К делу № 5-359/19
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
24 апреля 2019 года Первомайский районный суд города Краснодара в составе:
председательствующего Гареевой С.Ю.
при секретаре Тищенко Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ в отношении главного хранителя фондов государственного бюджетного учреждения культуры Краснодарского края «Краснодарский государственный историко-археологический музей – заповедник им. Е.Д. Фелицина» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
В производство Первомайского районного суда г.Краснодара из Управления Минкультуры России по ЮФО и СКФО поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.19.15 КоАП РФ в отношении главного хранителя фондов государственного бюджетного учреждения культуры Краснодарского края «Краснодарский государственный историко-археологический музей – заповедник им. Е.Д. Фелицина» ФИО1
В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО5, действующая на основании доверенности, просили производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Выслушав ФИО1 и ее представителя, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, судья приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Объективная сторона части 1 статьи 19.5 КоАП РФ выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства. Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием. Законность предписания означает, что оно выдано тем органом (должностным лицом), в компетенцию которого входит осуществление государственного надзора.
Из буквального толкования диспозиции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства.
В соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ уполномоченные государственные органы (должностные лица) вправе осуществлять надзорные (контрольные) функции в отношении граждан, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих коммерческую и некоммерческую деятельность. При этом указанные органы и должностные лица могут выносить обязательные для исполнения предписания (постановления, представления, решения) о прекращении нарушений тех или иных норм закона, устранении негативных последствий, восстановлении первоначального положения, заключении договоров с конкретными условиями и субъектами, о расторжении или изменении договоров и т.д.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с требованиями ст. 26.2, ст. 26.11 КоАП РФ лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых производится после всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. При этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Как было установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, Управлением Минкультуры России по ЮФО и СКФО в период с 15.05.2017г. по 09.06.2017г. проводилась проверка деятельности государственного бюджетного учреждения культуры Краснодарского края «Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д.Фелицына».
По результатам проведенной проверки Управлением Музею было выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 24.05.2017 № 18, согласно которому Музею в срок до 01.06.2018 необходимо было выполнить процедуру отнесения документов и коллекций к книжным памятникам в количестве 9439 штук, за исключением регистрации книжных памятников в реестре книжных памятников.
В период с 29.05.2018г. по 04.06.2018г. Управлением была проведена внеплановая проверка исполнения Музеем требований предписания от 24.05.2017 № 18.
По результатам проверки 04.06.2018г. Управлением было вынесено предписание № 12 «Об устранении выявленных нарушений», во исполнение которого Музей был обязан в срок до 31.01.2019г. завершить процедуру отнесения документов и коллекций «Редкой книги» к книжным памятникам в количестве 9417 единиц хранения (за исключением регистрации книжных памятников в реестре книжных памятников).
Во исполнение предписания Музей письмом от 23.01.2019 № 01-09-58 уведомил Управление о том, что в 2018 г. ведется (продолжена) работа по выявлению документов коллекции «Редкая книга», начато составление перечня, в который по состоянию на 01.01.2019г. внесено 260 музейных предметов и ходатайствовал о переносе срока исполнения предписания установленного до 31.01.2019г. на более длительное время.
Внеплановой проверкой проведенной Управлением в период с 11.02.2019г. по 11.03.2019г. установлено неисполнение Музеем предписания от 04.06.2018 г. № 12 в установленный срок в полном объеме. В связи с чем, Музею было выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 11.03.2019г. № 10 и составлен акт № 17 от 11.03.2019 г. Вместе с тем, деятельность музеев Российской Федерации регламентирована Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 № 54-ФЗ.
Порядок учета и хранения музейных предметов регулируется Приказом Министерства культуры от 17.07.1985 № 290 «Об утверждении «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР».
Действующими нормативно-правовыми актами и ведомственными приказами в отношении музеев не регламентирована процедура и не предусмотрена обязанность по отнесению документов и коллекций «Редкая книга» из Музейного Фонда Российской Федерации к книжным памятникам.
Порядок отнесения документов к книжным памятникам, Порядок регистрации книжных памятников, Порядок ведения реестра книжных памятников утверждены Приказом Министерства культуры РФ от 03.05.2011г. № 429 «Об утверждении порядков отнесения документов к книжным памятникам, регистрации книжных памятников, ведения реестра книжных памятников» в обеспечение статьи 16.1 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле», регулирующего деятельность библиотек и библиотечного дела в целом.
Так п. 2.6. Порядка отнесения документов к книжным памятникам, утв. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 03.05.2011 № 429 предусматривает, что процедура отнесения документов и коллекций к книжным памятникам включает следующие действия: выявление документов и коллекций, обладающих признаками книжных памятников в соответствии с п. 2.2 - 2.3 настоящего Положения; идентификация выявленных документов и коллекций в соответствии с критериями отнесения к книжным памятникам; создание машиночитаемых записей книговедческого характера на документы и коллекции, обладающие признаками книжных памятников; экспертная оценка документов или коллекций, обладающих признаками книжных памятников, и принятие решения о присвоении статуса книжного памятника; ввод машиночитаемых записей на книжные памятники в Свод с присвоением порядковых номеров.
