Дело №5-35/2013г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
П.Глушково «08» июля 2013 года.
Судья Глушковского районного суда <адрес> Родионова Л.А.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки России, пенсионерки, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ в зону таможенного контроля ЗТК ЖДПП «№ со стороны России прибыл пригородный поез<адрес> сообщением «<адрес>)», следовавший через станцию <адрес> (Украина), в котором следовала гражданка России ФИО1 Пассажирскую таможенную декларацию она не заполняла. В ходе устного опроса о наличии у ФИО1 товаров, подлежащих письменному декларированию, запрещенных либо ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза, пояснила, что таковые у нее отсутствуют. На основании докладной записки <данные изъяты> Свидетель 1 от ДД.ММ.ГГГГ № было принято решение о проведении таможенного досмотра, в результате которого в целлофановом пакете черного цвета, принадлежащего со слов ФИО1 ей, была обнаружена икона в окладе «<данные изъяты>», которая относится к культурным ценностям и подлежит письменному декларированию.
Таким образом, ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.16.2 ч.1 КоАП РФ, то есть недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, выразившегося в недекларировании по установленной форме товара - иконы «<данные изъяты>», в окладе являющейся культурной ценностью и подлежащей таможенному декларированию.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – ФИО1 полностью признала свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 ч.1 КоАП РФ, раскаялась в содеянном, просила возвратить ей изъятую у нее икону, назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, показав, что проживает по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут прибыла на рабочем поезде № сообщением Курск (Россия) – Теткино (Россия), следовавшим через станцию «<адрес>» (Украина), на ЖДПП «<адрес>» <адрес>. В поезде проводился таможенный контроль. Инспектор таможенного органа в ходе проведения таможенного контроля задал ей вопрос о наличии у нее товаров, подлежащих письменному декларированию, и о наличии исторических, культурных ценностей, предметов старины. На поставленные вопросы пояснила, что у нее имеются личные вещи, а товары, подлежащие таможенному декларированию, у нее отсутствуют. В ходе проведения досмотра инспектором таможенного органа в принадлежащем ей целлофановом пакете черного цвета, была обнаружена икона с изображением лика Николая Чудотворца, которая принадлежит ее сестре - ФИО2, проживающей в <адрес> (Россия). Вышеуказанную икону она перемещала из <адрес> в <адрес> на пригородном поезде, следовавшим через территорию Украины. О том, что данную икону необходимо было декларировать в письменной форме в пассажирской таможенной декларации, не знала, так как считала, что она не представляет исторической и культурной ценности. Ранее через таможенную границу РФ перемещалась неоднократно, но с правилами перемещения товаров через границу она не знакома.
Как следует из показаний свидетеля Свидетель 1, данных ею в ходе административного расследования по делу (л.д.№), в настоящее время она работает на <адрес> в должности <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ находилась в составе дежурной смены на железнодорожном пункте пропуска станция «<адрес>. В ее служебные обязанности входило осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, перемещаемых через таможенную границу РФ товаров, ручной клади и багажа физическими лицами. С ней в смене в качестве старшего смены находился <данные изъяты> Свидетель 2 ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ в зону таможенного контроля железнодорожного пункта пропуска станция «<адрес> с территории России прибыл пригородный поезд № № сообщением «<адрес>», следовавший через территорию Украины <адрес>, <адрес>. В данном поезде в качестве пассажира следовала гр. России ФИО1 При проведении таможенного контроля Свидетель 1 спросила у ФИО1 о наличии у нее товаров, на которые распространяются ограничения и запреты. ФИО1 пояснила, что таковые у нее отсутствуют. Пассажирскую таможенную декларацию ФИО1 не представила. Свидетель 1 было принято решение о проведении таможенного досмотра ручной клади перемещаемой гр. ФИО1 При проведении таможенного досмотра в целлофановом пакете черного цвета, принадлежащем гр. ФИО1, была обнаружена икона в окладе. В ходе досмотра Свидетель 1 был составлен акт таможенного досмотра. ФИО1 не представила разрешительных документов необходимых для вывоза иконы с таможенной территории Таможенного союза. Со слов ФИО1 икона принадлежит ее сестре - ФИО2, которая проживает в <адрес> (Россия) и ФИО1 забрала ее на память о матери. Вышеуказанную икону ФИО1 перемещала из <адрес> в <адрес> (РФ), где проживает, на пригородном поезде, следовавшем через территорию Украины.ДД.ММ.ГГГГ Свидетель 1 данная икона в рамках проведения таможенного контроля была взята по акту отбора проб и образцов и направлена для проведения таможенной экспертизы в управление Министерства культуры России. Из полученного заключения эксперта было установлено, что икона <данные изъяты>» в окладе является культурной ценностью и при ее вывозе с таможенной территории Таможенного союза она подлежит таможенному декларированию.
Свидетель Свидетель 2 в ходе административного расследования дала показания (л.д.№), аналогичные показаниям свидетеля Свидетель 1
Исследовав материалы дела, выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.15 Конституции РФ граждане обязаны соблюдать законы (установленные законом обязанности).
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие физического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.2. КоАП России, административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Статья 16.2 ч.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров, подлежащих декларированию.
В соответствии со ст. 9 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее Закон) культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено настоящим Законом, запрещены к вывозу из РФ.
Таким образом, вывоз из РФ данной иконы возможен физическим лицом только при наличии разрешения Минкультуры на право вывоза иконы или же Справки соответствующего образца о том, что данный предмет не попадает под действие п. 1 ст. 9 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
В соответствии с п. 3 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, утвержденного Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 16.08.2012 г. № 134 вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государства – члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п. 4 Положения не требуется получение лицензии на вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов при наличии разрешительного документа, выдаваемого государственным органом государства – члена Таможенного союза, осуществляющим контроль за вывозом культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза.
Ст. 19 Федерального закона РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» установлено, что при принятии решения о возможности вывоза культурных ценностей соответствующим государственным органом выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей.
Свидетельство на право вывоза культурных ценностей является основанием для пропуска указанных ценностей через Государственную границу Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» таможенному декларированию в письменной форме подлежат культурные ценности.
Согласно подпункту 35 п.1 ст.4 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее ТК ТС) товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Согласно п.1ст.150 ТК ТС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза.
Согласно п.2 ст.150 ТК ТС товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно ст. 151 ТК ТС, местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств - членов Таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно п.2 ст.95 ТК ТС таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС.
Согласно п.1 ст.98 ТК ТС, декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
Согласно статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.
Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 180 ТК ТС при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяется пассажирская таможенная декларация.
Согласно п. 1 ст. 355 ТК ТС таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 355 ТК ТС таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования.
Согласно п. 1 ст. 8 Соглашения, декларирование товаров для личного пользования, за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях и помещаемых под процедуру таможенного транзита, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза № 287 от 18 июня 2010 года "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации" (далее - Решение).
Согласно указанному Решению, в подпунктах 3.1 - 3.5 пункта 3 пассажирской таможенной декларации, лицо, следующее через таможенную границу Таможенного союза, сообщает таможенному органу о наличии или отсутствии у него в сопровождаемом, либо не сопровождаемом багаже, товаров, в отношении которых применяются запреты или ограничения и подлежащие декларированию в письменной форме.
Во время прохождения таможенного контроля и оформления ФИО1 не продекларировала икону, являющуюся культурной ценностью в письменной форме в пассажирской таможенной декларации, хотя у нее была реальная возможность при выезде с таможенной территории Таможенного союза продекларировать товар - икона «Святитель <данные изъяты>» в окладе, являющуюся культурной ценностью по установленной форме, однако, ФИО1 не выполнила этого, не предвидя возможности наступления вредных последствий своего действия, хотя должна была и могла их предвидеть
Обстоятельства совершенного ФИО1 административного правонарушения, помимо признания вины ФИО1, оглашенных показаний свидетелей, также объективно подтверждены письменными материалами дела, исследованными судом, а именно:
протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), докладной запиской старшего государственного таможенного инспектора ОТО и ТК <адрес> Свидетель 1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), актом таможенного досмотра № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), служебной запиской ОТН и ТО <адрес> таможни № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), протоколом изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), экспертным заключением № эксперта Управления Минкультуры России по ЦФО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), заключением эксперта Независимой экспертной организации «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № и другими материалами дела.
В ответ на запрос Глушковского таможенного поста (исх. от ДД.ММ.ГГГГ №) ДД.ММ.ГГГГ из отдела товарной номенклатуры происхождения товаров и торговых ограничений <адрес> таможни поступил ответ (исх. от ДД.ММ.ГГГГ №), из которого следовало, что согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ № представленная на экспертизу икона с ликом <данные изъяты> относится к культурной ценности и входит в перечень 2.20 Культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозе, утвержденный РКТС от ДД.ММ.ГГГГ №. На вывоз вышеуказанных предметов и документов не требуется лицензии на вывоз с таможенной территории Таможенного союза при наличии разрешительного документа, выдаваемого государственным органом государства – члена Таможенного союза, осуществляющим контроль за вывозом культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза.
В соответствии с заключением эксперта Независимой экспертной организации «<адрес>», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № рыночная стоимость товара - икона «<данные изъяты>» в окладе, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет № рублей № копеек.
Оценивая собранные доказательства в их совокупности, судья считает, что ФИО1 обоснованно привлечена к административной ответственности, поскольку ее вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 ч.1 КоАП РФ, то есть в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, выразившемся в неекларировании по установленной форме товара – икона «<данные изъяты>» в окладе, являющуюся культурной ценностью по установленной форме, перемещаемой ею через таможенную границу Таможенного союза с территории Украины на территорию таможенного союза, доказана полностью.
Назначая административное наказание за административное правонарушение ФИО1, судья учитывает обстоятельства, смягчающие административную ответственность, такие как признание вины в совершении административного правонарушения, совершение административного правонарушения впервые.
Также при назначении наказания суд учитывает престарелый возраст ФИО1
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность по настоящему делу, не установлено.
С учетом изложенного, суд считает, что ФИО1 должно быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере № стоимости иконы «Святитель <данные изъяты>» в окладе, явившейся предметом административного правонарушения, а именно № рублей № копеек, без конфискации.
Вещественное доказательство: икону «<данные изъяты>, находящуюся на хранении в камере хранения вещественных доказательств <адрес> по адресу: <адрес>, передать владельцу ФИО1
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
ФИО1 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.1 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере № стоимости иконы «<данные изъяты>» в окладе, явившейся предметом административного правонарушения, а именно № копеек, без ее конфискации.
Штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу по следующим реквизитам: <данные изъяты>.
Вещественное доказательство: икону «<данные изъяты>» в окладе, находящуюся на хранении в камере хранения вещественных доказательств <адрес> по адресу: <адрес>, передать владельцу ФИО1.
Постановление может быть обжаловано в Курский областной суд через Глушковский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: Родионова Л.А.