ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-35/18 от 24.08.2018 Анивского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 5-35/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 августа 2018 года г. Анива

Судья Анивского районного суда <адрес> Невидимова Н.Д., рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – ведущего специалиста 1 разряда департамента жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации муниципального образования «Анивский городской округ» ФИО1,

у с т а н о в и л:

15 августа 2018 года в суд поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - ведущего специалиста 1 разряда департамента жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации муниципального образования «Анивский городской округ» ФИО1

Должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена, представила ходатайство о передаче дела в Южно-Сахалинский городской суд по месту ее жительства.

Старший помощник прокурора <адрес> Волкова Н.Г. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении ходатайства о передаче дела на рассмотрение в Южно-Сахалинский городской суд, как необоснованного.

Рассмотрев ходатайство о передаче дела на рассмотрение в Южно-Сахалинский городской суд по месту жительства ФИО1, судья отказывает в его удовлетворении, поскольку по месту регистрации ФИО1 не проживает, документального подтверждения проживания по адресу: <адрес>А, <адрес> не представлено. Кроме того, по смыслу статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства (в зависимости от конкретных обстоятельств дела).

Выслушав старшего помощника прокурора Волкову Н.Г., изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Согласно постановлению прокурора <адрес> Мороза Е.В. от 19 июля 2018 года в отношении должностного лица - ведущего специалиста 1 разряда департамента жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации муниципального образования «Анивский городской округ» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (часть 1).

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (пункт 3 части 2).

Постановлением администрации Анивского городского округа от 31 июля 2017 года -па утвержден Порядок предоставления и перечисления субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования «Анивский городской округ».

Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что право на получение Субсидии предоставляется Заявителю, осуществляющему свою деятельность на территории муниципального образования «Анивский городской округ», соответствующему одновременно следующим требованиям.

Требования, которым должен соответствовать Заявитель на первое число месяца, в котором планируется заключение соглашения:

- отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 2.1.1 Порядка).

Прием документов осуществляет администрация Анивского городского округа в лице Департамента жилищно-коммунального и дорожного хозяйства (пункт 3.1).

Пунктом 3.2 Порядка установлено, что администрация в течение трех рабочих дней с даты регистрации заявки осуществляет проверку полноты и правильности оформления документов, представленных в соответствии с пунктом 3.1 раздела 3 Порядка.

Одним из оснований для отказа Заявителю в предоставлении Субсидии является недостоверность представленной Заявителем информации.

Согласно пункту 3.11 Порядка, в случае, если в отношении Заявителя, представившего документы на получение Субсидии, станет известно, что сведения, указанные Заявителем в представленных документах, недостоверны и (или) не соблюдены условия, цели и Порядок предоставления Субсидии, то решение о предоставлении Субсидии в отношении данного Заявителя аннулируется, а перечисленная Субсидия подлежит возврату в полном объеме администрации муниципального образования «Анивский городской округ» в течение 20 рабочих дней с момента получения Заявителем требования о возврате Субсидии, а в случае если Субсидия не перечислена, то Заявителю отказывается в ее перечислении, и Соглашение расторгается в одностороннем порядке.

Из материалов дела следует, что 22 августа 2017 года акционерным обществом «Анивские коммунальные системы» в администрацию Анивского городского округа подана заявка на получение субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования «Анивский городской округ», в которой указано, что у акционерного общества «Анивские коммунальные системы» отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

21 августа 2017 года аналогичные заявки поданы муниципальным унитарным предприятием «Управляющая компания, обществом с ограниченной ответственностью Стандарт», обществом с ограниченной ответственностью «Эммануил», обществом с ограниченной ответственностью «УК «Наш дом», 22 августа 2017 года – обществом с ограниченной ответственностью «Армада», обществом с ограниченной ответственностью «Электросервис ДВ», товариществом собственников жилья «Грация».

Во всех заявках указано на отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

25 августа 2017 года между администрацией Анивского городского округа и акционерным обществом «Анивские коммунальные системы» заключено соглашение /ЖКиДХ о предоставлении и перечислении субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования «Анивский городской округ» на сумму 1 677 764 рубля 37 копеек.