В предписаниях № 18 от 24.05.2017 года и № 12 от 04.06.2019 и № 10 от 11.03.2019 указано основание их выдачи: п.2.6, приказа Министерства культуры Российской Федерации от 03.05.2011 № 429. Однако указанный Приказ не содержит п. 2.6. Данный пункт имеется в Порядке отнесения документов к книжным памятникам, утвержденном Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 03.05.2011 № 429, изданным во исполнение Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ, не регламентируюим деятельность Музеев
Учет фонда «Редкая книга» в Музее ведется в соответствии с установленным в законодательстве порядке (Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ) "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации". Все музейные предметы (книги) зарегистрированы в соответствующих книгах учета Музейного Фонда Российской Федерации. Отнесение содержащихся в фонде «Редкая книга» музейных предметов (документов) к книжным памятникам является научно- исследовательской работой по установлению исторической ценности и научной атрибуцией исследуемых музейных предметов. Составление списка книг (документов), входящих в Музейный Фонд Российской Федерации, и одновременно относящихся к книжным памятникам, не влияет на сохранность Музейного Фонда, на порядок и условия хранения Музейного Фонда. Порядок ведения этого списка не предусмотрен в законодательстве, отсутствует форма списка или его обязательные реквизиты.
Из пояснения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности следует, что отсутствие нормативных актов, регламентирующих ведение подобного перечня, стало основной причиной неисполнения предписания в установленный срок в полном объеме, так как описание книжного памятника для включения в Свод требует подробного описания и больших временных затрат, а никаких рекомендаций по оформлению перечня Управлением МК РФ по ЮФО и СКФО предоставлено не было, в законодательстве порядок ведения вышеуказанного перечня отсутствует.
Вместе с тем Музеем были предприняты все меры по выполнению предписаний, поскольку лицо, выдавшее предписание, является вышестоящим по отношению к Краснодарскому государственному историко-археологическому музею – заповеднику им. Е.Д. Фелицина.
Так, 24.05.2018 года на заседании экспертной фондовозакупочной комиссии (протокол № 13) был обсужден вопрос отнесения документов и коллекций «Редкая книга» из Музейного Фонда Российской Федерации к книжным памятникам.
Было установлено, что фонд «Редкая книга» был образован на основании приказа № 29/1 от 11.06.1979 года. По состоянию на 01.01.2018 года фонд насчитывает 9557 ед. и включает книги гражданской и кириллической печати. В соответствии с хронологическим критерием к книжным памятникам отнесены все экземпляры отечественных изданий до 1830 года включительно - 11 ед.; по социально-ценностным критериям ведется научно-исследовательская работа по отнесению к книжным памятникам. Список книжный памятников был подготовлен 11.03.2019 г. и передан в Управление (вх. 318 от 18.03.2019). В список вошли 1862 ед. (по социально-ценностным критериям). Остальные предметы, включенные в состав коллекции «Редкая книга», не обладают признаками книжных памятников по указанным критериям.
Таким образом, работа, проделанная Музеем по выделению книг, обладающих отдельными признаками книжных памятников, изначально носила условный характер, так как исключалось присвоение музейным предметам статуса «книжного памятника» через регистрацию в Реестре (на это указывает формулировка предписания от 04.06.2018 «за исключением регистрации в реестре книжных памятников»).
Кроме того, Музей в 2018 году обращался в Министерство культуры РФ за разъяснением по вопросу о регистрации музейных предметов в реестре книжных памятников.
В письме от 08.05.2018 № 63-05-07 Министерство Культуры РФ по данному вопросу дало разъяснение, согласно которому регистрация музейных предметов, входящих с состав Музейного фонда Российской Федерации, в реестре книжных памятников не является обязательной. Указанное письмо было передано в Управление и отражено в приложении к акту внеплановой проверки от 04.06.2018 г. № 23.
Вместе с тем на момент составления протокола по делу об административном правонарушении от 19.03.2019 г. Музеем предписание № 12 от 04.06.2018 года было исполнено в полном объеме и в материалах дела об административном правонарушении оно отсутствует. По состоянию на 11.03.2019г. Музеем завершена работа по научной атрибуции книжных памятников, из коллекции книг Музея составлен перечень документов коллекции «Редкая книга», завершена процедура отнесения документов и коллекций редкого фонда к книжным памятникам.
Тогда как срок исполнения имеющегося в деле предписания № 10 от 11.03.2019г. установлен до 30.12.2019г. и не истек на момент составления протокола по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу, что в действиях ФИО7, на которую возложена обязанность по управлению и контролю за деятельностью структурных подразделений и работников, осуществляющих учет и хранение, ведение научно-исследовательской работы, планирование, организация и контроль текущей деятельности подразделений хранения музейных фондов, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по административному делу выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в том числе в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В связи с чем, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11, 30.1,ч.3 ст.32.4 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ в отношении главного хранителя фондов государственного бюджетного учреждения культуры Краснодарского края «Краснодарский государственный историко-археологический музей – заповедник им. Е.Д. Фелицина» ФИО1 прекратить.
Жалоба на постановление может быть подана в Краснодарский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Копию постановления направить ФИО1, Управлению Минкультуры России по ЮФО и СКФО в течение трех дней со дня вынесения постановления.
Федеральный судья: