Судья, вынесший обжалуемое Дело № 7-38/2019
постановление, Осипов С.Ф. № 5-35/2019
Р Е Ш Е Н И Е
город Анадырь 10 сентября 2019 года
Судья суда Чукотского автономного округа Принцев С.А.,
при секретаре Гребцовой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу ФИО1 на постановление судьи Билибинского районного суда от 31 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица закрытого акционерного общества «Базовые металлы» (далее – ЗАО «Базовые металлы», Общество),
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Билибинского районного суда от 31 мая 2019 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Базовые металлы» в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением судьи, инспектор ФИО1 подал на него жалобу в суд Чукотского автономного округа, в которой просит постановление судьи отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В возражениях на жалобу ЗАО «Базовые металлы» просило оставить постановление судьи без изменения.
Инспектор ФИО1, надлежащим образом извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не заявлял.
ЗАО «Базовые металлы», будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя либо защитника не обеспечило.
Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в полном объёме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно протоколу об административном правонарушении от 8 апреля 2019 года № 02-040/2019 в результате плановой документарной проверки, проведённой в период с 4 марта 2019 года по 1 апреля 2019 года Управлением Росприроднадзора по Чукотскому АО в отношении ЗАО «Базовые металлы», расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, <...>, установлено, что у Общества с 4 июня 2016 года отсутствует лицензия на вид деятельности по размещению и утилизации отходов I-IV класса опасности. В соответствии с данными учёта в области обращения с отходами ЗАО «Базовые металлы» образуются отходы:
- III класса опасности (отходы минеральных масел), которые в процессе деятельности идут на вторичное использование (утилизацию): в период с 4 июня 2016 года в объёме 2,626 тн. и за 2017 год в объёме 2,720 тн.
- IV класса опасности (отходы (осадки) из выгребных ям, которые в процессе деятельности захоронены): в период с 3 июня 2016 года в объёме 0,4 тн.; за 2017 год в объёме 2,0 тн.; за 2018 год в объёме 10,215 тн.
В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утверждённым Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242, код отходов 406 110 013 13 – Масла минеральные моторные, относится к жидким отходам нефтепродуктов, имеющим III класс опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду; код 732 100 01 304 – отходы (осадки) из выгребных ям, относится к дисперсным коммунальным отходам, имеющим IV класс опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
В нарушение положений ст. 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ с 4 июня 2016 года у Общества отсутствует лицензия на виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, а именно на утилизацию отходов III класса опасности и размещение отходов IV класса опасности.
Административное правонарушение выявлено 1 апреля 2019 года в 18 часов 00 минут (акт проверки от 1 апреля 2019 года № 020/2019).
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из того, что предоставленная 3 июня 2011 года ЗАО «Базовые металлы» лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов сохраняла действие до 1 января 2019 года. С учётом того, что Обществу вменялось осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии) в период с 3 июня 2016 года по 2018 год, то есть в период, когда срок действия лицензии ещё не истёк, в действиях ЗАО «Базовые металлы» отсутствует событие вменяемого правонарушения.
Вывод судьи районного суда об отсутствии события административного правонарушения и необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Базовые металлы» нахожу правильным.
Как следует из материалов дела, у ЗАО «Базовые металлы» имеется лицензия от 3 июня 2011 года серии 87 № 00006 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности со сроком действия до 3 июня 2016 года. Перечень отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами I-IV класса опасности, из числа включённых в название лицензируемого вида, в том числе:
Наименование вида отхода | Код отхода о федеральному классификационному каталогу отходов | Класс опасности для окружающей среды | Виды работ, выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности |
Масла моторные отработанные | использование | ||
Мусор от бытовых помещений организаций не сортированный (исключая крупногабаритный) | размещение | ||
Отходы из выгребных ям жидкие | размещение |
Также Общество имеет лицензию от 14 июня 2012 года на осуществление деятельности по размещению отходов III-IV класса опасности. Перечень отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами I-IV класса опасности, из числа включённых в название лицензируемого вида, в том числе:
Наименование вида отхода | Код отхода о федеральному классификационному каталогу отходов | Класс опасности для окружающей среды | Виды работ, выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности |
Песок, загрязнённый маслами (содержание масел 15% и более) | размещение | ||
Обтирочный материал, загрязнённый маслами (содержание масел 15% и более) | размещение | ||
Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты (автомобильные фильтры отработанные) | размещение |
В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) (вступил в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования 6 мая 2011 года, за исключением отдельных положений) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности была отнесена к лицензируемым видам деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12).
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 99-ФЗ лицензирование видов деятельности, не указанных в части 1 ст. 12 данного закона, прекращается со дня вступления в силу этого закона, за исключением видов деятельности, указанных в ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 99-ФЗ.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона № 99-ФЗ было установлено, что предоставленные до дня вступления в силу данного Закона лицензии на виды деятельности, указанные в ч. 1 ст. 12 этого Закона, действуют бессрочно.
Федеральным законом от 19 октября 2011 года № 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 3 статьи 22 Федерального закона № 99-ФЗ изложена в новой редакции: «Лицензия на указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истёк до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно».
