Резолютивная часть оглашена **.**.2021 года
Дело № 5-99/2021
(№ 5-3607/2020)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
**.**. 2021 года <...>
Судья Псковского городского суда Псковской области Бондаренко И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломановым Е.М., с участием представителя Псковской таможни П.И., выступающей по доверенности №* от **.**.2020 года, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении фирмы-перевозчика ООО «ЛИРА» (ОГРН №*, ИНН №*, КПП №*, дата регистрации – **.**.**** года), зарегистрированной по адресу: <адрес>, ранее неоднократно привлекаемой к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
**.**.2020 года должностным лицом Псковской таможни в отношении фирмы-перевозчика ООО «ЛИРА» (ОГРН №*, ИНН №*, КПП №*, дата регистрации – **.**.**** года), зарегистрированной по адресу: <адрес>, составлен протокол об административном правонарушении, выразившемся в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Определением от **.**.2020 года дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Псковский городской суд Псковской области.
Директор фирмы-перевозчика ООО «ЛИРА» С.А., будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя Общества, указав, что Общество согласно с вменяемым правонарушением, свою вину в административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, признает. Просил назначить наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения, без назначения штрафа.
Представитель Псковской таможни П.И. в судебном заседании, поддержав доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, полагала, что вина фирмы-перевозчика ООО «ЛИРА» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, полностью подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, и является установленной. Просила признать фирму-перевозчика ООО «ЛИРА» виновной в совершении настоящего правонарушения, и назначить наказание в пределах санкции статьи с учетом обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Выслушав представителя Псковской таможни, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. 26 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
Согласно подп. 27 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.
В силу п. 1 ст. 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.
Согласно пункту 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик, среди прочих документов и сведений, указанных в данной статье, представляет таможенному органу также сведения: о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; о товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков); о весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах); о наличии (отсутствии) товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен; о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной; об идентификационных номерах контейнеров.
Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет за собой административную ответственность по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Таким образом, Таможенным кодексом ЕАЭС установлен перечень сведений, которые должны быть предоставлены таможенному органу при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о ввезенных товарах.
Как следует из материалов дела, **.**.2020 года в ** часа ** минут по московскому времени на таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни прибыло транспортное средство с регистрационными номерами №*/№* с морским контейнером №* (фирма-перевозчик – ООО «ЛИРА»).
Фирма-перевозчик ООО «ЛИРА», в лице водителя – гражданина <данные изъяты>О.В. (**.**.**** года рождения, место рождения: <данные изъяты>, место жительства: <данные изъяты>, тел. <данные изъяты>, заграничный паспорт гражданина <данные изъяты>№* выдан <данные изъяты> от **.**.**** года), предоставила товаросопроводительные документы: CMR №*, инвойс №* от **.**.**** года, Приложение №* от **.**.**** года к Контракту №* от **.**.**** года, согласно которым в вышеуказанном транспортном средстве перемещался товар: «сборный груз» (1276 грузовых мест, общим весом брутто 24232 кг.).
Отправитель товара: «Z» Ltd (<адрес>), через агента SIA «I» (<адрес>).
Получатель товара: ООО «П», <адрес>, ИНН №*).
В ходе проведенного таможенного досмотра товара (акт таможенного досмотра №*), перемещаемого в вышеуказанном транспортном средстве, было установлено, что общий вес брутто перевозимого товара составил 24536,3 кг., что на 304,3 кг. больше, чем заявлено в предоставленных транспортных и коммерческих документах.
