Дело № 5-35/2015 г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
28 августа 2015 года п.г.т. Богатые Сабы
Исполняющая обязанности судьи Сабинского районного суда Республики Татарстан З.Р. Валиева, рассмотрев дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Урта Саба»,
У С Т А Н О В И Л А:
Из материалов административного дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Урта Саба» нарушило правила охраны атмосферного воздуха, а именно, выброс вредных веществ в атмосферный воздух с территории ООО «Урта Саба», расположенной по адресу: <адрес>, осуществляется без соответствующего разрешения.
Представитель ООО «Урта Саба» ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснив, что в протоколе об административном правонарушении источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух не указаны.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения ФИО1, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно пункту 1 статьи 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 года № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным инспектором в области охраны окружающей среды ЦТУМЭПР Республики Татарстан, усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Урта Саба» нарушило правила охраны атмосферного воздуха, а именно, ООО «Урта Саба» с территории, расположенной по адресу: <адрес>, осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух, без соответствующего разрешения. В протоколе об административном правонарушении указывается на наличие источников выброса согласно инвентаризации выбросов ООО «Урта Саба».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон N 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) определяет понятие «загрязняющее вещество» - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Из изложенного следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
Статьей 12 Закона № 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Как следует из статьи 14 Закона № 96-ФЗ, Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 № 288, пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404, административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.
Таким образом, выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
К материалам дела в качестве доказательства приобщена копия отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и их источников для ООО «Урта Саба».
Кроме того, что приведенный отчет не утвержден руководителем ООО «Урта Саба» и данная копия отчета надлежащим образом не заверена, в отчете указывается лишь на наличие 6 источников загрязнения (в том числе 3 неорганизованных) атмосферы, без уточнения этих источников.
Таким образом, должностным лицом, составившим протокол, должным образом не подтверждено, какие выявлены источники, отнесены ли выявленные источники выбросов к источникам вредных выбросов, не представлены доказательства тому, что превышены предельно допустимые нормативы выбросов в атмосферный воздух, что общество обязано получить специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и должно нести ответственность ввиду его отсутствия.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения ООО «Урта Саба» к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Руководствуясь статьями 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исполняющая обязанности судьи
П О С Т А Н О В И Л А :
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Урта Саба» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Сабинский районный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Исполняющая обязанности судьи З.Р. Валиева