Поскольку лицензия от 3 июня 2011 года была выдана Обществу до вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ и срок её действия на тот момент не истёк, данная лицензия на указанные в ней виды деятельности – сбор, использование, обезвреживание и размещение отходов I –IV классов опасности стала действовать бессрочно, на что правильно указал судья суда первой инстанции в обжалуемом постановлении.
В соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона № 99-ФЗ предоставленные до дня вступления в силу данного Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном ст. 18 указанного Закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.
Сопоставив наименование видов деятельности, указанных в лицензии Общества, с наименованиями видов деятельности, указанных в п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ, судья районного суда пришёл к правильному выводу о том, что ранее указанная в лицензии деятельность по транспортировке отходов I-IV классов опасности перестала быть лицензируемой, а остальные виды лицензируемой деятельности не претерпели изменений.
Федеральным законом от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 93-ФЗ) пункт 30 части 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ вновь изложен в новой редакции: «деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (подп. «б» п. 2 ст. 35 Федерального закона № 93-ФЗ).
Деятельность по сбору и использованию отходов I-IV классов опасности перестала быть лицензируемой.
Согласно абз. 8 ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» использование отходов – это применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 458-ФЗ) пункт 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ вновь претерпел изменения и был изложен в новой редакции: «30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» (пункт 2 статьи 16 Федерального закона № 458-ФЗ.
Также указанным Федеральным законом № 458-ФЗ абз. 8 ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ изложен в новой редакции: «утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация)».
Поскольку в связи с принятием Федерального закона № 458-ФЗ наименование лицензируемого вида деятельности «использование» было изменено на «утилизация» вывод судьи Билибинского районного суда о том, что названия лицензируемых видов деятельности не претерпели изменения, нахожу не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Вместе с тем данный ошибочный вывод не привёл к вынесению ошибочного судебного акта ввиду следующего.
Принимая во внимание, что положения ч. 4 ст. 22 Федерального закона № 99-ФЗ о необходимости переоформления лицензий на виды деятельности, наименования которых изменены, распространяется только на те лицензии, по которым истек срок их действия, а, как было указано выше, лицензия от 3 июня 2011 года стала действовать бессрочно, у Общества отсутствовала обязанность по переоформлению лицензии в части вида лицензируемой деятельности использование отходов на утилизацию отходов.
Согласно статье 23 Федерального закона № 458-ФЗ лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу данного Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 года.
Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ изложена в новой редакции: «лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют своё действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».
Таким образом, лицензия Общества в части вида деятельности «размещение отходов» действовала до 1 января 2019 года.
Согласно федеральному классификационному каталогу отходов (далее ФККО 2002), утверждённому приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 года № 786 (зарегистрирован в Минюсте РФ 9 января 2003 года № 4107), с дополнениями, внесёнными приказом Министерства природных ресурсов РФ от 30 июля 2003 года № 663 (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 августа 2003 года № 4981), такой вид отходов как «масла моторные отработанные» имел код 541 002 01 02 03 3.
Приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 года № 445 (зарегистрирован в Минюсте России 1 августа 2014 года № 33393) утверждён новый федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО 2014), в котором введены новые виды отходов: «отходы минеральных масел моторных» (код 40611001313) и «отходы синтетических и полусинтетических масел моторных» (код 41310001313). Аналогичные виды отходов с аналогичными кодами содержатся и в ныне действующем Федеральном классификационном каталоге отходов (далее – ФККО 2017), утверждённом приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июня 2017 года № 47008).
Сопоставив виды отходов, содержащиеся в ФККО 2002, с видами отходов, содержащимися в ФККО 2014 и ФККО 2017, прихожу к выводу, что вид отходов «масла моторные отработанные» (код 541 002 01 02 03 3) по ФККО 2002 соответствуют видам отходов «отходы минеральных масел моторных» (код 40611001313) и «отходы синтетических и полусинтетических масел моторных» (код 41310001313).
Принимая во внимание, что у ЗАО «Базовые металлы» имелась лицензия на использование отходов III класса опасности по виду отходов «масла моторные отработанные» (код 541 002 01 02 03 3), вопреки доводу жалобы инспектора ФИО1, обязанности на получение новой лицензии на использование отходов III класса опасности по виду отходов «отходы минеральных масел моторных» (код 40611001313), у Общества не имелось, поскольку изменение названия вида отходов, которые образуются в процессе деятельности Общества, не является основанием для переоформления лицензии.
При таких обстоятельствах событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в деянии ЗАО «Базовые металлы» отсутствует, в связи с чем оснований для отмены постановления судьи Билибинского районного суда от 31 мая 2019 года не имеется.
Кроме того, на момент рассмотрения настоящей жалобы на постановление судьи Билибинского районного суда срок давности привлечения ЗАО «Базовые металлы» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел истёк.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены либо изменения постановления судьи Билибинского районного суда от 31 мая 2019 года не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
решение судьи Билибинского районного суда Чукотского автономного округа от 31 мая 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица закрытого акционерного общества «Базовые металлы» оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья С.А. Принцев