Таким образом, выявив факт сообщения в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товаров при прибытии на таможенную территорию Союза, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, **.**.2020 года должностным лицом таможенного поста МАПП Убылинка Псковской таможни было принято решение о возбуждении в отношении фирмы-перевозчика ООО «ЛИРА» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В тот же день, товар, а именно: 1) «пуговица» аминопласт. Товар упакован в индивидуальные прозрачные полимерные пакеты, уложенные в полимерные мешки. На полимерном мешке имеется маркировка «Пуговица аминопласт. Размер D20-4. Цвет: черная. Кол-во: 50000 шт.». На индивидуальном прозрачном полимерном пакете с товаром имеется маркировка: «Пуговица аминопласт. Размер 20ММ-4. Цвет: черная. Количество: 1000 шт.». Количество грузовых мест – 1 место, часть грузового места в количестве 26 пакетов. Количество товара – 1 желтый полипропиленовый мешок, в котором находятся 50 пакетов с товаром и 26 пакетов с товаром, являющиеся частью грузового места. Общее количество предметов – 76000 пуговиц аминопласт, общим весом брутто – 65 кг; 2) «молния» пластиковая синего и черного цвета. Товар упакован в индивидуальные прозрачные полимерные пакеты, уложенные в полимерные мешки. На полимерном мешке имеется маркировка «Молния 163 Тип 5. 534. YIIXIY. Цвет: черная. Длина – 60 см. Количество – 1000 шт.» На полимерном прозрачном пакете имеется маркировка «Молния Витая 14 см. Тин №5. Черный 100 шт.». Количество грузовых мест – 15 мест, часть грузового места в количестве 3 пакетов. Количество товара – 15 зеленых полипропиленовых мешков, и 3 пакета с товаром, являющиеся частью грузового места. Общее количество предметов – 15300 шт., общим весом брутто – 239,3 кг. Всего: 16 грузовых мест (полипропиленовых мешков с товаром), и часть грузового места (29 прозрачных полимерных пакетов, в которых находятся 91300 шт. товара), общим весом брутто – 304,3 кг., был изъят в качестве предмета административного правонарушения по протоколу изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении от **.**.2020 года и помещен на СВХ ООО «Т» на ответственное хранение (<адрес>).
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в правоотношения с таможенными органами, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Отношения, связанные с международной перевозкой грузов автомобильным транспортом, регулируются не только таможенным законодательством Евразийского экономического союза и законодательством государств – членов Евразийского экономического союза, но и международными договорами, участником которых является Российская Федерация.
В соответствии со ст. 4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее - КДПГ), заключенной в г. Женеве 19.05.1956, договор перевозки устанавливается накладной.
В силу п.1 ст. 9 КДПГ накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятия груза перевозчиком.
Статьей 6 КДПГ определен перечень сведений, которые должна содержать накладная, к числу которых относятся, в том числе: принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение; число грузовых мест, их особая разметка и номера; вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза.
Таким образом, заключая договор перевозки, перевозчик должен знать предмет договора, проверить все сведения, указанные в накладной. Штамп и подпись перевозчика в накладной свидетельствуют о соответствии фактически принятого к перевозке груза сведениям о нем, содержащимся в накладной.
Согласно ст. 8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить: a) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; b) внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1 a) настоящей статьи, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.
Данная обязанность не исключает возможности фактической проверки перевозчиком сведений о весе брутто товара, а при невозможности проверки данных сведений – внесения в накладную соответствующих оговорок.
Отсутствие таких оговорок в документах, в случае выявления недостоверности заявленных в них сведений, может свидетельствовать о недостаточной степени заботливости перевозчика по соблюдению требований таможенного законодательства, и о наличии вины в его действиях.
Таким образом, обязанность предоставить достоверные сведения о перевозимом товаре, в том числе и о весе брутто товара, в силу ст. 89 ТК ЕАЭС, возлагается на перевозчика.
Также, следует отметить, что обязанность по сообщению в таможенный орган достоверных сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу, не может быть поставлена в зависимость от обстоятельств, связанных с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, его взаимоотношений с другими субъектами предпринимательской деятельности, их правоотношений, их взаимных прав и обязанностей и действий контрагентов, поскольку данные правоотношения регулируются нормами гражданского законодательства.
Названная обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах путем предоставления документов, содержащих достоверные сведения, является обязанностью абсолютной и лицо, на которое она возложена законом, должно её исполнить, приняв для этого все зависящие от него меры или отказаться от осуществления деятельности и/или действий, с которыми связана такая обязанность, если оно не в состоянии её выполнить.
С учетом изложенного, перевозчик является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Водитель фирмы-перевозчика ООО «ЛИРА» - О.В., опрошенный в качестве свидетеля **.**.2020 года, пояснил, что **.**.2020 года в **:** часа он прибыл на таможенный пост Убылинка Псковской таможни на транспортном средстве – седельный тягач марки «D», регистрационный номер №*, VIN-номер: №*, с полуприцепом марки «T», регистрационный номер №*, VIN-номер: №*, с морским контейнером «T» с целью ввоза товара на Таможенную территорию Евразийского экономического союза. На транспортном средстве с регистрационными номерами №*/№* он перевозил товар – пакет зиплок, пластиковый подкнопочник, пластиковый фиксатор, резинка шляпная, шнур ШКП, резинка продежки, лента тканная светоотражающая, лента «липучка», кант светоотражающий, этикет-пистолет, игла для этикет-пистолета, фастекс, пуговица аминопласт, заготовка пуговицы, металлическая молния, пластиковая молния, в количестве 1276 грузовых мест. Погрузка происходила в г. Рига, в портовой территории, где ему отгрузили запломбированный морской контейнер. О недостоверности заявленных сведений он не знал и не предполагал (л.д.82-84).
Как следует из пояснений представителя фирмы-отправителя товара - SIA «I», в лице члена правления Л.М., предоставленных последним в ходе административного расследования в адрес Псковской таможни в письменном виде, загрузка товара в непосредственно в контейнер «T» происходила в КНР, пломба повешена в порту НИНГБО. Далее контейнер прибыл в порт РИГИ (<данные изъяты>), где был поставлен на контейнеровоз №*/№*. При погрузке товара непосредственно в контейнер «T» представитель компании SIA «I» не присутствовал, по причине того, что это происходило в КНР. В то же время при постановке контейнера на контейнеровоз №*/№* в порту города Рига водитель ООО «ЛИРА» присутствовал. Контейнер был опломбирован морской (линейной) пломбой №*, совпадающей с указанной в сопроводительных документах. Документы оформлялись декларантом компании SIA «I». Данные по весу брутто указывались в соответствии с представленными им (заказчиком перевозки) документами, а именно: Инвойс №* от **.**.2020 года, Пакинг лист №* от **.**.2020 года, фидерный коносамент №*, и океанский коносамент №*, где ясно и четко была прописана вся информация по грузу. На основании этих документов были заполнены товаросопроводительные документы (CMR №*). Услуги по взвешиванию в порту имеются и они являются платными. Взвешивался ли данный груз по заданию владельца товара компания SIA «I» ответить не может, поскольку перед ними такую задачу клиент не ставил. Причину, почему вес, указанный в документах, не совпадает на 304,30 кг с фактическим, компания SIA «I» ответить не может, однако предполагает, что китайский отправитель указал не совсем точный вес упаковки. Также возможной причиной может быть и то, что упаковка товара напиталась влагой, что повлекло за собой фактическое утяжеление веса (л.д.103).
Таким образом, из вышеизложенного следует, что водитель фирмы-перевозчика ООО «ЛИРА» - О.В., у которого в месте принятия товара к перевозке имелась возможность проверить вес брутто товара, положился на сведения, предоставленные ему отправителем товара без принятия всех достаточных и необходимых мер для проверки соответствия данных о весе брутто товара, указанных в документах, с фактическими данными.
При этом, судом установлено, что объективных причин, препятствующих водителю фирмы-перевозчика ООО «ЛИРА» - О.В. проверить соответствие фактически перемещаемого товара в части сведений о весе брутто товара со сведениями, указанными в товаросопроводительных документах, не имелось, что так же подтверждается отсутствием в CMR №* от **.**.2020 года каких-либо обоснованных оговорок в графе № 18 (оговорки и замечания перевозчика) о невозможности проверки веса брутто товара в месте его приема к перевозке, что свидетельствует о проявлении перевозчиком ненадлежащей степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований таможенного законодательства.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что перевозчик отвечает, как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки (статья 3 КДПГ), суд считает установленным, что фирмой-перевозчиком ООО «ЛИРА» нарушены требования, установленные ст. 89 ТК ЕАЭС, что выразилось в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в связи с чем, суд находит вину фирмы-перевозчика ООО «ЛИРА» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, установленной и доказанной.
Кроме признания фирмой-перевозчиком ООО «ЛИРА» своей вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ, вина фирмы-перевозчика также полностью подтверждается следующими доказательствами: копией информационного листа о взвешивании от **.**.2020 года (л.д.8); копией акта таможенного осмотра №* от **.**.2020 года (л.д.9-11); копиями товаросопроводительных документов (л.д.12-19); копией поручения на таможенный досмотр №* от **.**.2020 года (л.д.20); копией докладной записки от **.**.2020 года о выявлении профиля риска (л.д.21); копией уведомления о проведении таможенного досмотра от **.**.2020 года (л.д.22, 64); копией требования о предъявлении товаров от **.**.2020 года (л.д.23, 65); копией требования о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств от **.**.2020 года (л.д.24, 66); актом таможенного досмотра №* от **.**.2020 года (л.д.25-61); актом об удалении средств идентификации №* от **.**.2020 года (л.д.62); актом таможенного наблюдения №* от **.**.2020 года (л.д.63); копиями паспорта водителя фирмы-перевозчика ООО «ЛИРА» О.В. и доверенности ООО «ЛИРА» (л.д.67, 68); копией докладной записки от **.**.2020 года №* об изменении степени досмотра (л.д.71); копией докладной записки от **.**.2020 года №* о выявлении признаков наличия административного правонарушения (л.д.72); протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении №* от **.**.2020 года с фототаблицей (л.д.73-78); актом приема-передачи имущества на ответственное хранение от **.**.2020 года (л.д.80-81), и иными материалами дела в их совокупности.
Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцениваемых судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, сомнений не вызывают.
При таких обстоятельствах, за совершение настоящего административного правонарушения фирма-перевозчик ООО «ЛИРА» подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
При назначении наказания, суд, учитывая обстоятельства совершения фирмой-перевозчиком ООО «ЛИРА» настоящего правонарушения, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, к которым суд относит признание вины, а также обстоятельств, отягчающих административную ответственность, к которым суд относит повторное совершение фирмой-перевозчиком ООО «ЛИРА» административного правонарушения в области таможенного дела, и, руководствуясь основной целью административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений, считает целесообразным применить к фирме-перевозчику ООО «ЛИРА» административное наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.
Оснований для освобождения фирмы-перевозчика ООО «ЛИРА» от административной ответственности и признания правонарушения малозначительным не имеется, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в пренебрежительном отношении перевозчика к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере таможенного дела, выразившиеся в непринятии всех мер для предотвращения правонарушения.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 16.1 ч. 3, ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Фирму-перевозчика ООО «ЛИРА» (ОГРН №*, ИНН №*, КПП №*, дата регистрации – **.**.**** года), зарегистрированную по адресу: <адрес>, признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения, а именно (согласно акта приема-передачи имущества на ответственное хранение от **.**.2020 года): 1) Пуговица аминопласт черная. Товар упакован в индивидуальные прозрачные полимерные пакеты, уложенные в полимерные мешки. На полимерном мешке имеется маркировка «Пуговица аминопласт. Размер D20-4. Цвет: черная. Кол-во: 50000 шт.». На индивидуальном прозрачном полимерном пакете с товаром имеется маркировка: «Пуговица аминопласт. Размер 20ММ-4. Цвет: черная. Количество: 1000шт.». Количество грузовых мест – 1 место, часть грузового места в количестве 26 пакетов. Количество товара – 1 желтый полипропиленовый мешок, в котором находятся 50 пакетов с товаром и 26 пакетов с товаром, являющиеся частью грузового места. Общее количество предметов – 76000 пуговиц аминопласт, общим весом брутто – 65 кг; 2) Молния пластиковая синего и черного цвета. Товар упакован в индивидуальные прозрачные полимерные пакеты, уложенные в полимерные мешки. На полимерном мешке имеется маркировка «Молния 163 Тип 5. 534. YIIXIY. Цвет: черная. Длина – 60 см. Количество – 1000 шт.» На полимерном прозрачном пакете имеется маркировка «Молния Витая 14 см. Тин №5. Черный 100 шт.». Количество грузовых мест – 15 мест, часть грузового места в количестве 3 пакетов. Количество товара – 15 зеленых полипропиленовых мешков, и 3 пакета с товаром, являющиеся частью грузового места. Общее количество предметов – 15300 шт., общим весом брутто – 239,3 кг. Общее количество грузовых мест – 16 мест, и часть места. Общий вес брутто товара – 304,3 кг. Общее количество товара – 16 полипропиленовых мешков с товаром и 29 прозрачных полимерных пакетов, в которых находятся 91300 шт. товара.
Обязать Псковскую таможню в порядке исполнения настоящего постановления передать конфискованный товар, находящийся на ответственном хранении на СВХ ООО «Т» по адресу: <адрес>, в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Псковской и Новгородской областях.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.В. Бондаренко