П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания по делу № 5-5/2021
Кировск Ленинградская область 20 января 2021 года
Судья Кировского городского суда Ленинградской области Туманова О.В.,
при секретаре Курагине А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 и ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1, <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении АП № от 20.06.2020, составленного в отношении ФИО1, он 20.06.2020 в период времени с 12:15 до 13:30 по адресу: 51 км. +770 м. дороги Санкт-Петербург-Шлиссельбург Кировского района Ленинградской области в районе мемориала «Невский пятачок», находясь в составе группы лиц около 50 человек, в нарушение требований ч. 1 ст. 7и п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 45-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения), в отсутствие согласования с органом исполнительной власти Ленинградской области и органом местного самоуправления, провел публичное мероприятие, в ходе которого использовались средства наглядной агитации в виде значков содержащих надписи «Путина в отставку» с дизлайком, а также с изображением птицы, стремящейся к солнцу с надписью «За новый социализм!», прикрепленные к одежде, жилетки красного цвета с графическим изображением солнца желтого цвета с ниспадающими вниз лучами, под которыми изображена птица, стремящаяся вверх и надписью «За новы социализм!», а также транспортных средств, с установленными флагами красного цвета с надписью «За новый социализм!» и графическим изображением солнца желтого цвета с ниспадающими вниз лучами, под которыми птица, стремящаяся вверх, наклеенными стикерами, с аналогичным изображением и надписью, «Я # против поправок», также, являясь участником данного публичного мероприятия, не выполнил законного требования сотрудника полиции о прекращении своего участия в нем, что квалифицировано должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ (том 2 л.д. 32-33).
Кроме того, 20.06.2020 в отношении ФИО1 составлен прокол АП № об административном правонарушении, согласно которому он, находился 20.06.2020 в 12:12 по адресу: 51 км. + 770 метров дороги Санкт-Петербург-Шлиссельбург на территории мемориала «Невский пятачок» г. Кировск Ленинградской области, участвуя в проведении публичного мероприятия на территории, где введен режим повышенной готовности при существовании угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, без документов, удостоверяющих личность, чем нарушил требования п. Д ч. 3 постановления Правительства РФ № 417 от 02.04.2020 «Об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», что квалифицировано должностным лицом по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ (том 1 л.д. 11-12).
С учетом того обстоятельства, что при описании события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ФИО1 вменено нарушение п. 1.28 постановления Правительства Ленинградской области от 12.06.2020 № 392, которым запрещено проведение массовых гуляний, спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий, определением суда от 11.08.2020 материалы дела об административном правонарушении, возбужденного по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, а также дела, возбуждённого по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, объединены в одно производство.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом лично, по телефону сообщил о невозможности явки в судебное заседание в связи с занятостью на работе, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил. Ранее, участвуя в судебном заседании виновным себя в совершении противоправных деяний не признал, поясни, что 20.06.2020 приехал на мемориал с попутчиком, с которым познакомился в сети Интернет с целью экскурсии, участия в политическом митинге не принимал, заявление сотрудника полиции о незаконности проводимого мероприятия и требование покинуть территорию мемориала не слышал. Так же пояснил, что у него при себе имелся документ, удостоверяющий личность – паспорт, который был предъявлен по требованию сотрудника полиции (том 2 л.д. 115-117).
Защитник Идрисов Д.Р. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом лично, представил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с занятостью в другом судебном заседании, в удовлетворении которого было отказано определением суда от 20.01.2021 года.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, С.К.О. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Так же в судебное заседание не явились по надлежащему вызову свидетели К.Б.С., А. и М..
С учетом совокупности собранных по настоящему делу доказательств, суд полагал возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, защитника, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, свидетелей К., А., М.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитника, допросив свидетелей С.П.В., М.С.Н., П.И.В., Д.В.А., М.А.А., П.А.А., изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями ст. ст. 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит установлению событие правонарушения, т.е. дата, место, время правонарушения, а также обстоятельства, входящие в предмет доказывания. Судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
Частью 1 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность организатора публичного мероприятия за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 - 4 настоящей статьи.
Часть 2 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (далее – Федеральный закон).
На территории Ленинградской области вопросы проведения публичных мероприятий дополнительно регулируются областным законом Ленинградской области от 13.04.2015 N 35-оз «О проведении публичных мероприятий на территории Ленинградской области» (далее – областной закон).
Порядок проведения публичных мероприятий на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется Правительством Ленинградской области с учетом особенностей таких объектов и требований Федерального закона (п. 3 ст. 1 областного закона).
