ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-35/2017 от 20.02.2017 Анжеро-судженского городского суда (Кемеровская область)

Дело №5-35/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


20 февраля 2017 года

Судья Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области Ефременко И.В.,

с участием директора Негосударственного учреждения дополнительного образования «КУРС» ФИО1,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении Негосударственного учреждения дополнительного образования «КУРС», юридический адрес: 652470, Кемеровская область, гор.Анжеро-Судженск, <...>,

УСТАНОВИЛ:

Негосударственным учреждением дополнительного образования «КУРС» (далее по тексту НУ ДО «КУРС») допущено нарушение законодательства в сфере осуществления образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований при следующих обстоятельствах:

<дата> на основании ежегодного плана проведения плановых проверок Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, согласованного с Прокуратурой Кемеровской области, в соответствии с приказом Кузбассобрнадзора от <дата> была проведена плановая выездная проверка в отношении Негосударственного учреждения дополнительного образования “КУРС” по адресам: <адрес>, офисы , г. Анжеро-Судженск.

Негосударственное учреждение дополнительного образования “КУРС” является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности серии А регистрационный , предоставленная Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области <дата>.

В ходе проведения плановой выездной проверки Негосударственного учреждения дополнительного образования “КУРС” обнаружены следующие нарушения обязательных требований, зафиксированные в акте проверки от <дата>.

В соответствии с требованиями подпункта “г” пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 “О лицензировании образовательной деятельности”, одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие разработанных и утверждённых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ.

В нарушение требований подпункта “г” пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 “О лицензировании образовательной деятельности”, в Негосударственном учреждении дополнительного образования “КУРС” отсутствуют разработанные и утверждённые данной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательные программы дополнительного образования:

“1C: Предприятие”;

“Практический менеджмент”.

При проведении проверки были представлены только учебные программы (содержащие пояснительную записку и учебный план), при этом согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЭ “Об образовании в Российской Федерации” образовательная программа наряду с учебно-тематическим (учебным) планом включает в себя также:

календарный учебный график;

- рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов;

оценочные и методические материалы.

Факт обучения по образовательным программам “1C: Предприятие”, “Практический менеджмент” в проверяемый период подтверждается учебной документацией лицензиата, представленной при проведении проверки.

В соответствии с требованиями подпункта “д” пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 “О лицензировании образовательной деятельности”, одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций”.

Данной номенклатурой предусмотрены следующие должности педагогических работников, не отнесённых к профессорско-преподавательскому составу: воспитатель, инструктор-методист, инструктор по труду, инструктор по физической культуре, концертмейстер. логопед, мастер производственного обучения, методист, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, педагог-библиотекарь, педагог-организатор, педагог-психолог, преподаватель, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности. руководитель физического воспитания, социальный педагог, старший вожатый. старший воспитатель, старший инструктор-методист, старший методист, старший педагог дополнительного образования, старший тренер-преподаватель, тренер-преподаватель, тьютор, учитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед.

Данный перечень является исчерпывающим.

Согласно кадровой документации НУ ДО “КУРС”, представленной при проведении проверки, функции педагогического работника в данной организации исполняет ФИО1 (на основании приказа от <дата>), замещающая должность “Директор”, не предусмотренную Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013г. №678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций”.

Трудового договора (а также служебного контракта, дополнительного соглашения к трудовому договору), заключенного между лицензиатом и ФИО1, фактически исполняющей функции педагогического работника "Преподаватель”), как с педагогическим работником в ходе проверки предоставлено не было.

Согласно письменным пояснениям директора Негосударственного учреждения дополнительного образования “КУРС” ФИО1 трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору) с ФИО1 как с педагогическим работником не заключался.

Таким образом, в нарушение требований подпункта “д” пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 “О лицензировании образовательной деятельности”, в распоряжении Негосударственного учреждения дополнительного образования “КУРС”, осуществляющей образовательную деятельность на основании имеющейся лицензии, отсутствуют педагогические работники, соответствующие требованиям статьи 46 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”.

В соответствии с требованиями подпункта “д” пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 “О лицензировании образовательной деятельности”, одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЭ “Об образовании в Российской Федерации” право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

В соответствии с частью 21 статьи 2 педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЭ “Об образовании в Российской Федерации”.

В соответствии со статьёй 56 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Согласно статье 15 Трудового Кодекса Российской Федерации заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

На основании вышеизложенного привлечение к осуществлению образовательного процесса физических лиц, фактически исполняющих функции педагогических работников (преподавателей), на основании договоров гражданско-правового характера противоречит действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования.

Представленный при проверке гражданско-правовой договор от <дата>,

заключенный между Негосударственным учреждением дополнительного образования «КУРС» и ФИО2 (исполнявшей функции преподавателя (по образовательной программе “Практический менеджмент”) в период с <дата> по <дата>), не является трудовым договором. заключенным с данным лицом как с педагогическим работником.

Трудовой договор с вышеуказанным лицом как с педагогически работником при проверке не представлен.

Наличие вышеуказанного лица, фактически исполняющего обязанности педагогического работника (преподавателя) на ином законном основании (трудовой договор по совместительству, служебный контракт, дополнительные соглашения к трудовым договорам и т.п.) на момент проведения проверки не предоставлено.

В соответствии с подпунктом “а” пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 “О лицензировании образовательной деятельности”, к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение лицензионных требований, предусмотренных, в том числе и подпунктами “г”, “д” пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 “О лицензировании образовательной деятельности”. За совершение указанного правонарушения предусмотрено привлечение Негосударственного учреждения дополнительного образования «КУРС» к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

При рассмотрении административного материала директор Негосударственного учреждения дополнительного образования «КУРС» ФИО1 суду пояснила, что с правонарушением согласна, вину признает, однако просит суд учесть, что возглавляемое ею учреждение находится в тяжелом материальном положении в связи с чем штраф в размере предусмотренном часть 3 ст.19.20 для юридических лиц финансово непосилен для НУ ДО «КУРС», считает, что суд должен произвести переквалификацию действий с юридического лица на должностное лицо по ст.19.20 КоАП РФ.

Начальник отдела лицензирования и лицензионного контроля Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области ФИО3 просила о рассмотрении административного материала в отношении НУ ДО «КУРС» в отсутствие представителей Кузбассобрнадзора, дополнительно сообщив суду о том, что требования о привлечении к административного ответственности НУ ДО «КУРС» возглавляемая ей служба поддерживает в полном объеме, поскольку протокол в отношении Негосударственного учреждения дополнительного образования «КУРС» был составлен в виду выявленных грубых нарушений лицензионных требований при осуществлении НУ ДО «КУРС» образовательной деятельности.

Выслушав директора Негосударственного учреждения дополнительного образования «КУРС» ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Нарушение ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности; соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются, в том числе, образовательные организации.

Пунктом 18 статьи 2 указанного Закона установлено, что образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

В силу положений пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона №99-ФЗ от 04 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

При рассмотрении дела установлено, что НУ ДО «КУРС» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от <дата>., выданной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (л.д.18).

Пунктом 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №966 от 28 октября 2013 года определены лицензионные требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, в том числе:

в) наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Пунктом 9 вышеуказанного Положения определен перечень грубых нарушений лицензионных требований и условий, к которым относится нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6.

При проведении выездной проверки НГУ ДО «КУРС» не были предоставлены разработанные и утвержденные данной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательные программы дополнительного образования “1C: Предприятие”, “Практический менеджмент”; не был предоставлен трудовой договор (а также служебный контракт, дополнительное соглашение к трудовому договору), заключенного с ФИО1, фактически исполняющей функции педагогического работника (должность «Преподаватель»);

выявлен факт привлечения к осуществлению образовательного процесса физических лиц, фактически исполняющих функции педагогических работников (преподавателей), на основании договоров гражданско-правового характера.

Таким образом, НУ ДО «КУРС» осуществляет образовательную деятельность с грубым нарушением лицензионных требований и условий, которые выразились в нарушении п.п. «г», «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №966 от 28 октября 2013года.

Данный факт подтверждается актом проверки НУ ДО «КУРС» от <дата>., протоколом об административном правонарушении от <дата>. в отношении НУ ДО «КУРС», материалами учебной документации НУ ДО «КУРС».

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, являются допустимыми доказательствами, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина доказана и нашла свое подтверждение, поскольку привлекаемое лицо имело возможность принять все необходимые меря для недопущения нарушения норм действующего законодательства, однако таковых мер не приняло.

Анализ положений статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к установленным по делу фактическим обстоятельствам позволяет сделать вывод о том, что действия НУ ДО «КУРС» согласно представленных Кузбассобрнадзором материалов административного дела должны быть квалифицированы по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для переквалификации действий юридического лица на должностное лицо директора НУ ДО «КУРС» ФИО1, как заявлено ею при рассмотрении дела об административном правонарушении суд не усматривает. Однако при назначении административного наказания судом учитывается характер совершенного организацией административного правонарушения, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, чья деятельность не носит коммерческий характер и необходимость назначения по делу об административном правонарушении реально исполнимого наказания.

Вина доказана и нашла свое подтверждение, поскольку привлекаемое лицо имело возможность принять все необходимые меря для недопущения нарушения норм действующего законодательства, однако таковых мер не приняло.

При назначении административного наказания судом учитывается характер совершенного организацией административного правонарушения, тяжелое имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, чья деятельность не носит коммерческий характер и необходимость назначения по делу об административном правонарушении реально исполнимого наказания суд считает возможным применить положения частей 3.2, 3.3 ст.4.1 КРФ об АП и назначить НУ ДО «КУРС» административное наказание в виде штрафа в минимально возможном размере 150000 рублей:2=75000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.7-29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Негосударственное учреждение дополнительного образования «КУРС», юридический адрес: 652470, Кемеровская область, гор.Анжеро-Судженск, <...>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 статьи 19.20 КоАП РФ назначив юридическому лицу административное наказание в виде штрафа с применением положения частей 3.2, 3.3 ст.4.1 КРФ об АП 75.000 (семьдесят пять тысяч) рублей.

УФК по Кемеровской области (Государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области <...>

<...> в Отделении по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Кемерово)

<...>

<...>

Назначение платежа: Уплата штрафа

Наименование платежа: административный штраф.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление (652470, г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область, ул. Ленина, 9).

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу, постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате направляется в течение трех суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В силу ч.1 ст.20.25 неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.32.2 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента получения постановления.

Судья: подпись И.В. Ефременко

Копия верна: