ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-35/20 от 02.03.2020 Валуйского районного суда (Белгородская область)

Дело № 5-35/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 марта 2020 года город Валуйки

Судья Валуйского районного суда Белгородской области Порошин А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ, в отношении ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК», <данные изъяты> к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела ранее не привлекавшегося,

установил:

10.06.2016 на Валуйском таможенном посту по декларации на товары (далее ДТ) № 10101020/100616/0003179 декларантом ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК», в рамках исполнения договора субаренды грузовых вагонов № 266-С/АР/ПВ от 27.07.2015, заключенного между ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» и ЗАО «Лемтранс», под таможенную процедуру временного вывоза был помещен товар - железнодорожные четырехосные полувагоны открытые с несъемными металлическими бортами, бывшие в употреблении, предназначенные для перевозки грузов, в количестве 19 шт. №№ 61179669, 55638837, 62324082, 55300859, 60606837, 55652465, 61183273, 55741235, 55804744, 55370548, 65017279, 61753125, 54900360, 61006003, 61971628, 53199741, 62324421, 55301071, 59879833. Срок временного вывоза товара был установлен до 31.07.2017 года.

09.06.2016 от декларанта ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» было получено письменное обязательство об обратном ввозе вышеуказанного товара, в котором декларант был предупрежден об административной ответственности за невыполнение требований и условий процедуры временного вывоза товаров.

13.07.2017 г., 14.09.2017 г., 19.12.2017 г., 16.07.2018 г. на Валуйский ТП от ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» поступили заявления о продлении срока временного вывоза железнодорожных полувагонов, в том числе и на товар - полувагоны №№ 62324082, 65017279, 61971628. На основании указанных заявлений декларанту Валуйским таможенным постом было дано разрешение продления срока временного вывоза до 30.09.2017, далее до 31.12.2017, до 31.07.2018, и окончательно до 31.12.2018.

Таможенная процедура временного вывоза в отношении товара - полувагоны в количестве 16 шт. была завершена в установленные таможенным законодательством сроки.

Однако в отношении товара - полувагоны №№ 62324082, 65017279, 61971628 указанная таможенная процедура в установленный срок до 31.12.2018 завершена не была.

В установленные п. 3 ст. 229 ТК ЕАЭС сроки с заявлением о дополнительном продлении срока временного вывоза товара - полувагоны №№ 62324082, 65017279, 61971628 по ДТ № 10101020/100616/0003179 декларант в таможенный орган не обращался.

Предметом административного правонарушения являются полувагоны №№ 62324082, 65017279, 61971628.

Законный представитель лица, привлекаемого к ответственности, уведомленный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил, возражений не представил.

Представитель Белгородской таможни Колупаева С.Н. в судебном заседании полагала, что в действиях ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ. Просила назначить обществу наказание в пределах санкции вменяемой статьи.

Выслушав мнение представителя Белгородской таможни, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 452 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры, действие которых на дату вступления ТК ЕАЭС в силу не завершено, с даты вступления ТК ЕАЭС в силу подлежат соблюдению условия использования товаров в соответствии с такими таможенными процедурами, предусмотренные ТК ЕАЭС.

Согласно п. 1 ст. 127 ТК ЕАЭС, товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Исходя из положений ст. 104 и п. 3 ст. 105 ТК ЕАЭС, при перемещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию. Таможенное декларирование производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

В соответствии со ст. 227 ТК ЕАЭС таможенная процедура временного вывоза - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза для их временного нахождения и использования за ее пределами без уплаты вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой. Товары, помещенные под таможенную процедуру временного вывоза и фактически вывезенные с таможенной территории Союза, утрачивают статус товаров Союза (п. 2 ст. 227 ТК ЕАЭС).

Товары Союза, помещенные под таможенную процедуру временного вывоза и вывезенные с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем до завершения или прекращения действия соответствующей таможенной процедуры (п. 10 ст. 14 ТК ЕАЭС).

Согласно п. 1 ст. 129 ТК ЕАЭС, действие таможенных процедур подлежит завершению в случаях, порядке и сроки, которые установлены ТК ЕАЭС, а если это предусмотрено ТК ЕАЭС, - Комиссией или законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Факт осуществления ввоза на таможенную территорию ЕАЭС товаров (вагонов) до истечения срока временного вывоза не свидетельствует о завершении таможенной процедуры временного вывоза. Порядок завершения и прекращения действия таможенной процедуры временного вывоза определен положениями ст. 231 ТК ЕАЭС.