Аналогичные соглашения заключены администрацией Анивского городского округа 25 августа 2017 года: /ЖКиДХ – с акционерным обществом «Анивские коммунальные системы» на сумму 2 197 868 рублей 51 копеек, /ЖКиДХ – с муниципальным унитарным предприятием «Управляющая компания» на сумму 493 405 рублей 19 копеек, /ЖКиДХ – с обществом с ограниченной ответственностью «Армада» на сумму 28 455 рублей 78 копеек, /ЖКиДХ – с обществом с ограниченной ответственностью «Эммануил» на сумму 193 354 рубля 24 копейки, /КЖиДХ – с обществом с ограниченной ответственностью «Электросервис ДВ» на сумму 7721 рубль 40 копеек, /ЖКиДХ – с обществом с ограниченной ответственностью «УК «Наш дом» на сумму 4192 рубля 62 копейки, /ЖКиДХ – с товариществом собственников жилья «Грация» на сумму 126 297 рублей 42 копейки, /ЖКиДХ – с обществом с ограниченной ответственностью «Стандарт» на сумму 99 691 рубль 51 копейка.

28 августа 2017 года администрацией Анивского городского округа издано распоряжение -ра о перечислении субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования «Анивский городской округ» обществу с ограниченной ответственностью «Армада», товариществу собственников жилья «Грация», акционерному обществу «Анивские коммунальные системы», обществу с ограниченной ответственностью «Стандарт», обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом», обществу с ограниченной ответственностью «Эммануил», обществу с ограниченной ответственностью «Электросервис ДВ», муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания» на основании соглашений, заключенных с указанными предприятиями 25 августа 2017 года.

Согласно сведениям Управления Федеральной налоговой службы по <адрес>, по состоянию на 01 августа 2017 года (первое число месяца, в котором заключено соглашение), акционерное общество «Анивские коммунальные системы», муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания», общество с ограниченной ответственностью «Армада», общество с ограниченной ответственностью «Стандарт», общество с ограниченной ответственностью «Эммануил», общество с ограниченной ответственностью «УК «Наш дом», товарищество собственников жилья «Грация» имеют задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

25 октября 2017 года акционерным обществом «Анивские коммунальные системы» в администрацию Анивского городского округа подана заявка на получение субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования «Анивский городской округ», в которой указано, что у организации отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 19 октября 2017 года аналогичная заявка подана обществом с ограниченной ответственностью «УК «Комфорт».

30 октября 2017 года между администрацией Анивского городского округа и акционерным обществом «Анивские коммунальные системы» заключено дополнительное соглашение к соглашению от 25 августа 2017 года /ЖКиДХ о предоставлении и перечислении субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования «Анивский городской округ», размер субсидииувеличен и составляет 2 058 806 рублей 44 копейки.

27 октября 2017 года между администрацией Анивского городского округа и обществом с ограниченной ответственностью «УК «Комфорт» заключено соглашение /ЖКиДХ о предоставлении и перечислении субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования «Анивский городской округ», на сумму 39 735 рублей 65 копеек.

30 октября 2017 года администрацией Анивского городского округа издано распоряжение -ра о перечислении субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования «Анивский городской округ» обществу с ограниченной ответственностью «УК «Комфорт».

03 ноября 2017 года администрацией Анивского городского округа издано распоряжение -ра о перечислении субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования «Анивский городской округ» акционерному обществу «Анивские коммунальные системы».

Согласно сведениям Управления Федеральной налоговой службы по <адрес>, по состоянию на 01 октября 2017 года (первое число месяца, в котором заключено соглашение), акционерное общество «Анивские коммунальные системы», общество с ограниченной ответственностью «УК «Комфорт» имеют задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

25 декабря 2017 года акционерным обществом «Анивские коммунальные системы» в администрацию Анивского городского округа подана заявка на получение субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования «Анивский городской округ», в которой указано, что у организации отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Аналогичные заявки поданы 25 декабря 2017 года муниципальным унитарным предприятием «Управляющая компания», 20 декабря 2017 года – обществом с ограниченной ответственностью «Стандарт», 14 декабря 2017 года – обществом с ограниченной ответственностью «Эммануил».

21 декабря 2017 года между администрацией Анивского городского округа и муниципальным унитарным предприятием «Управляющая компания» заключено дополнительное соглашение к соглашению от 25 августа 2017 года /ЖКиДХ о предоставлении и перечислении субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования «Анивский городской округ», размер субсидии увеличен и составляет 634 216 рублей 10 копеек.

