Дело № 5-35/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
с. Усть-Большерецк Камчатский край 1 октября 2019 года
Судья Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края Курданов В.О., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.30 КоАП РФ в отношении должностного лица:
консультанта отделения по делам ГО и ЧС и мобилизационной подготовки администрация Соболевского муниципального района ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина РФ, со средне-специальным образованием, работающего водителем в администрации Соболевского муниципального района – консультантом отделения по делам ГО и ЧС мобилизационной подготовки, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
6 сентября 2019 года в 14 часов, в результате плановой проверки «Газораспределительной станции п. Крутогоровский» установлено, что ФИО1 являясь должностным лицом, а именно консультантом отделения по делам ГО и ЧС и мобилизационной подготовки администрации Соболевского муниципального района, отвечающим, в том числе, за создание комиссии по категорированию объекта для установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учётом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий; по подготовке решения комиссии о результатах обследования объекта и акта обследования объекта, который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта; разработке паспорта антитеррористической защищенности объекта ГРС и вопросы обеспечения физической защиты объектов, права и обязанности в области обеспечения безопасности объекта в срок до 01.08.2019 года; направление паспорта антитеррористической защищенности объекта ГРС на согласование в соответствующие структуры Камчатского края. Между тем в нарушение п.п. 19-23 Требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2015 г. № 993 дсп, п. 7 Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 460 "Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса" в администрации Соболевского муниципального района Камчатского края в период с 19 сентября 2015 года по 5 сентября 2019 года, не создана межведомственная комиссия по анализу уязвимости и оценке эффективности существующей системы физической защиты ГРС п. Крутогоровский, экземпляры акта обследования объекта не направлены в антитеррористическую комиссию Камчатского края и в Министерство энергетики Российской Федерации; с 20 декабря 2012 года (с момента создания паспорта защищенности объекта ГРС) по настоящее время не осуществлено уведомление в письменной форме об отсутствии оснований для проведения актуализации паспорта, то есть должностное лицо ФИО1 6 сентября 2019 года, находясь по адресу <адрес>, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.30 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия, о нарушении им требований ему известно, вину в совершении административного правонарушения признал в полном объёме, в содеянном раскаивается.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В силу п. 103 ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 20.30 КоАП РФ, вправе должностные лица войск национальной гвардии Российской Федерации.
Статьей 20.30 КоАП РФ нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее ФЗ № 256) объекты топливно-энергетического комплекса (далее - объекты) - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.
Пунктом 13 статьи 2 ФЗ № 256 установлено, что субъектами топливно-энергетического комплекса являются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 3 ФЗ № 256 целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются: нормативное правовое регулирование в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждение таких угроз; категорирование объектов топливно-энергетического комплекса; разработка и реализация требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; разработка и реализация мер по созданию системы физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса; подготовка специалистов в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Статьей 4 ФЗ № 256 закреплены основные принципы обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе и принцип обеспечения антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. Частью 1 статьи 6 ФЗ № 256 установлено, что обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 вышеуказанного Закона требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Пункты 19-23 Требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2015 г. № 993, в том числе предусматривают необходимость создание комиссии по анализу уязвимости и оценке эффективности существующей системы физической защиты ГРС.
Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ № 256 субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к данному Федеральному закону. Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 460 "Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса" субъект топливно-энергетического комплекса каждые 3 года, начиная с года, следующего за годом утверждения паспорта, уведомляет в письменной форме уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также соответствующий территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации об отсутствии оснований для проведения актуализации паспорта, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил.
Из приложения к Федеральному закону "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" следует, что анализ уязвимости в целом, выявление уязвимых мест, потенциально опасных участков и критических элементов, а также оценка эффективности существующей защиты является неотъемлемой частью создания и оценки необходимости по актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
При рассмотрении дела установлено, что магистральный газопровод, расположенный по адресу: Камчатский край, Соболевский район, п. Крутогоровский, принадлежит Соболевскому муниципальному району (л.д. 19).
Приказом № 537-к от 30 ноября 2016 года ФИО1 назначен на ведущую должность муниципальной службы – консультантом отделения по делам ГО и ЧС и мобилизационной подготовки администрации, что относится к ведущей группе должностей (л.д. 24).
Распоряжением администрации Соболевского муниципального района Камчатского края от 9 апреля 2019 года № 189-р ФИО1 – консультант отделения по делам ГО и ЧС и Мобилизационной подготовки администрации Соболевского муниципального района назначен ответственным должностным лицом за обеспечение выполнения мероприятий по разработке «Паспорта антитеррористической защищенности объекта ГРС» расположенного в п. Крутогоровский»: на него, в том числе возложена обязанность создать комиссию по категорированию объекта для установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учётом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий; подготовить решение комиссии о результатах обследования объекта и акт обследования объекта, который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта; разработать паспорт антитеррористической защищенности объекта ГРС и вопросы обеспечения физической защиты объектов, права и обязанности в области обеспечения безопасности объекта в срок до 01.08.2019 года (л.д. 25).