В соответствии со ст. 231 ТК ЕАЭС до истечения срока действия таможенной процедуры временного вывоза, установленного таможенным органом, действие этой таможенной процедуры завершается помещением временно вывезенных товаров под таможенную процедуру реимпорта, за исключением случая, предусмотренного пп. 2 п. 4 ст. 231 ТК ЕАЭС (выявление до завершения действия таможенной процедуры факта совершения в отношении временно вывезенных товаров операций по капитальному ремонту, модернизации).

В силу п. 2 ст. 231 ТК ЕАЭС до истечения срока действия таможенной процедуры временного вывоза, установленного таможенным органом, действие этой таможенной процедуры может быть завершено помещением временно вывезенных товаров под таможенные процедуры экспорта, переработки вне таможенной территории, временного вывоза.

В соответствии с положениями ст. 235 ТК ЕАЭС таможенная процедура реимпорта - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары, ранее вывезенные с таможенной территории Союза, ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру. Таможенная процедура реимпорта применяется в отношении ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась таможенная процедура экспорта.

Согласно ст. 236 ТК ЕАЭС условиями помещения ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась таможенная процедура временного вывоза, под таможенную процедуру реимпорта являются: 1) ввоз товаров на таможенную территорию Союза в течение срока действия таможенной процедуры временного вывоза; 2) сохранение неизменным состояния товаров, в котором они были вывезены с таможенной территории Союза, за исключением изменений вследствие естественного износа, а также изменений вследствие естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, а также изменений, которые допускаются в отношении таких товаров при их использовании в соответствии с таможенной процедурой временного вывоза.

Декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру реимпорта, может выступать лицо, являвшееся декларантом товаров, помещенных под таможенную процедуру временного вывоза.

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС, декларант обязан соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой.

В соответствии с п. 1 ст. 132 ТК ЕАЭС обязанность по соблюдению условий использования товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, подлежащих соблюдению после помещения товаров под таможенную процедуру, возлагается на декларанта.

Пунктом 2 статьи 132 ТК ЕАЭС предусмотрено, что лица несут ответственность за нарушение условий использования товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в соответствии с законодательством государств-членов.

Согласно ст. 15 Конституции РФ лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Таким образом, при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать понятие вины юридических лиц, которое раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, при этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Судьей установлено, что 10.06.2016 на Валуйском таможенном посту по ДТ № 10101020/100616/0003179 декларантом ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» по договору субаренды грузовых вагонов № 266-С/АР/ПВ от 27.07.2015, заключенному между ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» и ЗАО «Лемтранс», под таможенную процедуру временного вывоза был помещен товар - железнодорожные четырехосные полувагоны открытые с несъемными металлическими бортами, б/у, предназначенные для перевозки грузов, в количестве 19 шт. №№ 61179669, 55638837, 62324082, 55300859, 60606837, 55652465, 61183273, 55741235, 55804744, 55370548, 65017279, 61753125, 54900360, 61006003, 61971628, 53199741, 62324421, 55301071, 59879833. Срок временного вывоза товара был установлен до 31.07.2017 года.

09.06.2016 от декларанта было получено письменное обязательство об обратном ввозе вышеуказанного товара, в котором последний предупреждался об административной ответственности за невыполнение требований и условий процедуры временного вывоза товаров.

13.07.2017 г., 14.09.2017 г., 19.12.2017 г., 16.07.2018 г. на Валуйский ТП от ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» поступили заявления о продлении срока временного вывоза железнодорожных полувагонов, в том числе и на товар - полувагоны №№ 62324082, 65017279, 61971628. На основании указанных заявлений Валуйским ТП декларанту было дано разрешение продления срока временного вывоза до 30.09.2017, затем до 31.12.2017, до 31.07.2018, и окончательно до 31.12.2018.

Таможенная процедура временного вывоза в отношении товара - полувагоны в количестве 16 шт. была завершена в установленные таможенным законодательством сроки.

Однако в отношении товара – полувагоны №№ 62324082, 65017279, 61971628 указанная таможенная процедура в срок до 31.12.2018 завершена не была.

В установленные п. 3 ст. 229 ТК ЕАЭС сроки с заявлением о дополнительном продлении срока временного вывоза товара - полувагоны №№ 62324082, 65017279, 61971628 по ДТ № 10101020/100616/0003179 декларант в таможенный орган не обращался.

Опрошенный в ходе производства по делу в качестве свидетеля главный государственный таможенный инспектор ОТОиТК № 1 Валуйского ТП Белгородской таможни ФИО6 подтвердил факт незавершения декларантом ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» в установленные сроки таможенной процедуры временного вывоза товара - полувагоны №№ 62324082, 65017279, 61971628 по ДТ № 10101020/100616/0003179.

