ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-360/20 от 30.09.2020 Морозовского районного суда (Ростовская область)

дело №5-360/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

«30» сентября 2020 года <...>

Судья Морозовского районного суда Ростовской области Писаренко В.В., с участием старшего помощника прокурора Морозовского района Любимовой О.В., лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, защитника Баранова В.М.
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ Об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы администрации Моро­зовского района ФИО1

УСТАНОВИЛ:

Согласно постановлению прокурора Морозовского района Ростовской области от 23.07.2020 года о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, прокуратурой района проведена проверка ис­полнения бюджетного законодательства при расходовании субсидий на возмещение затрат, связанных с обеспечением исполнения членами казачьих обществ обяза­тельств по оказанию содействия органам местного самоуправления Администрацией Морозовского района, которой установлено, что 25.05.2018 между администрацией Морозовского района и ВКО «Всевеликое Войско Донское» заключено соглашение о предоставлении из местного бюджета субсидии на возмещение затрат, связанных с обеспечением исполнения членами ка­зачьих обществ обязательств по оказанию содействия органам местного самоуправ­ления.
27.07.2018, 01.02.2019, 30.12.2019 к соглашению о предоставлении из местного бюджета субсидии на возмещение затрат, связанных с обеспечением исполнения членами казачьих обществ обязательств по оказанию содействия органам местного самоуправления заключены дополнительные соглашения.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ВКО «Всевеликое Войско Донское» ОГРН <***> имеет государственную регистрацию в г. Ростов-на-Дону.
Соглашение от 25.05.2018 №2018/1 о предоставлении из местного бюджета субсидии на возмещение затрат, связанных с обеспечением исполнения членами казачьих обществ обязательств по оказанию содействия органам местного самоуправления заключено администрацией Морозовского района с ВКО «Всевеликое Войско Донское» в нарушение п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 1.5 Порядка предоставления субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, утвержденного постановлением администрации Морозовского района №177 от 23.03.2018, так как данная организация не зарегистрирована на территории Морозовского района и соответственно не может относится к категории получателей субсидии.
Согласно п. 1.1 Соглашения от 25.05.2018 №2018/1 о предоставлении из местного бюджета субсидии на возмещение затрат, связанных с обеспечением исполнения членами казачьих обществ обязательств по оказанию содействия органам местного самоуправления предметом соглашения является предоставление из местного бюджета в 2018 году/ 2019 году - 2020 годах субсидии в целях возмещения затрат получателя, связанных с обеспечением исполнения членами казачьих обществ обязательств по оказанию содействия органам местного самоуправления в осуществлении установленных задач и функций.
Размер субсидии на 2020 год составляет 5 197 100,0 руб. (дополнительное соглашение №4 от 30.12.2019).
Администрацией Морозовского района платежным поручением от 20.02.2020 ВКО «Всевеликое Войско Донское» перечислена субсидия в размере 433095,5 руб.; платежным поручением от 20.03.2020 перечислена субсидия в размере 433095,5 руб.; платежным поручением от 17.04.2020 перечислена субсидия в размере 433095,5 руб.; платежным поручением от 18.05.2020 перечислена субсидия в размере 418608,0 руб.
В период с 20.02.2020 по 18.05.2020 г. из местного бюджета Морозовского района юридическому лицу - ВКО «Всевеликое Войско Донское» на возмещение затрат, связанных с обеспечением исполнения членами казачьих обществ обязательств по оказанию содействия органам местного самоуправления на основании заключенного с ВКО «Всевеликое Войско Донское» соглашения от 25.05.2020 с последующими изменениями, внесенными дополнительными соглашениями №1 от 01.07.2018, №2 от 27.07.2018, №3 от 01.02.2019, №4 от 30.12.2019 была предоставлена субсидия, в размере 1 717 894,5 в том числе поручением от 20.02.2020 - 433095,5 руб.; платежным поручением от 20.03.2020 - 433095,5 руб.; платежным поручением от 17.04.2020 - 433095,5 руб.; платежным поручением от 18.05.2020 - 418608,0 руб. ВКО «Всевеликое Войско Донское» не зарегистрированному на территории Морозовского района.
Действия ФИО1 квалифицированы прокурором по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ Об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 направлено для рассмотрения в Морозовский районный суд Ростовской области.
В судебном заседании ФИО1 вину во вменяемом правонарушении не признал, его защитник Баранов В.М. пояснил, что в данном случае субсидия могла быть предоставлена именно ВКО «Всевеликое Войско Донское», которое зарегистрировано на территории Ростовской области и осуществляет свою деятельность на территории Морозовского района, так как является единственной некоммерческой организацией содействующей Администрации района в осуществлении задач и функций по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации или ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма, в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в мероприятиях по защите населения от ЧС природного и техногенного характера, в мероприятиях межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Условия предоставления субсидии, установленные абз. д, е п. 2.9 раздела 2 о регистрации получателя субсидии на территории Ростовской области и осуществлении деятельности на территории Морозовского района соблюдены. Субсидия предоставлена во исполнение Областного закона Ростовской области «О казачьих дружинах в Ростовской области», государственной программы РО «Поддержка казачьих обществ Ростовской области» в пределах лимитов бюджетных обязательств. Выплатой субсидии неблагоприятных последствий не наступило. В настоящее время в Порядок предоставления субсидий внесены изменения касающиеся регистрации получателей субсидии на территории Морозовского района.

Старший помощник прокурора Любимова О.В. полагала, что при предоставлении субсидии ВКО «Всевеликое Войско Донское», не зарегистрированному на территории Морозовского района, порядок предоставления субсидии, в части критериев получателя субсидии, установленный п. 1.5 был нарушен.
Изучив материалы, дела и оценив представленные доказательства, выслушав лиц, явившихся для рассмотрения дела, судья пришел к следующему.
Административная ответственность по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Таким образом, правовые акты, регулирующие предоставление субсидий по своему содержанию, кроме категории и критерии получателей субсидии, порядка возврата, обязательной проверки должны содержать условия и цели предоставления субсидий.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступают экономические интересы государства, выражающиеся в установлении условий предоставления субсидий за счет бюджетных средств, в целях оказания государственной поддержки организациям.
Следовательно, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в совершении деяния, повлекшего нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам не любых положений правового акта регулирующего предоставление субсидий, а только той его части, которая регулирует условий их предоставления.
Нарушения порядка предоставления субсидий, не отнесенных к условиям их предоставления, по смыслу ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей.
Согласно постановлению о возбуждении производства по делу об административном правонарушении ФИО1 вменяется предоставление в период с 20.02.2020 г по 18.05.2020 г из местного бюджета Морозовского района субсидии ВКО «Всевеликое Войско Донское» на возмещение затрат, связанных с обеспечением исполнения членами казачьих обществ обязательств по оказанию содействия органам местного самоуправления в нарушение п. 1.5 Порядка предоставления субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, утвержденного постановлением администрации Морозовского района №177 от 23.03.2017 - юридическому лицу ВКО «Всевеликое Войско Донское» не зарегистрированному на территории Морозовского района.
При этом, структурно п. 1.5 порядка, о регистрации получателя субсидии на территории Морозовского района, изложены в разделе общих положений Порядка и относятся к категории и (или) критериям отбора получателей субсидии. Условия и порядок предоставления субсидии предусмотрены разделом 2, в силу которого получатели субсидии должны подлежать государственной регистрации или постановке на учет в налоговом органе на территории Ростовской области, осуществлять свою деятельность на территории Морозовского района (абз. д, е п. 2.9 раздела 2). Требований к регистрации получателя субсидии на территории Морозовского района раздел 2, содержащий Условия предоставления субсидий, установленный Порядок предоставления субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, утвержденный постановлением администрации Морозовского района №177 от 23.03.2017 не содержит.
Таким образом, требование к регистрации получателя субсидии на территории Морозовского района Ростовской области не является условием предоставление субсидии, так как относится к категории её получателей, нарушение которой, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Несмотря на наличие выявленной коллизии норм п. 1.5 и абз. д, е п. 2.9 раздела 2 Порядка предоставления субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, утвержденного постановлением администрации Морозовского района №177 от 23.03.2017 основания для вывода о нарушении условий предоставления субсидии ВКО «Всевеликое Войско Донское» не имеется.
В настоящее время, постановлением главы Администрации Морозовского района № 199 от 02.09.2020 года в Порядок предоставления из бюджета Морозовского района субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями внесены изменения, п. 1.5 изложен в новой редакции, определяющей категории получателя субсидии как зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории Ростовской области и осуществляющим свою деятельность на территории Морозовского района, что исключило неопределенность в право применении правового акта.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Учитывая, что условия предоставления ВКО «Всевеликое Войско Донское» субсидии за счет средств бюджета Морозовского района, установленные разделом 2 Порядка нарушены не были, в действиях должностного лица Главы Администрации Морозовского района ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ. Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ Об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы администрации Моро­зовского района ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд Ростовской области в течение 10 суток со дня его получения или вручения его копии.

Судья: