ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-362/2021 от 30.08.2021 Боровского районного суда (Калужская область)

Дело № 5-362/2021 (40RS0004-01-2021-001537-79)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 августа 2021 года

Судья Боровского районного суда Калужской области Солдаткина Т.А.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении главы администрации муниципального образования городского поселения «Город Балабаново» Галкина Сергея Павловича

УСТАНОВИЛ:

17 августа 2021 года в Боровский районный суд Калужской области поступило постановление заместителя прокурора Боровского района Калужской области от 16 августа 2021 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении), в отношении главы администрации муниципального образования городское поселение «Город Балабаново» Галкина С.П. (далее также – глава администрации).

Как следует из указанного постановления, административное правонарушение состоит в том, что, являлась должностным лицом исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления и работодателем директора муниципального казенного учреждения культуры (МКУК) «Балабановская городская библиотека» ФИО6, Галкин С.П. длительное время не исполнял представление заместителя прокурора Боровского района Калужской области от 08 июля 2020 года, что препятствовало восстановлению нарушенных трудовых прав сотрудника МКУК «Балабановская городская библиотека им. Н.П. Глухарева» ФИО4

В судебное заседании Галкин С.П. не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещен надлежащим образом.

Заслушав участвующего в рассмотрении дела помощника прокурора, рассмотрев материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27,30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно Закону о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.

Статьей 24 Закона о прокуратуре предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из материалов дела следует, что заместителем прокурора Боровского района Калужской области (далее также заместитель прокурора) 08 июля 2020 года в адрес главы администрации муниципального образования «Город Балабаново» Галкина С.П. внесено представление № 7-72-20/161 об устранении нарушений трудового законодательства (л.д.15-16).

Из текста постановления усматривается, что прокуратурой Боровского района Калужской области проведена проверка соблюдения законодательства по обращению ФИО4, работающей в должности библиотекаря абонемента в МКУК «Балабановская городская библиотека» имени Н.П. Глухарева», учредителем которого является администрация (исполнительно-распорядительный орган) городского поселения «Город Балабаново». В ходе проверки установлены факты понуждения ФИО4 со стороны директора учреждения ФИО6 к расторжению трудового договора по инициативе работника, что является нарушением положений статьей 1,2,77,80 Трудового кодекса Российской Федерации.

В представлении указывается на необходимость рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры, принять меры по устранению выявленных нарушений лесного законодательства, а также законодательства об особо охраняемых природных территориях, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

14 сентября 2020 года за подписью заместителя главы администрации городского поселения «Город Балабаново» ФИО5 заместителю прокурора направлено письмо, в котором сообщается, что доказательств понуждения директором МКУК «Балабановская городская библиотека имени Н.П. Глухарева» ФИО6 к увольнению ФИО4 не представлено, факт увольнения не подтвердился, по причине недоказанности указанных событий вопрос о наложении дисциплинарного взыскания на ФИО6 не рассматривался (л.д.17).

Заместителем прокурора 25 января 2021 года главе администрации направлено требование о необходимости вернуться к рассмотрению указанного представления с участием представителя прокуратуры, должностное лицо предупреждено об ответственности за неисполнение законных требований прокурора по статье 17.7 КоАП РФ (л.д.18).

На данное требование глава администрации в дополнение к ранее направленному письму о результатах рассмотрения представления прокурора в письме от 08 февраля 2021 года сообщил, что администрация городского поселения «Город Балабаново» повторно рассмотрит представление после разрешения трудового спора между ФИО4 и МКУК «Балабановская городская библиотека имени Н.П. Глухарева» Боровским районным судом Калужской области (л.д.19).

06 июля 2021 года глава администрации направил заместителю прокурора ответ, из которого следует, что по результатам рассмотрения представления от 08 июля 2020 года № 7-71-20 директор МКУК «Балабановская городская библиотека имени Н.П. Глухарева» ФИО6 привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания (л.д.20,21).

Таким образом, глава администрации муниципального образования «Город Балабаново» Галкин С.П., в адрес которого внесено представление, фактически согласился с выявленными нарушениями, а также признал свою вину при возбуждении прокурором дела об административном правонарушении по статье 17.7 КоАП РФ (л.д.7).

Между тем, объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в частности, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Административная ответственность по указанной статье наступает только в случае неисполнения законных требований прокурораю. Следовательно, вопрос о законности и обоснованности представления, содержащего требования прокурора, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела, в том числе, при согласии лица, привлекаемого к административный ответственности, с наличием в его действиях состава административного проступка и признании им своей вины, учитывая, что в силу положений статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в соответствующем представлении, лежит на прокуроре.

Проверяя внесенное прокурором представление на предмет законности и обоснованности, прихожу к выводу о том, что данный документ названным требованиям не отвечает.

Так, согласно тексту постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, представление заместителя прокурора внесено главе администрации муниципального образования «Город Балабаново» Галкину С.П. как работодателю директора муниципального учреждения ФИО6 с целью устранения нарушения трудовых прав со стороны последней по отношению к сотруднику учреждения ФИО4

Вместе с тем, глава администрации Галкин С.П. не является должностным лицом, полномочным устранить допущенные нарушения, поскольку, в соответствии с Уставом МКУК «Балабановская городская библиотека», утвержденным постановлением администрации (исполнительно-распорядительного органа) городского поселения «Город Балабаново» 30 октября 2012 года (л.д.137-144) текущее руководство деятельностью учреждения осуществляет его директор.

В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства того, что глава администрации является стороной трудового правоотношения, возникшего между ФИО4 и ее работодателем в лице МКУК «Балабановская городская библиотека имени Н.П. Глухарева», а значит, он не вправе принимать кадровые и иные решения, отнесенные статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации с исключительной компетенции работодателя.

При таких обстоятельствах содержащееся в представлении заместителя прокурора указание на необходимость привлечения к дисциплинарной ответственности директора муниципального учреждения ФИО6 с целью восстановления нарушенных трудовых прав работника данного учреждения, не отвечает положениям статьи 24 Закона о прокуратуре, согласно которой представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Выводы заместителя прокурора в представлении о том, что нарушение трудовых прав ФИО4 явилось следствием недостаточного контроля со стороны главы администрации за действиями подчиненных, не конкретизированы, допущенное в резолютивной части представления указание на необходимость принятия мер по устранению нарушений лесного законодательства, а также законодательства об особо охраняемых природных объектов не относится к обстоятельствам дела, создает неопределенность в понимании и исполнении требований прокурора.

С учетом изложенного невыполнение главой администрации содержащегося в представлении требования заместителя прокурора в установленный срок не может служить основанием для возбуждения прокурором производства по статье 17.7 КоАП РФ, ввиду отсутствия в действиях должностного лица состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.29.2 КоАП РФ судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации муниципального образования городского поселения «Город Балабаново» Галкина Сергея Павловича прекратить по основаниям пункта 2 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Т.А. Солдаткина