Из опроса свидетеля ФИО7 следует, что с 03.06.2016 по 02.06.2019 он исполнял обязанности начальника ОТОиТК № 1 Валуйского ТП. На Валуйском таможенном посту в период с 2014 по 2016 гг. декларантом ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» по декларациям на товары под процедуру временного вывоза был помещен товар - железнодорожные четырехосные полувагоны открытые с несъемными металлическими бортами, б/у, предназначенные для перевозки грузов, и железнодорожные крытые вагоны, б/у, не предназначенные для перевозки продукции военного назначения. Срок временного вывоза товара по заявлениям ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» неоднократно продлевался и окончательно был установлен до 31.12.2018. При открытии таможенной процедуры временного вывоза декларантом ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» были представлены необходимые документы, которых было достаточно для выпуска вагонов в соответствии с заявленной процедурой. При продлении таможенной процедуры временного вывоза представлялись дополнительные документы. 12.12.2017 на Валуйский ТП из службы организации таможенного контроля Белгородской таможни поступила служебная записка с приложением письма декларанта ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» с просьбой дать разъяснения о возможности, порядке и сроках завершения таможенной процедуры временного вывоза товара «полувагоны и вагоны», со ссылкой на то, что товар - вагоны и полувагоны находится на территории Украины и своими силами декларант не может ввезти его на территорию России. Контрагенты ООО «Лемтранс» и ООО «РЕЙЛТРАНСЛОГИСТИК» были намерены прекратить договорные отношения с ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» и не продлевать срок действия контрактов. Декларанту ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» были направлены разъяснения относительно возможности завершения таможенной процедуры временного вывоза. Впоследствии на Валуйский ТП от декларанта неоднократно поступали заявления о продлении срока временного вывоза товара «полувагоны и вагоны» для возможности своевременного их вывода из аренды, и недопущения нарушения сроков завершения таможенной процедуры временного вывоза. ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» не уведомлял таможенный орган о выбытии вагонов из его фактического владения в связи с расторжением договоров лизинга. В отношении части товара таможенная процедура временного вывоза в установленный срок до 31.12.2018 завершена не была.

Из опроса свидетеля ФИО8 следует, что с 2008 года по настоящее время она работает в ООО «Транс Погран Услуги» (г. Валуйки) в должности декларанта, и с 2008, по совместительству, в ООО «НПП «Контакт» (г. Белгород) в должности специалиста по таможенным операциям. 09.12.2014г. между ООО «Транс Погран Услуги» и ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» был заключен агентский договор, согласно которому ООО «Транс Погран Услуги» оказывало услуги, выступая в качестве грузоотправителя и грузополучателя товаров. На основании данного договора, с целью оказания услуг по совершению таможенных операций между ООО «Транс Погран Услуги» и ООО «НПП «Контакт» был заключен договор на оказание услуг от 19.12.2014, на основании которого ФИО8 и ФИО9, который также работал в ООО «Транс Погран Услуги» в должности начальника отдела декларирования, и по совместительству в ООО «НПП «Контакт» специалистом по таможенным операциям, в 2015-2016 гг. на Валуйский ТП были поданы декларации на товар – железнодорожные четырехосные полувагоны открытые с несъемными металлическими бортами, б/у, предназначенные для перевозки грузов, и железнодорожные крытые вагоны, б/у, не предназначенные для перевозки продукции военного назначения с целью помещения указанного товара под таможенную процедуру временного вывоза. При подготовке к подаче в таможенный орган указанных деклараций ФИО8 и ФИО9 от декларанта ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» по электронной почте были получены комплекты документов, необходимых для совершения таможенных операций. Ж.д. накладные были сформированы грузоотправителем товара - ООО «Транс Погран Услуги». В случае необходимости представления дополнительных документов все общение с декларантом ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» было по электронной почте. ФИО8, ФИО9 лично с представителями декларанта не общались. Согласно заявленной процедуре указанные вагоны и полувагоны передавались декларантом по договорам субаренды для использования на территории Украины. Сведений о том, что вагоны и полувагоны могут до окончания процедуры временного вывоза использоваться в качестве транспортных средств международной перевозки, не было. В заявлениях на временный вывоз товаров и обязательствах об обратном ввозе временно вывезенных вагонов ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» также была указана цель использования вагонов и полувагонов для перевозки грузов по территории Украины. До истечения срока временного вывоза товара декларантом ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» почтой направлялись в адрес ООО «Транс Погран Услуги» заявления о продлении срока временного вывоза товаров и пакет документов о необходимости продления срока. В таможенный орган представлялись оригиналы указанных документов, на основании которых неоднократно продлевался срок временного вывоза товара. ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» Валуйским ТП было дано разрешение продления срока временного вывоза товара и окончательно срок был установлен до 31.12.2018. В период с конца 2016 по начало 2018 года от декларанта в отношении части товара - вагоны и полувагоны по электронной почте поступали сообщения с указанием номеров вагонов и полувагонов о необходимости завершения процедуры временного вывоза при их ввозе. В случае ввоза указанных вагонов и полувагонов с территории Украины, ФИО8 и ФИО9 на Валуйский ТП были поданы декларации на товары с целью помещения их под таможенную процедуру реимпорт. Ввозимые вагоны и полувагоны при помещении под указанную процедуру были размещены на складе временного хранения ООО «Транс Погран Услуги». Контроль за сроками временного вывоза товара осуществлялся декларантом ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК». В отношении части товара – вагоны и полувагоны, срок действия таможенной процедуры временного вывоза которых истек, и процедура не была завершена, ФИО8 и ФИО9 информация не поступала. Причины, по которым товар (вагоны и полувагоны) не ввезен в установленный срок временного вывоза, декларантом им не сообщались.

В ходе административного расследования, в результате анализа информационных ресурсов УФНС России, сведений, размещенных в информационной системе «Спарк-Интерфакс», установлено, что ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» создано 10.03.1994, имеет статус «действующее». В настоящий момент введено конкурсное управление, управляющий Акмайкина В.С.

Из письма конкурсного управляющего ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» Акмайкиной В.С. от 04.06.2019 следует, что определением Арбитражного суда г. Москвы от 13.04.2018 в отношении ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» введена процедура наблюдения, временным управляющим был утвержден ФИО11 Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.12.2018 ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утверждена Акмайкина В.С. С даты вынесения решения о признании ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» банкротом прекращаются полномочия руководителя ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» и иных органов управления. Полномочия по фактическому руководству ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» возложены на конкурсного управляющего. Вагоны, в отношении которых до введения процедуры банкротства осуществлялись таможенные процедуры, не являются собственностью ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК», а были получены в лизинг по договору аренды с правом выкупа и договорам лизинга от лизингодателя АО «ВЭБ-лизинг». 13.07.2017 АО «ВЭБ-лизинг» уведомил ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» о предстоящем расторжении договоров лизинга в одностороннем порядке. Договоры лизинга были расторгнуты с 04.08.2017. В этот день АО «ВЭБ-лизинг» направил ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» требования с указанием, что АО «ВЭБ-лизинг» самостоятельно будет принимать решение о дальнейшем перемещении (возврате) имущества посредством создания электронной заготовки железнодорожной накладной в автоматизированной системе ЭТРАН ОАО «РЖД». Поскольку в отношении вагонов ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» не располагает титулами собственника, конкурсный управляющий не имеет сведений о том, под какие таможенные процедуры были помещены вагоны, подавались ли по ним декларации, под какими условиями вагоны были помещены под таможенные процедуры, давались ли ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» обязательства об обратном ввозе вагонов, продлевался ли срок временного вывоза вагонов. До введения в отношении ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» процедуры банкротства соответствующие документы о помещении вагонов под таможенные процедуры были поданы бывшим руководством, документы готовились, предположительно, структурным подразделением ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» - Департаментом аренды. Однако, на момент банкротства ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» работники Общества, в том числе Департамента аренды, отсутствовали из-за прекращения трудовых отношений с Обществом. Бывшим Генеральным директором Общества конкурсному управляющему переданы договоры и иная бухгалтерская (первичная) документация Общества, подтверждающая размер дебиторской задолженности к его контрагентам для ее взыскания в суде.

Из ответа ЦФТО ОАО «РЖД» от 05.03.2019 следует, что железнодорожный полувагон № 62324082 после оформления процедуры временного вывоза был вывезен на территорию Украины, а впоследствии 08.10.2017 ввезен с территории Украины по ст. Успенская Северо-Кавказской железной дороги и находился на территории России. 17.04.2018 полувагон находился на ст. Великий Устюг Северной железной дороги. Информация о дальнейшем местонахождении полувагона, в том числе по состоянию на 01.01.2019, ЦФТО ОАО «РЖД» не представлена.

Полувагон № 65017279 после оформления процедуры временного вывоза был вывезен на территорию Украины, затем 05.11.2017 ввезен с территории Украины по ст. Успенская Северо-Кавказской железной дороги и находился на территории России. В период с 31.12.2018 по 01.01.2019 полувагон находился на ст.Оренбург Южно-Уральской железной дороги. Наиболее частые маршруты движения указанного полувагона с января 2019 года проходят по Южно-Уральской, Приволжской железным дорогам.

Полувагон № 61971628 после оформления процедуры временного вывоза был вывезен на территорию Украины, затем 11.10.2017 ввезен с территории Украины по ст. Успенская Северо-Кавказской железной дороги и находился на территории России. 15.11.2018 полувагон находился на ст. Новоперелюбская Приволжской железной дороги, 03.01.2019 полувагон находился на ст.Сызрань 1 Куйбышевской железной дороги. Информации о данном полувагоне на 01.01.2019 ЦФТО ОАО «РЖД» не представлено. Наиболее частые маршруты движения указанного полувагона с января 2019 года проходят по Приволжской, Куйбышевской железным дорогам.

Согласно писем ЦФТО ОАО «РЖД» от 19.03.2019 и от 21.03.2019, в настоящий момент собственником полувагонов №№ 62324082, 65017279, 61971628 является АО «ВЭБ-лизинг», арендатором ООО «Ай Эм Ти Экспресс».

Из полученного из Таганрогской таможни ответа следует, что запрашиваемые в поручении сведения о полувагонах №№ 62324082, 65017279, 61971628 составляют государственную тайну.

Согласно письму Центральной оперативной таможни от 25.06.2019 с приложением письма Южного таможенного управления от 21.06.2019, в соответствии о сведениями, содержащимися в региональной базе данных электронных копий деклараций на товары, в период с 01.01.2017 по настоящее время в регионе деятельности Южного таможенного управления не осуществлялось декларирование в соответствии с разделом 6 ТК ТС, разделом 4 ТК ЕАЭС вагонов, поименованных в поручении. Также в базе данных имеются сведения о вагоне, который использовался в данный период для перемещения товаров в регионе деятельности управления: № 65017279 (графа 18 ДТ № 10319010/04117/0023896).

Из письма АО «ВЭБ-лизинг» от 02.07.2019 следует, что АО «ВЭБ-лизинг» на основании договоров купли-продажи является собственником полувагона № 62624082 с 23.07.2014; полувагона № 65017279 с 21.02.2012; полувагона № 61971628 с 28.06.2013. АО «ВЭБ-лизинг» заключало договоры лизинга: № ДЛ 311/03-14 от 23.07.2014 в отношении полувагона №62324082 с ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» сроком до 31.07.2021; ДЛ 281/16-12 от 21.02.2012, в отношении полувагона №65017279 с ООО «Аркада Транс» сроком до 28.02.2019; ДЛ 304/09-13 от 28.06.2013, в отношении полувагона №61971628 с ООО «СпецНефтеТранс» сроком до 30.06.2023. Однако в связи с просрочкой лизинговых платежей действие указанных договоров было прекращено 04.08.2017. Полувагоны №№ 62324082, 65017279, 61971628 были изъяты на территории РФ. На основании новых договоров аренды полувагоны переданы ООО «Ай Эм Ти Экспресс» 25.01.2018 и 29.01.2018.

Из письма ЦФТО ОАО «РЖД» от 01.08.2019 следует, что в соответствии с действующим законодательством, остановка вагонов в пути следования со стороны перевозчика возможна при угрозе безопасности движения, технической неисправности вагона и по обращению грузоотправителя/грузополучателя. В программных средствах железной дороги имеются только сведения о железной дороге и станции нахождения вагонов на момент формирования запроса в электронной базе, информация о таможенном органе в них отсутствует. Полувагон № 62324082 по состоянию на 23.07.2019 находился на Западно-Сибирской железной дороге (ст.Забойщик), полувагон № 65017279 по состоянию на 25.07.2019 находился на Забайкальской железной дороге (ст. Ксеньевская), полувагон № 61971628 по состоянию на 24.07.2019 находился на Дальневосточной железной дороге (ст. Хабаровск 2).

Согласно ответу ОАО «РЖД», по состоянию на 28.08.2019 полувагоны №№ 62324082, 65017279, 61971628 находились на территории России.

Из ответа Центрального информационно-технического таможенного управления от 26.08.2019 следует, что после помещения полувагонов №№ 62324082, 65017279, 61971628 под таможенную процедуру временного вывоза в ЦБД ЕАИС таможенных органов информация об указанных полувагонах отсутствует.

Согласно письму ООО «Брянское вагоноремонтное депо» от 12.09.2019, ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» является контрагентом по договорам поставки продукции железнодорожного назначения ООО «Брянское вагоноремонтное депо». Исковое заявление в Арбитражный суд г. Москвы подано ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК», так как ООО «Брянское вагоноремонтное депо» имеет кредиторскую задолженность по договорам поставки продукции железнодорожного назначения. Грузовые железнодорожные вагоны, указанные в запросе, в собственности и владении ООО «Брянское вагоноремонтное депо» не находятся.

Из письма ООО «Брянское вагоноремонтное депо» от 09.10.2019 с приложением копии договора купли-продажи от 30.10.2015, усматривается, что ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» приобрело у ООО «Брянское вагоноремонтное депо» 156 единиц ж.д. вагонов, бывших в эксплуатации.

Временный Арбитражный управляющий ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» ФИО11 сообщил, что определением Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2018 года в отношении ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» введена процедура наблюдения. Он (ФИО11) был утвержден временным управляющим должника; а определением Арбитражного суда города Москвы от 11.09.2018 г. - освобожден от исполнения обязанностей временного управляющего. Новым временным управляющим ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» утвержден ФИО12 Никакими распорядительными функциями на предприятии временный управляющий не обладает, печать предприятия ему не передается, финансами он не распоряжается, договора не заключает. Все распорядительные функции в период процедуры наблюдения выполняет руководитель предприятия. По обстоятельствам совершенного ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» административного правонарушения, ему ничего не известно. Основанием для введения процедуры наблюдения послужило заявление ООО «Брянское вагоноремонтное депо» о признании ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» несостоятельным (банкротом). Все имевшиеся материалы он передал по Акту вновь назначенному временному управляющему ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» ФИО12 С руководителем ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» он не контактировал. Ему (ФИО11) было известно, что АО «ВЭБ-лизинг» были предъявлены требования к ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» по денежным обязательствам (в связи с неуплатой лизинговых платежей).

Из письма арбитражного управляющего ФИО12 следует, что определением Арбитражного суда города Москвы от 11.09.2018 он утвержден временным управляющим ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК». О заключении договоров аренды с ООО «Лемтранс» и ООО «РЕЙЛТРАНСЛОГИСТИК», а также продления срока действия данных договоров, помещения вагонов и полувагонов под таможенную процедуру временного вывоза, продления срока действия таможенной процедуры с учетом выбытия вагонов и полувагонов из фактического владения и пользования декларантов, а также о расторжении договоров лизинга, мерах, принятых декларантами в целях соблюдения требований таможенного законодательства по завершению таможенной процедуры временного вывоза, ему неизвестно. Ему не передавались документы и информация, касающиеся деятельности ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК». По обстоятельствам совершенного ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» административного правонарушения ему ничего неизвестно. С бывшими генеральными директорами ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» он (ФИО12) не контактировал.

Из информационного письма конкурсного управляющего ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» Акмайкиной В.С. от 11.10.2019 следует, что решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.12.2018 ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утверждена она (Акмайкина В.С.). Основанием для введения процедуры банкротства стало невыполнение ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» требований перед его кредиторами, вызванное неплатежеспособностью. После принятия решения о признании ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» банкротом бывшим генеральным директором была организована передача документов по дебиторской задолженности для ее последующего взыскания, уставные документы Общества, печать, транспортные и иные средства. Передача указанных документов была осуществлена отделом бухгалтерского учета. Управляющий не контактировал с бывшим генеральным директором Общества из-за отсутствия информации о средствах связи с последним. Управляющий не получал документов о договорных отношениях Общества с ООО «Лемтранс» и ООО «РЕЙЛТРАНСЛОГИСТИК», поскольку они дебиторами и кредиторами Общества не являются. В ходе рассмотрения требований АО «ВЭБ-лизинг» к Обществу в деле о банкротстве управляющий получил информацию о заключении и расторжении договоров лизинга. Спорные вагоны, в отношении которых до введения процедуры банкротства осуществлялись таможенные процедуры, не являются собственностью ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК», а были получены в лизинг по договору аренды с правом выкупа и договорам лизинга от лизингодателя АО «ВЭБ-лизинг». 13.07.2017 АО «ВЭБ-лизинг» уведомил ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» о предстоящем расторжении договоров лизинга в одностороннем порядке. Договоры лизинга были расторгнуты с 04.08.2017. В этот день АО «ВЭБ-лизинг» направил ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» требования, с указанием, что АО «ВЭБ-лизинг» самостоятельно будет принимать решение о дальнейшем перемещении (возврате) имущества посредством создания электронной заготовки железнодорожной накладной в автоматизированной системе ЭТРАН ОАО «РЖД». Поскольку договоры лизинга были расторгнуты до даты признания Общества банкротом и введения в отношении него конкурсного производства, собственник вагонов не уведомлял конкурсного управляющего о своих намерениях по распоряжению вагонами. Принимая во внимание, что в отношении вагонов ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» не располагает титулами собственника, конкурсный управляющий не имеет сведений, под какие таможенные процедуры были помещены вагоны, подавались ли по ним декларации, под какими условиями вагоны были помещены под таможенные процедуры, продлевался ли срок временного вывоза вагонов. Все договоры лизинга и аренды в отношении вагонов, помещенных под таможенные процедуры, были расторгнуты в 2017 году, т.е. до 31.12.2018, признаки аренды сняты, в результате чего вагоны выбыли из законного владения ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК». У ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» отсутствовала возможность для исполнения требований таможенного законодательства, связанных с декларированием вагонов. Вина ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» в совершении вменяемых административных правонарушениях отсутствует.