Аналогичные дополнительные соглашения заключены 21 декабря 2017 года с обществом с ограниченной ответственностью «Стандарт» - размер субсидии увеличен и составляет 105 015 рублей 91 копейка, с обществом с ограниченной ответственностью «Эммануил» - размер субсидии увеличен и составляет 246 039 рублей 73 копейки, 25 декабря 2017 года с акционерным обществом «Анивские коммунальные системы» - размер субсидии увеличен и составляет 2 197 868 рублей 51 копейка.

25 декабря 2017 года администрацией Анивского городского округа изданы распоряжения №-ра, 758-ра, 757-ра, 761-ра о перечислении субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования «Анивский городской округ» обществу с ограниченной ответственностью «Эммануил», муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания», обществу с ограниченной ответственностью «Стандарт», акционерному обществу «Анивские коммунальные системы».

Согласно сведениям Управления Федеральной налоговой службы по <адрес>, по состоянию на 01 декабря 2017 года (первое число месяца, в котором заключено соглашение), акционерное общество «Анивские коммунальные системы», общество с ограниченной ответственностью «Эммануил», муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания», общество с ограниченной ответственностью «Стандарт» имеют задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Таким образом, у вышеперечисленных организаций, подавших заявки на предоставление субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на первое число месяца, в котором заключено соглашение, имелась задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам, что являлось препятствием к предоставлению и перечислению указанной субсидии.

Пунктом 3.1 Порядка предоставления и перечисления субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования «Анивский городской округ» определен перечень предоставляемых заявителем документов для получения субсидии. Как следует из перечня документов, на заявителя не возложена обязанность по предоставлению справки из Федеральной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Вместе с тем, пунктом 2.1.1 Порядка установлены требования, которым должен соответствовать заявитель, а именно: отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, администрация муниципального образования «Анивский городской округ» в лице Департамента жилищно-коммунального и дорожного хозяйства при подаче заявки обязана была проверить соответствие юридических лиц – заявителей указанному требованию.

Распоряжением администрации Анивского городского округа от 18 мая 2017 года -к ФИО1 принята на должность ведущего специалист 1 разряда департамента жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства.

В должностные обязанности ведущего специалист 1 разряда департамента жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства ФИО1 входит сопровождение и контроль предусмотренных муниципальной Программой «Обеспечение населения муниципального образования «Анивский городской округ» качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства на 2015-2020 года» мероприятий.

Как следует из содержания статьи 10.2 Решения Собрания муниципального образования «Анивский городской округ» от 02 декабря 2016 года «О бюджете муниципального образования «Анивский городской округ» на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», в рамках муниципальной программы «Обеспечение населения муниципального образования «Анивский городской округ» качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства на 2015-2020 годы» юридическим лицам предоставляются субсидии, порядок предоставления которых устанавливается нормативными правовыми актами администрации муниципального образования «Анивский городской округ».

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной статье, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Как следует из дела об административном правонарушении, соглашения о предоставления субсидии юридическим лицам подписаны исполняющим обязанности мэра Анивского городского округа ФИО2, распоряжения о перечислении субсидии принимались и подписывались им же.

Изучив должностную инструкцию ведущего специалиста 1 разряда департамента жилищно-коммунального и дорожного хозяйства муниципального образования «Анивский городской округ» ФИО1, в должностные обязанности которой входит сопровождение и контроль предусмотренных Порядком предоставления и перечисления субсидии мероприятий, прихожу к выводу, что ФИО1 не является надлежащим субъектом ответственности по делу, поскольку не обладает полномочиями по принятию решений о предоставлении и перечислении субсидий, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, осуществление ею должностных обязанностей в виде приема и проверки предоставляемых юридическими лицами заявок и документов не влечет правовых последствий в виде предоставления субсидии.

При таких обстоятельствах полагаю, что ФИО1 не является должностным лицом, к которому по смыслу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть применена административная ответственность.

Таким образом, в действиях ФИО1, не являющейся субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует состав вмененного административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, дело об административном правонарушении в отношении ведущего специалиста 1 разряда департамента жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации муниципального образования «Анивский городской округ» ФИО1 подлежит прекращению в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 29.5-29.11, 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ведущего специалиста 1 разряда департамента жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации муниципального образования «Анивский городской округ» ФИО1 прекратить, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

На основании статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

Судья Н.Д. Невидимова