ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-360/2021 от 22.12.2021 Шербакульского районного суда (Омская область)

Дело № 5-360/2021

УИД: 55RS0039-01-2021-001275-90

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 декабря 2021 года р.п.Шербакуль Омской области

Судья Шербакульского районного суда Омской области Головань Е.П., при секретаре судебного заседания Хариной В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: Омская область, р.<...>, материал об административном правонарушении по ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Максимовская средняя общеобразовательная школа» Шербакульского муниципального района Омской области,

у с т а н о в и л:

Из протокола об административном правонарушении в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Максимовская средняя общеобразовательная школа» Шербакульского муниципального района Омской области (далее МБОУ «Максимовская СОШ», Учреждение) от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что 18 ноября 2021 года около 15 часов 00 минут установлено, что Учреждение по адресу: <адрес> осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), за что частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

В ходе выездной плановой проверки, проведенной на основании решения Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что Учреждением при реализации программ дошкольного образования не соблюдается лицензионное требование, предусмотренное подпунктом «г» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года №14906 (далее - Положение о лицензировании), заключающееся в наличии в штате Учреждения или привлечении им на ином законном основании педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 11, статьей 46 Закона об образовании.

Учреждение фактически осуществляет образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего 1 и среднего общего образования, а также программам дополнительного образования по адресу места осуществления образовательной деятельности: <адрес>.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым установлены федеральными государственными образовательными стандартами (пункт 2 части 3 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 3.4.1 федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599, установлено, что в реализации адаптированных основных общеобразовательных программ участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, в должностных инструкциях работников Учреждения, с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В ходе проверки установлено, что педагоги Учреждения ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО2, ФИО8, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья не имеют дополнительного профессионального образования, что подтверждается пояснениями директора Учреждения.

При анализе представленных Учреждением документов также установлено, что Учреждение не укомплектовано в полном объеме квалифицированными педагогическими кадрами. В штатном расписании Учреждения отсутствует должность учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом необходимы обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии: ФИО10, ФИО11, ФИО42, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО43, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27

Кроме того, на момент проверки установлено отсутствие курсов повышения квалификации у следующих педагогов по должности «Педагог дополнительного образования»: ФИО3, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО2, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО4, ФИО37, ФИО8

Создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации на основании подпункта 5 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В протоколе указано, что согласно подпункту «а» пункта 9 Положения о лицензировании нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктом «г» пункта 7 Положения о лицензировании, является грубым, следовательно, в Учреждении осуществляется образовательная деятельность по реализации общеобразовательных программ с грубым нарушением лицензионных требований.

Представитель Министерства образования Омской области в судебном заседании не участвовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен, в материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении без участия представителя Министерства.

В судебном заседании руководитель МБОУ «Максимовская СОШ» ФИО7, участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель МБОУ «Максимовская СОШ» ФИО9 (по доверенности), надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовала, направила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, вину в совершении административного правонарушения признала, указала в письменных пояснениях, что педагоги Учреждения прошли обучение по программе профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного образования в объеме 250 часов для осуществления профессиональной деятельности в сфере образования по профилю «Педагог дополнительного образования». Полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что невыполнение МБОУ «Максимовская СОШ» требований Положения о лицензировании повлекло наступление последствий, установленных ч.11 ст. 19 Закона о лицензировании, не указано о наличии таких последствий и в протоколе об административном правонарушении. Просила правонарушение признать малозначительным и ограничиться устным замечанием.

Рассмотрев материал об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Частью 3 ст.19.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Учреждение имеет лицензию от 16 марта 2015 года регистрационный , выданную Министерством образования Омской области на осуществление образовательной деятельности, фактически осуществляет образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего 1 и среднего общего образования, а также программам дополнительного образования по адресу места осуществления образовательной деятельности: <адрес>.

Учреждением при осуществлении образовательной деятельности не соблюдается лицензионное требование, предусмотренное подпунктом «г» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490 (далее - Положение о лицензировании), заключающееся в наличии в штате Учреждения или привлечении им на ином законном основании педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 11, статьей 46 Закона об образовании.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым установлены федеральными государственными образовательными стандартами (пункт 2 части 3 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 3.4.1 федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599, установлено, что в реализации адаптированных основных общеобразовательных программ участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, в должностных инструкциях работников Учреждения, с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Судом установлено, что педагоги Учреждения ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО2, ФИО8, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья не имеют дополнительного профессионального образования;

в штатном расписании Учреждения отсутствует должность учителя-дефектолога, тогда как коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом необходимы обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии: ФИО10, ФИО11, ФИО42, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО43, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27;

педагогами по должности «Педагог дополнительного образования»: ФИО3, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО2, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО4, ФИО37, ФИО8 не пройдены курсы повышения квалификации, тогда как создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации на основании подпункта 5 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Указанные нарушения подтверждаются приказами Учреждения, штатным расписанием, должностными инструкциями педагогов Учреждения, тарификационным списком педагогов Учреждения, журналами успеваемости (выборочно), заключениями психолого-медико-педагогической комиссии, письменными пояснениями руководителя Учреждения, экспертным заключением ФИО38.

Таким образом, в действиях МБОУ «Максимовская СОШ» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

Факт наличия события и состава административного правонарушения подтверждается также следующими доказательствами: - решением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки Учреждения; актом проверки Министерством Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из реестра лицензий, копиями приказов Учреждения, заключения психолого-медико-педагогической комиссии, журналов успеваемости (выборочно), должностных инструкций, штатного расписания, тарификационного списка педагогов и другими доказательствами.

Существенных нарушений КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении не усматривается.

Судом установлено, что МБОУ «Максимовская СОШ» не осуществляет предпринимательской деятельности, является бюджетным учреждением, финансируется из средств местного бюджета.

Суд учитывает, что Учреждением предпринимались меры, направленные на недопущение выявленных нарушений, так педагоги ФИО4ФИО8ФИО3, ФИО6 и ФИО2 прошли повышение квалификации по программе «Коррекционная педагогика и особенности образования и воспитания детей с ОВЗ» в объеме 73 часа и ДД.ММ.ГГГГ получили удостоверения о повышении квалификации ООО «Центр инновационного образования и воспитания»; педагоги ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО28, ФИО30, ФИО29, ФИО31, ФИО36, ФИО34, ФИО37, ФИО29, ФИО32, ФИО33 и ФИО8 прошли обучение в ООО «Центр инновационного образования и воспитания» по программе профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного образования в объеме 250 часов для осуществления профессиональной деятельности в сфере образования по профилю «Педагог дополнительного образования» и ДД.ММ.ГГГГ получили дипломы о профессиональной переподготовке.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из обстоятельств настоящего дела, оцениваемых с точки зрения степени социальной опасности совершенного Учреждением деяния, и принимая во внимание отсутствие каких-либо негативных последствий содеянного, в том числе в виде его негативного влияния на эффективность образовательного процесса, на качество оказываемых Учреждением образовательных услуг, можно сделать вывод о том, что оно не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В связи с этим имеются основания для признания вменяемого Учреждению административного правонарушения малозначительным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9 - 29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения «Максимовская средняя общеобразовательная школа» по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ прекратить за малозначительностью, объявить МБОУ «Максимовская СОШ» устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней через Шербакульский районный суд Омской области.

Судья: подпись Е.П. Головань