Статьей 2 Федерального закона даны определения:
публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;
- собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
- митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
- демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1 и 2 ст. 5).
Частью 5 названной выше нормы предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Аналогичные положения содержит ст. 5 Областного закона, при этом не требует уведомления о проведении публичного мероприятия численностью менее 100 человек в единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера местах, определенных Правительством Ленинградской области (ст. 4 Областного закона).
Анализ положений ст. 20.2 КоАП РФ во взаимосвязи с приведенными положениями Федерального закона и Областного закона позволяет сделать вывод о том, что норма ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ является специальной по отношению к ч. 1 указанной статьи и распространяется только на организаторов публичного мероприятия, нарушивших установленный запрет на его организацию или проведение без подачи уведомления в орган публичной власти.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что 20.06.2020 на мемориале «Невский пятачок» в Кировском районе Ленинградской области, отнесенном к объектам культурного наследия федерального значения, в период с 12:15 до 13:30 проведено публичное мероприятие с участием группы лиц в количестве от 30 до 50 человек, целью которого являлось привлечение внимания к движению «За новый социализм!», выражение мнения указанного движения относительно действующего государственно-правового режима, голосования по поправкам в Конституцию РФ и иным вопросам общественно-политического характера.
Вывод суда о факте проведения публичного мероприятия основан на совокупности исследованных доказательств, в том числе сообщении центра «Э» ГУВД России по СПБиЛО о размещении в социальных сетях Интернет информации о проведении публичного мероприятия в форме автопробега на «Невском пятачке» г. Кировска Ленинградской области, направленном в ОМВД России по Кировском району Ленинградской области (том 2 л.д.50); справке и акте осмотра страниц сетевых ресурсов, расположенных в сети Интернет (том 2 л.д. 238-246), показаниях свидетелей М.А.С., С.П.В., М.С.Н., П.И.В. (том 2 л.д. 117-129), фото и видеоматериалах, на которых зафиксировано одновременное присутствие на мемориале «Невский Пятачок» группы людей, в том числе ФИО1, на одежде которых размещена единая символика, относящая их к движению «За новый социализм!», имеющего общественно-политическую направленность, что свидетельствует об организованном характере проведенного мероприятия.
Видеозапись с интернет-сайта «Ютуб» https://youto.be от 14.05.2020, согласно которой свидетель Д.В.А. является местным лидером ячейки движения «За новый социализм!» г. Кировск Ленинградской области, также подтверждает, что мероприятие 20.06.2020 было организовано, поскольку проведено с политической атрибутикой, аналогичной той, которая использовалась ранее в других мероприятиях движения «За новый социализм».
Мемориал «Невский пятачок» в Кировском районе Ленинградской области не отнесен к числу специально отведенных мест, проведение на которых публичных мероприятий не требует подачи соответствующего уведомления.
Из ответов администрации Кировского муниципального района Ленинградской области, ГБУК ЛО «Музейное агентство», Комитета правопорядка и безопасности администрации Ленинградской области следует, что уведомление о проведении 20.06.2020 на территории мемориала «Невский пятачок» публичного мероприятия в адрес указанных органов не поступало (том 2 л.д. 17, 18, 137).
Вышеизложенное дает основание полагать, что публичное мероприятие на мемориале «Невский пятачок» Кировского района Ленинградской области 20.06.2020 было проведено с нарушением требований ст. 5 и 7 Федерального закона(в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения), при отсутствии уведомления о его проведении.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п. 30 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется).
При этом, в п. 21 данного Пленума указано, что для целей указанных статей КоАП РФ под организацией публичного мероприятия следует понимать осуществление одного из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях действий либо их совокупности: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган публичной власти, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, а также другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование) либо в их сочетании, направленное на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
В то же время, материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств того, что ФИО1 были совершены какие-либо действия по организации и проведению 20.06.2020 публичного мероприятия, что позволило бы квалифицировать их по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федерального закона).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей, и не нарушать установленные для участников запреты.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, в том числе в результате просмотра видеозаписей, представленных защитником, ФИО1, 20.06.2020 в период с 12:15 до 13:30 находился на мемориале «Невский пятачок» совместно с группой людей, у которых на одежде были прикреплены значки с изображением символики движения «За новый социализм!», аналогичный значок имелся на одежде лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что свидетельствует о том, что лицо осознавало свое участие в публичном мероприятии, использованием соответствующей атрибутики выражало свою принадлежность и поддержку указанному общественно-политическому движению, и характеризует ФИО1, как участника публичного мероприятия.
Из просмотренных видеозаписей и показаний свидетелей М.С.Н. и С.П.В. следует, что последним было указано на отсутствие согласования в проведении публичного мероприятия, в связи с чем заявлено требование прекратить его проведение, однако оно продолжалось еще около 40 минут, после чего его участники, в том числе ФИО1, переместились в другую часть мемориала.
Таким образом, ФИО2, зная о проведении публичного мероприятия при отсутствии согласования с органами государственной власти, то есть с нарушением действующего закона, проигнорировал требование сотрудника полиции С.П.В. и продолжил свое участие в нем.
Заявление лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что он не слышал, что говорил сотрудник полиции, опровергается показаниями свидетеля С.П.В., согласно которым, ФИО1 находился в непосредственной близости от него, когда было заявлено о незаконности проводимого мероприятия и необходимости его прекратить, однако покинул территорию объекта «Танк» только спустя 40 минут, совместно с другими участниками.
Совокупностью собранных по делу доказательств, исследованных судом с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, защитника, подтверждается, что, несмотря на требование сотрудника полиции, находящегося в форменном обмундировании, о прекращении участия в публичном мероприятии, его участники, в том числе ФИО1, не выполнили его, продолжили публичное мероприятие, проследовав организованной колонной транспортных средств, оборудованных флагами, наклейками и иными средствами наглядной агитации, публично выражая мнение по ряду политических вопросов, в другую часть мемориального комплекса «Невский пятачок».
В связи с чем, действия ФИО1 подлежат квалификации по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, выразившееся в нарушении п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона, при этом сам факт участия в публичном мероприятии, проводимого с нарушением действующего законодательства, является нарушением общественного порядка и не требует при этом совершения иных противоправных действий, нарушающих правила поведения в обществе.
Суд оценивает, как недопустимые доказательства протокол ДЛ САП № об административном доставлении лица, совершившего административное правонарушение и протокол АЗ № об административном задержании, составленные 20.06.2020 в отношении ФИО1, поскольку они составлены без соблюдения требований ст. 27.2 и 27.4 КоАП РФ (том 2 л.д. 27, 28).
В то же время, нарушения, допущенные в оформлении процессуальных документов при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не может служить безусловным основанием для освобождения ФИО1 от административной ответственности за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку его состав полностью подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.
Частью 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 13 марта 2020 года № 117 (действовавшим 20.06.2020) на территории Ленинградской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Ленинградской области подсистемы РСЧС.
Согласно п. 1.28 Постановления Правительства Ленинградской области от
11.05.2020 № 277 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Ленинградской области" (в редакции постановления от 12.06.2020 № 392) запрещается проведение массовых гуляний, спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», согласно которым (п. «д» ч. 3) граждане обязаны иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина.
Согласно Указу Президента РФ от 13.03.1997 № 232 основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ, является паспорт гражданина РФ.
Из материалов дела следует, что 20.06.2020, ФИО3 А,В., находясь 20.06.2020 в 12:12 по адресу: 51 км. + 770 метров дороги Санкт-Петербург-Шлиссельбург на территории мемориала «Невский пятачок» г. Кировск Ленинградской области не имел при себе документа, удостоверяющего личность.
Однако данное обстоятельство опровергается как показаниями самого лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, так и показаниями инспектора ППСП ГУ МВД по СПбиЛО П.А.А., осуществлявшего доставление ФИО1, который пояснил, что удостоверил личность доставляемого на основании паспорта, данные которого записал в свою служебную книжку и передал сотрудникам ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области (том 2 л.д. 125-126).
Так как в действиях ФИО1 отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении в указанной части подлежит прекращению по основаниям предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Определяя размер и вид наказания, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность ФИО1, наличие официального источника дохода, малолетнего ребенка, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, считает справедливым назначить в виде административного штрафа в минимальном размере.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9 -29.11 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекратить по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Штраф надлежит уплатить по реквизитам:
Получатель УФК по Ленинградской области (ОГИБДД ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области),
расчетный счет № <***> в Отделении по Ленинградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Ленинградское).
ИНН <***>, КПП 784201001,
БИК 044106001, ОКТМО 41625101, КБК 188 116 01201019000140,
УИН 18880447200580021271.
Штраф подлежит оплате в течение 60 суток после вступления постановления в законную силу.Квитанцию об оплате штрафа необходимо представить в суд. За неуплату штрафа в установленный срок без уважительных причин предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья О.В. Туманова