Как следует из акта проверки № 870/9-1957 составленного 6 сентября 2019 года в нарушение пунктов 19-23 Требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2015 г. № 993 дсп в администрации Соболевского муниципального района Камчатского края (далее Субъект), в период с 19 сентября 2015 года по 5 сентября 2019 года, не создана межведомственная комиссия по анализу уязвимости и оценке эффективности существующей системы физической защиты ГРС п. Крутогоровский, экземпляры акта обследования Объекта не направлены в антитеррористическую комиссию Камчатского края и в Министерство энергетики Российской Федерации. В нарушение п. 7 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 460) субъект в период с 20 декабря 2012 г. (дата подготовки паспорта безопасности Объекта) по 5 сентября 2019 г. не осуществил уведомление в письменной форме об отсутствии оснований для проведения актуализации паспорта, предусмотренных п. 3 указанных Правил. Должностным лицом ответственным за соблюдение указанных Требований, в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и распоряжением заместителя главы администрации Соболевского муниципального района от 9 апреля 2019 года № 189-р, является консультант отделения па делам ГО и ЧС и мобилизационной подготовки администрации Соболевского муниципального района ФИО1 (л.д. 6-10).
Из объяснений ФИО1 усматривается, что в должности консультанта отделения по делам ГО и ЧС и мобилизационной подготовки администрация Соболевского муниципального района он состоит с 30.11.2016 года. В его должностные обязанности, в том числе, входит организация и обеспечение мероприятий но антитеррористической защищенности ряда объектов, расположенных на территории Соболевского муниципального района Камчатского края. С целью приведения необходимой документации Объекта в соответствие с действующим законодательством, регламентирующего антитеррористическую защищенность, распоряжением заместителя главы администрации Соболевского муниципального района от 09.04.2019 № 189-р он был назначен ответственным лицом, ознакомлен с данным распоряжением. С выявленными должностным лицом Управления Росгвардии по Камчатскому краю, в ходе проведения проверки, нарушениями согласен, они допущены по причине недосмотра и отсутствия опыта в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической безопасности ГРС п. Крутогоровский (л.д. 29-30).
Согласно объяснениям главы Соболевского муниципального района Камчатского края ФИО2 с целью приведения необходимой документации Объекта в соответствии с действующим законодательством, регламентирующего антитеррористическую защищенность, распоряжением заместителя главы администрации Соболевского муниципального района от 09.04.2019 № 189-р был назначен консультант отделения по делам ГО и ЧС и мобилизационной подготовки администрации Соболевского муниципального района Камчатского края ФИО1 Выявленные должностным лицом Управления Росгвардии по Камчатскому краю в ходе проверки нарушения допущены по причине недосмотра и отсутствия опыта в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической безопасности ГРС п. Крутогоровский (л.д. 31-32).
6 сентября 2019 года инспектором по ОП ОГК Управления Росгвардии по Камчатскому краю выдано предписание на устранение в частности вышеуказанных нарушений (л.д. 11-13).
Материалами дела с достоверностью установлено, что должностным лицом допущено вменяемое правонарушение, данный факт им не оспаривался.
Так в соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Как следует из должностной инструкции, в его должностные обязанности, в том числе, входит организация и обеспечение мероприятий по безопасности населения от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне, защищенности ряда объектов, расположенных на территории Соболевского муниципального района Камчатского края. С целью приведения необходимой документации объекта в соответствие с действующим законодательством, регламентирующего антитеррористическую защищенность, распоряжением заместителя главы администрации Соболевского муниципального района от 09.04.2019 № 189-р он был назначен ответственным лицом и ознакомлен с данным распоряжением. Соответственно ФИО1 является должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными полномочиями относительно рассматриваемого правоотношения в связи с чем, обязан соблюдать действующее законодательство, однако материалы дела не содержат каких-либо сведений о принятии им все зависящих от него мер для соблюдения требований антитеррористической защищенности топливно-энергетического объекта.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Оценив все имеющиеся доказательства и обстоятельства дела в их совокупности, прихожу к выводу о том, что виновность должностного лица отвечающего в том числе за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса ФИО1 в совершении административного правонарушения доказана полностью и его действия следует квалифицировать по статье 20.30 КоАП РФ.
Между тем принимая во внимание, что вменяемое лицу в отношении которого ведется производство об административном правонарушении правонарушение является длящимся, полагаю необходимым определить дату его совершения, моментом выявления, то есть 6 сентября 2019 года, при том, что место совершения административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена статьей 20.30 КоАП РФ должностным лицом определено верно <адрес>.
Существенных нарушений процессуальных норм по делу не допущено, протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не пропущены.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Обстоятельствами смягчающими административную ответственность лица в отношении которого ведется производство по делу, является признание вины, раскаяние в содеянном, а также привлечение к административной ответственности за однородное правонарушение впервые.
Обстоятельств отягчающих административную ответственность не установлено.
Исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершенное административное правонарушение малозначительным как и правовых оснований для этого не имеется, поскольку данное правонарушение способно создать существенную угрозу, жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания, судья, принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства, учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, степень его вины, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, считаю возможным назначить ФИО1 наказание в виде штрафа в переделах санкции, предусмотренной ст. 20.30 КоАП РФ в минимальном размере.
Оснований для назначения наказания в виде дисквалификации не усматриваю, в силу его чрезмерной суровости.
На основании изложенного и руководствуясь статьями ст.ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
признать должностное лицо консультанта отделения по делам ГО и ЧС и мобилизационной подготовки администрация Соболевского муниципального района ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.30 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Штраф следует перечислить: УФК по Камчатскому краю (Управление Росгвардии по Камчатскому краю л/сч <***>), банк получателя: отделение Петропавловск-Камчатский; БИК Банка получателя 043002001; расчетный счёт: <***>; ИНН получателя 4101177322; КПП получателя: 410101001; ОКТМО: 30701000; КБК – 180 116 900 400 46000 140.
Разъяснить, что в случае неуплаты административного штрафа в установленный КоАП РФ шестидесятидневный срок со дня вступления постановления в законную силу, не уплатившее штраф лицо привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья В.О. Курданов