 части 3 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях)(п. 28).
Административная ответственность организатора публичного мероприятия по ч. 1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает также в случаях организации или проведения публичного мероприятия, если органом публичной власти в его проведении отказано по предусмотренным законом основаниям (часть 5 статьи 5, часть 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях) (п. 29).
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется). При этом исходя из содержания п. 3 ч. 4 и ч. 5 ст. 5 Закона о публичных мероприятиях под подачей уведомления в установленном порядке следует понимать в том числе определение места, времени, условий проведения публичного мероприятия в результате согласительных процедур (п. 30).
В силу ч. 1.1 ст. 7 Закона о публичных мероприятиях уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию (п. 31).
Участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные ч. 2 ст. 6 Закона о публичных мероприятиях, например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения.
Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административном правонарушении, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных ч. ч.3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях. К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации (п. 32).
Как следует из письменных материалов дела, 24 февраля 2021 года ФИО1 обратился в Администрацию Киселевского городского округа с уведомлением о проведении одиночного пикета 25 февраля 2021 года по адресу <...> возле здания Администрации Киселевского городского округа против шахты № 12 и разреза «Коксовый» (л.д.9).
Письмом Администрации Киселевского городского округа от 24.02.2021 года № 311 до сведения ФИО1 было доведено, что уведомление о проведении им пикетирования не требовалось. Вместе с тем, поскольку пикетирование является публичным мероприятием, его проведение на территории Кузбасса до особого распоряжения приостановлено на основании п. 2.1 распоряжения Губернатора Кемеровской области-Кузбасса «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Кемеровской области-Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 14.03.2020 года № 21-рг (л.д.10).
От получения указанного ответа ФИО1 отказался, о чем свидетельствует сообщение, направленное заместителем главы Киселевского городского округа – управляющего делами начальнику Отдела МВД России по г. Киселевску (л.д.8).
То, что 25 февраля 2021 года с 11 часов 00 минут до 11 часов 10 минут ФИО1 провел одиночный пикет возле Администрации Киселевского городского округа по адресу <...> с использованием транспаранта с надписью «Я НЕ МОГУ ДЫШАТЬ! РАЗРЕЗ ШАХТЫ №12 РАЗРЕЗ КОКСОВЫЙ МЕТАН, СО, ГАЗ, ПЫЛЬ», подтверждается фотографиями, имеющимися в материалах дела (л.д.6-7) и ФИО1 в судебном заседании не оспаривалось.
Как было указано выше, административная ответственность организатора публичного мероприятия по ч. 1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает в случае проведения публичного мероприятия, если органом публичной власти в его проведении отказано по предусмотренным законом основаниям.
В соответствии с подп. а2 п. а ст. 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 года № 68-ФЗ, Правительство РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 года № 417.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что при введении режима повышенной готовности граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (подп. а); выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (подп. б).
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 года № 68-ФЗ, органы государственной власти субъектов РФ:
- принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подп. а);
- устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. у);
- с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. а.2. ст. 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подп. а.1 ст. 10 настоящего Федерального закона.
Во исполнение приведенных выше положений Губернатором Кемеровской области – Кузбасса принято распоряжение «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Кемеровской области – Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 14.03.2020 года № 21-рг.
На основании п. 2.1 указанного распоряжения (в ред. от 25.02.2021 года) проведение на территории Кемеровской области - Кузбасса публичных и иных массовых мероприятий приостановлено до особого распоряжения.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 года № 54-ФЗ пикетирование является публичным мероприятием.
В связи с чем, за нарушение п. 2.1 распоряжения Губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 14.03.2020 года № 21-рг, а именно за проведение публичного мероприятия, его организатор подлежит привлечению к административной ответственности.
Поскольку 25 февраля 2021 года ФИО1, в нарушении п. 2.1 распоряжения Губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 14.03.2020 года № 21-рг, провел одиночный пикет с использованием транспаранта возле здания Администрации Киселевского городского округа по адресу <...>, в его действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Давая пояснения по делу об административном правонарушении, защитник ФИО1 – Бшоян Д.О. указывал на то, что одиночный пикет массовым мероприятием не является и ФИО1, находясь на пикете один, распоряжение Губернатора Кемеровской области, запрещающее массовые скопления людей, не нарушал. Между тем, указанные доводы не могут быть приняты судом во внимание, так как основаны на неправильном толковании норм права.
Что касается доводов ФИО1 и его представителя о том, что ответ на заявку о проведении пикета был получен после проведения пикета и о том, что проведение пикета запрещено ФИО1 не знал, то они не могут быть приняты судом во внимание, поскольку ФИО1, действуя разумно с должной степенью осмотрительности, следовало дождаться ответа на поданную им заявку и после этого принимать решение о проведение или не проведение пикета.
Постановлением судьи Киселевского городского суда Кемеровской области от 01.10.2020 года, вступившим в законную силу 13 октября 2020 года, ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 10000 руб. (л.д.27-30).
Таким образом, в период, когда ФИО1 считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, он совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, действия ФИО1 следует квалифицировать по ч. 8 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлены следующие виду административного наказания: административный штраф от 150000 до 300000 руб., обязательные работы на срок от 40 до 200 часов, или административный арест на срок до тридцати суток.
При назначении административного наказания суд учитывает характер и общественную опасность совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение и считает возможным назначить наказание в виде обязательных работ, полагая, что указанное наказание позволит достигнуть цели восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения им новых противоправных деяний.
Учитывая в полной мере обстоятельства дела, характер правонарушения, в целях назначения справедливого и соразмерного наказания и возможности его исполнения, считаю необходимым назначить административное наказание в виде обязательных работ сроком 60 часов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения от административной ответственности, не имеется.
Оснований для признания совершенного ФИО1 административного правонарушения малозначительным нет, поскольку совершенное административное правонарушение посягает на общественный порядок и общественную безопасность.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истек.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО1, <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде обязательных работ сроком 60 (шестьдесят) часов.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Зоткина Т.П.