№
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
р.п. Тальменка 16 декабря 2016 года
Судья Тальменского районного суда Болгерт О.А., рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении юридического лица <данные изъяты> муниципального образования Тальменского района Алтайского края, находящегося по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, место фактического осуществления деятельности: <адрес> о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в ходе рассмотрения информации, поступившей от <данные изъяты> (письма от ДД.ММ.ГГГГ за входящим номером №) а также дополнительных материалов (вх. №№, № от ДД.ММ.ГГГГ) о несанкционированном отборе природного газа котельными МУП «Заказчик» муниципального образования Тальменского района Алтайского края, находящееся по адресу: <адрес>, выявлены нарушения правил пользования топливом, выразившееся в следующем. В соответствии с Правилами поставки газа в РФ, МУП «Заказчик» заключены с <данные изъяты> (далее по тексту Поставщик) договора поставки природного газа (далее по тексту - Договор) на котельные в <адрес>. В соответствии с пунктом 3.9 Договора Покупатель (в данном случае МУП «Заказчик») должен письменно уведомлять Поставщика об отключении-подключении газоснабжения на летний/зимний периоды, после ремонта и первичном пуске газа. Возобновление отбора газа и первичный пуск газа производится по запросу Покупателя только после согласования с Поставщиком. Отбор газа котельными МУП «Заказчик» был прекращен с ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием отопительного сезона. ДД.ММ.ГГГГ персоналом <данные изъяты> обнаружено самовольное подключение котельных МУП «Заказчик» по адресам:
- <адрес>
- <адрес>
- <адрес>
- <адрес>
- <адрес>
- <адрес>
- <адрес>
- <адрес>
- <адрес>
- <адрес>
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>Б;
- <адрес>3;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>
к газовой сети путем срыва пломб и снятии заглушек на отключающей арматуре и отбор газа, о чем составлены акты. По информации Поставщика, возобновление отбора газа с Поставщиком согласованы не были. Данное нарушение может создать реальную угрозу взрыва, выброса опасных веществ с последующими разрушениями зданий и сооружений, возникновением человеческих жертв, причинением тяжкого вреда здоровью людей, возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера. Тем самым МУП «Заказчик» нарушило пункт 5 Правил поставки газа в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ( с измен. на ДД.ММ.ГГГГ) – поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов».
В судебном заседании представители МУП «Заказчик» ФИО2 и ФИО3 с нарушениями не согласились и пояснили, что со стороны МУП «Заказчик» не было допущено нарушений действующего между ним и <данные изъяты> договора поставки газа №, потребитель газа действовал при осуществлении подготовки к отопительному сезону в соответствии с договором. Так, пунктом 3.9 Договора Покупатель обязан письменно уведомить Поставщика об отключении-подключении газоснабжения на летний/зимний периоды, после ремонта и первичном пуске газа. Указанная обязанность была выполнена путем направления в адрес <данные изъяты> уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении отбора газа в связи с окончанием отопительного сезона; от ДД.ММ.ГГГГ о разрешении пуска газа с ДД.ММ.ГГГГ. Более того, в тот же срок – ДД.ММ.ГГГГ со стороны МУП «Заказчик» в адрес Поставщику газа было вручено письмо о направлении уполномоченных специалистов для проверки приборов учета; в адрес газораспределительной организации – о разрешении снятия пломб с фасадных задвижек. Запросы предприятия были проигнорированы поставщиком газа, в предполагаемые даты обеспечить пуск газа в присутствии его представителя не представилось возможным, иных предложений со стороны поставщика также не поступило. Таким образом, в действиях МУП «Заказчик» отсутствует объективная сторона вменяемого правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины. В действиях МУП «Заказчик» отсутствуют признаки вины, тем более в форме умысла, поскольку указанные действия были осуществлены во исполнение обязательных для применения в силу положений ст. 43 Федерального закона от 06.10.2006 года №131-ФЗ «Об Общих принципах организации местного самоуправления в РФ» нормативных актов органов местного самоуправления. <данные изъяты> в пределах своей компетенции принято решение о начале отопительного сезона с ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая игнорирование со стороны поставщика газа и газораспределительной организации заявлений о необходимости возобновления поставки газа, во избежание возникновения в связи с установлением низких температур негативных последствий на социально значимых объектах района, возникновения неблагоприятных условий для проживания граждан и осуществления учебного процесса, для снятия социальной напряженности, руководствуясь нормативно-правовыми актами <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ было принято Постановление № «О введении режима чрезвычайной ситуации в связи со срывом отопительного сезона». Таким образом, МУП «Заказчик» не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку предприятие исполняло принятое <данные изъяты> постановление «О введении режима чрезвычайной ситуации в связи со срывом начала отопительного сезона». Просят производство по делу прекратить.
Представитель <данные изъяты>ФИО4 в судебном заседании показала, что поступила письменная информация от поставщика газа <данные изъяты> о несанкционированном отборе природного газа котельными МУП «Заказчик». Ими были предоставлены акты о том, что были сорваны пломбы на газопроводах котельных, а также копии договоров поставки газа. При рассмотрении материала было установлено, что нарушены правила пользования топливом по ст. 9.11 КоАП РФ. Согласно п. 5 Правил поставки газа в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 года №162 поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем. Договор был заключен, в пункте 3.9 договора указано, что покупатель письменно уведомляет поставщика об отключении-подключении газоснабжения на летний/зимний периоды, после ремонта и первичном пуск газа. Возобновление отбора газа и первичный пуск газа производится по запросу покупателя только после согласования с поставщиком. Так как природный газ является взрывоопасным видом топлива, то существует угроза взрыва, выброса опасных веществ с последующим разрушением зданий и сооружений, возникновением человеческих жертв, причинением тяжкого вреда здоровью людей, возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера, поэтому был составлен протокол и направлены материалы в суд.
Свидетель ФИО5, технический директор МУП «Заказчик», в судебном заседании показал, что в конце отопительного сезона он подает две заявки в две организации на отключение газа от котельных, два объекта – Тальменская ЦРБ и дом престарелых работают круглый год, затем в начале отопительного сезона он также подает две заявки в две организации на подключение. Первоначально было опломбировано только несколько котельных, в конце лета были опломбированы все котельные. Делали это специалисты, а не люди с улицы. Опломбирование это установка проводка с пломбой на заглушку. Все краны закрываются с улицы, внутри котельных краны они закрывают сами. Задвижки, расположенные на трассах принадлежат Газораспределительным сетям. Заявки на снятие пломб с заглушек и пуск газа им были поданы в сентябре, приблизительно 18-19 числа. Был согласован график. Приехали специалисты, приняли узлы учета внутри котельных. Ответа на пуск газа им не поступило. ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по ЧС был введен режим ЧС на территории <адрес>. Ему дали распоряжение запустить газовые котельные, были назначены ответственные лица, контролирующие пуск газа. Сняли пломбы с заглушек под контролем комиссии ЧС. Были составлены акты о том, что котельные запущены в работу. Запуск котельных осуществляли начальники участков, ответственные за пуск котельных. Все начальники сдают экзамены, все работники аттестованы. Все акты были направлены в Газпром, он сам лично за этим следил. Они опрессовали все сети внутри котельных, проверили утечки, начали разжигание котлов. Составили два акта: один о запуске, другой об опрессовке. Он проработал в данной отрасли 20 лет, их предприятие всегда получало лицензию, оборудование все тоже самое. С ДД.ММ.ГГГГ он начал вести работу по лицензии. В связи со сменой руководства он не мог оплатить госпошлину, все оригиналы документов были вывезены. В ДД.ММ.ГГГГ они сдали все документы для получения лицензии. МУП «Заказчик» был образован в ДД.ММ.ГГГГ для того, чтобы заключить договор на поставку газа. В ноябре ДД.ММ.ГГГГ были созданы еще два унитарных предприятия <данные изъяты> и <данные изъяты> для того, чтобы в дальнейшем работать на упрощенной системе налогообложения. Все три предприятия занимаются подачей тепла. Он обращался в <данные изъяты> для заключения договоров на поставку газа с этими унитарными предприятиями, но газовики не стали заключать договоры на поставку газа, так как не были оплачены счета по газу. Сейчас во всех унитарных предприятиях директор ФИО2
Свидетель ФИО6, ведущий специалист юридического отдела <данные изъяты>, в судебном заседании показал, что согласно пункту 4.5 соглашения о взаимодействии между филиалом <данные изъяты> и <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ГРО осуществляет подключение потребителя к газораспределительным сетям и заключает договор на транспортировку газа только при условии наличия договора поставки газа с Поставщиком. Заявка от МУП «Заказчик» о снятии пломб с заглушек была, но разрешения от Межрегионгаза на подачу газа не было. На эту заявку они ответ не дали, так как у них потребители по всему краю, физически ответить всем невозможно. Если бы было разрешение, они бы сразу согласовали дальнейшие действия. От Межрегионгаза им ничего не поступало. МУП «Заказчик» не представил лицензию, а также имел задолженность перед поставщиком.
Свидетель ФИО7, ведущий юрисконсульт <данные изъяты> в судебном заседании показал, что ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> было направлено обращение в прокуратуру <адрес> об отсутствии у МУП «Заказчик» лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов. В ДД.ММ.ГГГГ МУП «Заказчик» самовольно осуществил запуск газа в котельных. Они повторно обратились в прокуратуру <адрес> с просьбой предоставить информацию об исполнении представления прокурора и о получении МУП «Заказчик» лицензии. В ДД.ММ.ГГГГ Тальменский районный суд понуждает МУП «Заказчик» получить лицензию на эксплуатацию опасных производственных объектов. До настоящего времени по лицензии ничего не предпринято. В ДД.ММ.ГГГГ года поступает заявка на пуск газа и вызов метролога. Они отвечают, что необходимо представить лицензию, обеспечить готовность резервного топливного хозяйства и необходимый запас топлива. Данное письмо было получено лично директором ФИО5. Их метролог проехал по всем котельным. 40% счетчиков газовых котельных не соответствовали требованиям ГОСТа. Ими было вынесено предписание. На дату запуска не было ни лицензии, ни резервного топлива.
Выслушав мнение представителей, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Квалификация административного правонарушения предполагает наличие события и состава административного правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения.
Данная статья объединяет ряд самостоятельных составов административных правонарушений. Она имеет бланкетный характер и отсылает правоприменителей к соответствующим правилам и нормам, техническим требованиям, установленным Правительством РФ, Минэнерго России и другими федеральными органами исполнительной власти. Взаимоотношения энергоснабжающих и газоснабжающих организаций с гражданами как потребителями определяются правилами пользования электрической и тепловой энергией.
Порядок выдачи разрешений на пуск газа в газоиспользующие установки определен в соответствии с Положением о порядке осуществления государственного контроля за рациональным и эффективным использованием газа в Российской Федерации, утвержденным Минэнерго России.
Правила пользования различными видами энергии и газом включают требования к эксплуатации самих электро- и газовых установок, установке и эксплуатации приборов учета энергии и газа, а также к расчетам за энергию и газ.
Объективная сторона рассматриваемых административных правонарушений характеризуется действиями, нарушающими установленные нормы и правила.
Правила поставки газа в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства от 05.02.1998 г. № 162. Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ утверждены постановлением Правительства от 17.05.2002 года №317.
В вину МУП «Заказчик» вменено нарушение п.5 Правил поставки газа в Российской Федерации, выразившееся в нарушении п. 3.9 договора поставки газа между <данные изъяты> и МУП «Заказчик».
Протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ персоналом <данные изъяты> обнаружено самовольное подключение котельных МУП «Заказчик» к газовой сети путем срыва пломб и снятия заглушек на отключающей арматуре и отбор газа, тем самым МУП «Заказчик» не согласовали возобновление отбора газа с поставщиком газа.
В соответствии с п.5 Правил поставки газа в РФ Поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов. Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Баланс газа по Российской Федерации разрабатывается и утверждается Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из ресурсов газа и прогноза потребности российских потребителей в топливно-энергетических ресурсах. Баланс газа по России носит для поставщиков и покупателей газа рекомендательный характер.
Вместе с тем, в силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем, материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств вины МУП «Заказчик» в нарушении п.5 правил поставки газа в РФ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и МУП «Заказчик» был заключен договор поставки газа №. Согласно п. 3.9 данного договора покупатель письменно уведомляет поставщика об отключении-подключении газоснабжения на летний/зимний периоды, после ремонта и первичном пуске газа. Возобновление отбора газа и первичный пуск газа производятся по запросу покупателя только после согласования с поставщиком. ДД.ММ.ГГГГ МУП «Заказчик» направило два письма в адрес <данные изъяты> с просьбами о направлении специалистов для проверки узлов учета в котельных и разрешении на пуск газа в котельные. Также в этот же день ДД.ММ.ГГГГ МУП «Заказчик» направило письмо в адрес АО «Газпром газораспределение Барнаул» в котором просил о разрешении на снятие пломб с фасадных задвижек с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> направил МУП «Заказчику» ответ на данные письма, в котором указал, что в связи с отсутствие лицензий для эксплуатации газовых котельных, им отказывают в пуске газа. Ответа на письмо в адрес <данные изъяты> МУП «Заказчик не получил.
Кроме того, согласно представленных договоров аренды, заключенных между <данные изъяты> и <данные изъяты><данные изъяты>, МУП «Заказчик» в ДД.ММ.ГГГГ данным предприятиям на праве аренды было предоставлено муниципальное имущество для оказания коммунальных услуг по теплоснабжению. МУП «Наш Дом» на праве аренды переданы котельные, расположенные в <адрес>. <данные изъяты> на праве аренды переданы котельные, расположенные <адрес>. МУП «Заказчик» на праве аренды переданы котельные, расположенные в <адрес>.
Однако договор на поставку газа заключен только между <данные изъяты> и МУП «Заказчик». Договора о поставке газа между <данные изъяты> и МУП «Наш дом», <данные изъяты> не заключались, следовательно, нарушений Правил поставки газа ими не допущено.
Таким образом, из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ подлежат исключению котельные, расположенные за пределами <адрес>, так как их обслуживанием МУП «Заказчик» не занимается.
ДД.ММ.ГГГГ МУП «Заказчик» представил в <данные изъяты> все необходимые документы и заявление о предоставлении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. ДД.ММ.ГГГГ МУП «Заказчик», <данные изъяты>, а ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> были выданы лицензия на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов, 1,2 и 3 классов опасности.
Из протокола заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ начат отопительный сезон и в связи с отсутствием разрешения на пуск газа в газовые котельные района от <данные изъяты> срывается начало отопительного сезона, в связи с чем в тяжелой ситуации находится 13 учебных заведений (4170 учащихся), 15 дошкольных учреждений (1477 человек), учреждения здравоохранения, а также более 22 000 жителей, получающих услуги теплоснабжения. В связи с этим с ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О введении режима чрезвычайной ситуации в связи со срывом отопительного сезона» директору МУП «Заказчик», <данные изъяты><данные изъяты>ФИО5 было поручено запустить газовые котельные с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно представленных актов от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверениям от ДД.ММ.ГГГГ работниками котельных, имеющими допуск на работу с газовым оборудованием, были сняты пломбы и открыты задвижки на отключающей арматуре.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что МУП «Заказчик» не принимало решений о возможности совершения и не совершало действий, нарушающих пункт 5 Правил поставки газа в РФ и п. 3.9 Договора поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ, а исполняло принятое <данные изъяты> Постановление «О введении режима чрезвычайной ситуации в связи со срывом отопительного сезона». При этом следует учесть, что вышеуказанные газовые котельные являются единственными объектами в населенных пунктах, обеспечивающими теплоснабжение социально значимых объектов.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием вины МУП «Заказчик» в совершении вмененного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении <данные изъяты> муниципального унитарного образования <адрес> по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение 10 дней.
Судья О.А. Болгерт