Из ответа АО «ВЭБ-лизинг» от 13.11.2019 следует, что после направления уведомлений в адрес ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» о расторжении договоров лизинга, изъятие указанных полувагонов происходило на территории РФ. Документами, подтверждающими факт изъятия полувагонов, находящихся в собственности АО «ВЭБ-лизинг», у группы компаний РТХ являются акты изъятия, оформленные АО «ВЭБ-лизинг» в одностороннем порядке. Информацией о том, кем были ввезены указанные полувагоны с территории Украины АО «ВЭБ-лизинг» не обладает. На дату изъятия полувагоны находились в порожнем состоянии. Информацией относительно состояния нахождения вагонов/полувагонов при ввозе с территории Украины на территорию РФ, а также в части осуществления таможенного контроля в отношении ввозимых вагонов/полувагонов АО «ВЭБ-лизинг» не располагает. За разрешением перемещения полувагонов с территории Украины на таможенную территорию ЕАЭС к АО «ВЭБ-лизинг» никто не обращался.

Руководство ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» до вынесения решения о его несостоятельности (банкротстве), а затем конкурсный управляющий Акмайкина В.С., до момента окончания срока временного вывоза железнодорожных полувагонов, не обращались в таможенный орган для завершения в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, либо с заявлением о помещении товара - железнодорожных полувагонов №№ 62324082, 65017279, 61971628 под иную таможенную процедуру.

В соответствии с ч. 2 ст. 126 Федерального Закона от 26.10.2002 № 127ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия. Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему. В соответствии со ст. 129 указанного Федерального Закона, с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Таким образом, при вступлении в фактическое руководство (управление) обществом конкурсные управляющие ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» должны были получить от бывших руководителей указанных обществ информацию о помещении декларантами вагонов и полувагонов под таможенную процедуру временного вывоза и необходимости выполнения обязанности по завершению данной процедуры, а затем и владеть такой информацией.

Заявленные в ходе расследования доводы конкурсного управляющего о том, что они не располагают сведениями о том, под какие таможенные процедуры были помещены вагоны, подавались ли по ним соответствующие декларации, под какими условиями вагоны были помещены под таможенные процедуры, давались ли декларантом ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» обязательства об обратном ввозе вагонов, продлевался ли срок временного вывоза вагонов, являются необоснованными и подлежат отклонению, поскольку предшествующим руководителем Общества конкурсному управляющему переданы договоры и иная бухгалтерская (первичная) документация организации, подтверждающая размер дебиторской задолженности к его контрагентам для последующего ее взыскания в суде и реализации иных досудебных мероприятий по ее взысканию. При должной степени заботы, осмотрительности и внимания Обществом могли быть предприняты всеобъемлющие меры по недопущению правонарушения.

Согласно ст. 15 Конституции РФ лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Согласно декларациям на товары ИМ-60, актам таможенного осмотра, декларантом ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» под таможенную процедуру реимпорта до истечения срока действия таможенной процедуры временного вывоза, установленного таможенным органом, был помещен и выпущен товар - 19 полувагонов, но таможенная процедура в отношении полувагонов №№ 62324082, 65017279, 61971628 завершена не была.

Таким образом, ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» обязано было и имело реальную возможность завершить в установленные сроки таможенную процедуру временного вывоза в отношении железнодорожных полувагонов №№ 62324082, 65017279, 61971628, однако таковая в установленный срок не была завершена.

Общество не проявило достаточной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для выполнения требований законодательства в области таможенного дела по завершения в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, и тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ, выразившееся в незавершении в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении.

Вина ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» в инкриминируемом ему правонарушении подтверждается: ДТ (экспорт 23) № 10101020/100616/0003179 (т.1 л.д.7-12); заявлением ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» на временный вывоз от 09.06.2016 (т.1 л.д. 13-14); обязательством об обратном ввозе ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» от 09.06.2016 (т.1 л.д.15-16); договором аренды вагонов № 71-АР/ПВ от 01.02.2014 (т.1 л.д.17-24); согласием на передачу вагонов в субаренду от 03.08.2015 (т. л.д. 25); договором субаренды грузовых вагонов № 266-С/АР/ПВ от 27.07.2015 (т. 1 л.д. 26-44); заявлениями о продлении срока временного вывоза товаров ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» от 13.07.2017, от 13.09.2017, от 18.12.2017, от 06.07.2018 (т. 1 л.д. 45-56); протоколами опроса свидетелей от 01.03.2019 (т. 1 л.д. 73-74) от 05.09.2019, (т.2 л.д. 32-33), от 13.11.2019 (т.2 л.д. 154-157); письмами ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» (л.д. 79-94); письмом ЦФТО ОАО «РЖД» от 05.03.2019 (л.д. 96-127); письмами ЦФТО ОАО «РЖД» от 19.03.2019 и от 21.03.2019 (л.д. 131-143); письмом Южного таможенного управления от 21.06.2019 (л.д. 154-156); письмами АО «ВЭБ-лизинг» от 02.07.2019 (т.1 л.д. 159-169), от 13.11.2019 (т.2 л.д. 99-122); письмами ЦФТО ОАО «РЖД» от 01.08.2019 (т. 1 л.д. 172-176), от 30.08.2019 (т. 2 л.д. 3-8); служебной запиской оперативно-аналитического отдела от 10.09.2019 (т.2 л.д. 16-18); ответом ЦИТТУ от 26.08.2019 (т.1 л.д. 188-195); письмами ООО «Брянское вагоноремонтное депо» от 12.09.2019 (т.2 л.д. 20), от 09.10.2019 (т.2 л.д. 22-26); протоколами ареста вагонов от 16.09.2019 (т.2 л.д. 42-46), от 18.09.2019 (т. 2 л.д. 48-50); декларациями на товары ИМ-60 и актами таможенного осмотра (т.2 л.д. 126-153).

Предметом административного правонарушения являются железнодорожные полувагоны №№ 62324082, 65017279, 61971628.

Из протоколов об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 16.09.2019 (т.2 л.д. 42-46), от 18.09.2019 (т. 2 л.д. 48-50), составленных главными государственными таможенными инспекторами Россошанского таможенного поста Воронежской таможни, и Саянского таможенного поста Иркутской таможни, следует о наложении 16 и 18 сентября 2019 года ареста на железнодорожные полувагоны №№ 62324082 и 65017279.

Исследованные письменные доказательства судья признает относимыми, допустимыми и достоверными, так как они имеют отношение к событию правонарушения, получены в соответствии с требованиями административного законодательства, согласуются между собой и не имеют противоречий.

Оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, судья признает полностью доказанной вину ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» в совершении правонарушения.

Действия ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» судья квалифицирует по ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ, как незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении.

ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК», зная об обязанностях в сфере таможенных отношений, вытекающих из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности, могло и имело реальную возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению установленных законодательством ЕАЭС требований, однако не проявило достаточной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для выполнения требований по завершению в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении.

Более того, ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» могло воспользоваться правом на обращение в таможенный орган в порядке ст. 229 ТК ЕАЭС с целью продления действия таможенной процедуры, однако указанным правом не воспользовалось, то есть не проявило степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС.

При назначении наказания ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, общественную опасность содеянного, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих его административную ответственность.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, судом может быть назначено наказание в виде предупреждения.

Поскольку санкция ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ предусматривает альтернативное наказание, с учетом анализа представленных доказательств в их совокупности, совершения ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» административного правонарушения впервые, введения в отношении него процедуры банкротства, а также характера совершенного правонарушения, судья считает возможным применить к ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» административное наказание в виде предупреждения.

С учетом изложенного, судья приходит к выводу, что необходимость в обеспечительной мере в виде ареста на железнодорожные полувагоны №№ 62324082, 65017279, являющиеся предметом административного правонарушения, принятой в соответствии с протоколами от 16.09.2019 (т. 2 л.д. 42-46), от 18.09.2019 (т. 2 л.д. 48-50), отпала и на основании ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ считает целесообразным указанную меру отменить.

Руководствуясь ст. ст. 29.9 и 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

ЗАО «РТХ-ЛОГИСТИК» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде предупреждения.

Отменить меру обеспечения в виде ареста железнодорожных полувагонов №№ 62324082, 65017279, принятую в соответствии с протоколами об аресте от 16.09.2019 и от 18.09.2019 года.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы или принесения протеста в Белгородский областной суд через Валуйский районный суд Белгородской области.

Судья